95 код – в чём проблема?

shutterstock_159341516

В последнее время литовские перевозчики вновь активно заговорили о проблеме курсов для получения водителем 95 кода. Уже давно должен был быть утверждён новый порядок в этой области в соответствии с директивой ЕС, но воз и ныне там (как говорят – из-за позиции Министерства просвещения). В итоге курсы могут стать значительно длиннее, сложнее и дороже, что создаст автотранспортному сектору страны ещё одну головную боль. Редакция «Cargonews» решила выяснить, что происходит и к чему готовиться перевозчикам?  

Наш сайт уже не раз писал о проблеме 95 кода в Литве. В середине прошлого года казалось, что история близка к своему логическому и благоприятному для перевозчиков завершению – Минтранс подготовил парламенту проект закона, который их устраивал, и оставалось только согласовать с Министерством просвещения (которое неожиданно упёрлось, хотя решение уже было принято правительством) некоторые нюансы, чтобы Сейм мог поставить точку в этом деле. И вот выясняется, что до сих пор ничего не сделано. В связи с этим возникает вопрос – в чём дело?

Опять власть меняется

Оказывается, решением парламента, проект Минтранса уже отложен в сторону, и дело вернулось в правительство, которое снова должно было принять решение. Короче говоря – всё сначала. Только нюанс в том, что теперь ведущую роль играет не Минтранс, а Министерство просвещения, позицией которого перевозчики были недовольны.

Интересно получается – когда речь зашла о коэффициенте зарплаты водителей 1,65, новое правительство фактически автоматически утвердило решение своих предшественников. А когда дело коснулось курсов для получения 95 кода, было решено «выбросить в мусорное ведро» их работу. При этом Литва уже опаздывает с переносом соответствующей директивы ЕС в своё законодательство (санкции пока не применяются, но, наверное, могли бы заставить власти страны действовать быстрее). Ну да ладно. Главное – что дальше?

Как нам сказали в Минтрансе, позиция правительства по вопросу курсов «95 кода» будет направлена в Сейм, и тогда решение примет его ответственный комитет (а затем и весь парламент). «В соответствии с готовящейся позицией Министерства просвещения, курсы 95 кода останутся профессиональным обучением [Минтранс хотел сделать их неформальным обучением]. Министерство просвещения декларирует, что все важные для перевозчиков практические проблемы (длительность программ, обучение не только на литовском языке, чрезмерные требования, новое лицензирование и др.) будут решены», — подытожили в Минтрансе.

Министерство просвещения нам дало следующий комментарий: «При рассмотрении в Сейме подготовленного Минтрансом проекта с частью его положений, связанных с подготовкой водителей, не согласился Комитет по образованию и науке. Позднее члены Сейма предоставили предложения по совершенствованию соответствующих статей проекта. Министерство просвещения, выполняя распоряжение главы правительcтва, должно дать оценку предложениям Комитета по образованию и науке и членов Сейма и предоставить проект выводов Правительства. Ответственным министерствам удалось согласовать позиции (по сути они согласились с предложениями членов Сейма), поэтому надеемся на то, что что в ближайшее время Правительство утвердит проект выводов, и они будут переданы в Сейм».

Также в министерстве подчеркнули, что оно слышит и учтёт пожелания заинтересованных сторон, касающиеся предложения перевозчикам программ подготовки водителей и их продолжительности.

«Поэтому министерство выступило в качестве посредника, чтобы в Отраслевом профессиональном комитете по транспортным и складским услугам решить возникшие между перевозчиками, профсоюзами и организаторами профессионального обучения разногласия по Профессиональным стандартам в секторе транспортных и складских услуг [их готовит Центр квалификации и профессионального обучения и утверждает вышеупомянутый комитет, в состав которого входят и социальные партнёры]. После утверждения стандартов будут разработаны и утверждены новые программы с продолжительностью обучения, предусмотренной в директиве. Порядок обучения водителей будет такой же, что и раньше, но программы будут значительно короче», — обобщили в министерстве (проще говоря, сначала нужно договориться о том, что должен уметь профессиональный водитель, а потом – как он будет получать необходимые знания).

Что касается предложения курсов, то, как нам прямо сказал генеральный секретарь Альянса международного транспорта и логистики Повилас Дрижас, со стороны Министерства просвещения «есть интерес заполнить клиентами государственные секторные центры обучения и создать сложные условия лицензирования частным поставщикам услуг». Министерство такие обвинения отвергает. В его ответе нашей редакции сказано: «Чтобы работать по программам профессионального обучения для получения квалификации, у всех, кто предоставляет услуги профессионального обучения, должна быть лицензия. Требования одинаковы ко всем, кто предоставляет услуги профессионального обучения: как к тем, кто финансируется из бюджета, так и к тем, кто предоставляет эти услуги в частном порядке». В другом месте министерство отмечает: «Опасения социальных партнёров, связанные с сегодняшними строгими и ограничительными требованиями для получения лицензии для предоставления услуг в частном порядке и возможным продвижением интересов 4 государственных секторных центров профессионального обучения, безосновательны».

Кому выгодно?

Может всё так, как говорит Министерство просвещения, но знакомый с ситуацией источник нам уточнил, что «во время различных межинституциональных совещаний по поводу 95 кода открыто заявлялось, что это обучение должно служить созданным базам», а связано это может быть с тем, что на систему профессионального обучения в целом и государственные центры обучения в частности были потрачены очень большие деньги.

Также стоит обратить внимание на политический аспект. Минтранс возглавляет представитель либералов, а Министерство просвещения – представительница консерваторов (то есть, главной партии в правящей коалиции, которой принадлежит и пост премьера). И если ещё вспомнить о том, как хорошо себя чувствует бизнес частных школ и детских садов жены лидера консерваторов Габриэлюса Ландсбергиса, который сейчас является министр иностранных дел, возникает подозрение, что сегодняшняя лидирующая роль в решении вопроса курсов 95 кода Министерства просвещения и возможное продвижение им интересов государственных центров обучения (которые в отличие от частных получают государственные деньги на само обучение в форме «корзины ученика», а нефинансируемым учащимся могут предложить такую цену курсов, которую частники никогда предложить не смогут, так как их образовательная база не содержится государством) не случайны.

С одной стороны, для перевозчиков нет ничего плохого в том, что у государственных центров обучения есть/будет возможность предложить им более выгодные условия получения 95 кода (это больше проблема частных центров обучения). С другой стороны, если государственные центры станут монополистами на данном рынке (к чему всё идёт), эти условия могут измениться в худшую сторону. В частности, неясно, что будет с курсами 95 кода в центрах обучения водителей, которые есть у крупных компаний.

Интересно, что Министерство просвещения поддерживает Альянс профсоюзов Литвы (АПЛ) во главе с Аудрюсом Цузанаускасом. Как сказано на сайте АПЛ: «Мы понимаем, что этому сектору было бы очень удобно самому организовывать обучение и самому экзаменовать учащихся. Насколько нам известно, это уже делается неофициально, и обучение осуществляется водителями компаний, которые не являются лицензированными инструкторами. А те, кто хочет учиться – должны ещё заплатить из своего кармана, если кто-то из водителей компании согласится их «обучать». За такое «обучение» водитель не всегда получает устно согласованное вознаграждение. (…) Поэтому мы предлагаем оставить обучение для получения 95 кода в прозрачных руках Министерства просвещения [выделено редакцией]». Как показывает практика, там, где АПЛ и госучреждения «дуют в одну дуду», перевозчикам ничего хорошего ждать не стоит. Но может в этот раз будет по-другому.

Что дальше?

10 ноября 2021 г. состоялось заседание правительства (подробности – здесь, 12 пункт повестки дня), на котором оно одобрило вышеупомянутые предложения членов Сейма и призвало парламент как можно скорее согласовать и принять соответствующие законодательные поправки (в том числе потому, что иначе Брюссель может пожаловаться на Литву в Суд справедливости ЕС за невыполнение его директив). Это означает, что теперь Сейм должен изменить законы, касающиеся обучения водителей, чтобы создать определённую правовую базу (рамки) для Министерства просвещения, которое после этого и после утверждения профессиональных стандартов в секторе транспортных и складских услуг в вышеупомянутом комитете наполнит эти изменения конкретным содержанием (в частности, подготовит программы обучения водителей).

Понятно, что на всё это – принятие поправок в Сейме, окончательное согласование профессиональных транспортных стандартов и подготовку программ обучения водителей – понадобится время. Поэтому, как нам сказали в Министерстве просвещения: «Mинистерство временно продлит действие программ профессионального обучения водителей, которые должны были действовать до 31 декабря этого года, на срок подготовки вышеупомянутых новых программ в соответствии с новыми профессиональными стандартами» (впоследствии выяснилось, что старые программы будут действовать до 31 марта 2022 г., а если понадобится – ещё дольше). Ключевой момент для перевозчиков в этой ситуации: активное участие во всех вышеупомянутых процессах и желание властей – особенно Министерства просвещения – учесть их пожелания.  

Если ознакомиться с так называемой «согласовательной справкой» (на литовском языке можно найти здесь справа в разделе «Priedai»), которая была подготовлена до решения правительства и в которой обобщаются предложения всех заинтересованных сторон, а также реакция на них со стороны принимающей решение институции, можно заметить, что ключевое слово в ней – «Отклонить». Тем не менее, как нам сказали в Министерстве просвещения: «Были организованы два совещания, в ходе которых удалось достичь прогресса в развитии диалога и поиске взаимопонимания, поэтому надеемся на то, что профессиональные стандарты будут утверждены в ближайшее время». Также Министерство просвещения заявило: «С учётом желания работодателей была достигнута договорённость о том, что социальные партнёры будут вовлечены в подготовку новых программ».

Вышеупомянутый источник расшифровал нам эти заявления так: «Только потому, что большие ассоциации перевозчиков всё это время атаковали институции своими письмами несогласия, Министерство просвещения наконец было вынуждено искать компромисс по продолжительности программ и другим проблемным вопросам, касающимся курсов 95 кода. Однако пока это только обещания, реальных решений и более коротких программ пока нет».

***

Обобщая, можно сказать, что есть две новости. Плохая – удовлетворявший перевозчиков проект Минтранса по 95 коду «закончился», и теперь всё зависит от Министерства просвещения. Хорошая – Министерство просвещения вроде бы склонно учесть предложения перевозчиков. Проблема в том, что пока это только обещания, и когда и чем всё закончится, неясно. При этом, достаточно очевидный интерес Министерства просвещения загрузить работой государственные центры обучения, горький опыт диалога между ним и представителями транспортного сектора, поддержка позиции министерства со стороны АПЛ, а также предыдущие «замечательные» решения властей в транспортной сфере (например, по коэффициенту зарплаты водителей) не сулят перевозчикам ничего хорошего.

Короче говоря, им лучше готовиться к худшему и отправке водителей для получения 95 кода, например, в Польшу (подробнее о последних изменениях там в этой области – здесь). Что интересно, во многих странах Европы, чтобы привлечь/вернуть в сектор как можно больше водителей, которых сейчас везде катастрофически не хватает, идут разговоры (примеры – здесь, здесь и здесь) об упрощении процесса их обучения и подтверждения их квалификации, а в Литве всё наоборот…

* Больше ссылок в литовской версии статьи.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 14
0
atsisiųsti

Частичное снятие летних ограничений на движение в отдельных регионах Франции

Во Франции по указу летние ограничения на движение применяются для грузовых транспортных средств общей разрешенной массой более 7,5 тонн по субботам 6 июля, 20 июля, 27 июля, 3 августа, 10 августа, 17 августа и 24 августа 2024 года с 07.00 до 19.00 (подробности в разделе Условия перевозок/Франция). 

2024-04-17 14
0