Cargo.LT – 20 лет онлайн.

7х5-РУ

Кажется, это было совсем недавно, весной 1999 года была запущена первая версия маленького проекта, который вырос и стал надёжным помощником тысяч компаний. Оглядываясь назад, вспоминаем как это было.

Литовский транспортный сектор стал бурно развиваться сразу после развала СССР и, конечно, первые годы был ориентирован на соседей, в первую очередь на Россию и Польшу. С восстановлением независимости Литва стала перевалочным пунктом для реэкспорта и оформления документов на цветные металлы, сухое молоко, дерево и прочее сырьё с востока. Ну а обратно широкой рекой потекли продукты и все остальные «заморские» товары, недоступные ранее жителям СССР.

Естественно, всё это нужно было перевозить. Железная дорога на тот момент была страшно медленной и неэффективной, с постоянными задержками, потерями и кражами грузов. Самым дешёвым, удобным и надёжным средством стали автотранспортные компании, которые стали возникать и расти в Прибалтике (да и не только в ней), как грибы после дождя.

Работы хватало всем, была жёсткая нехватка транспорта, многие, в том числе, и автор этих строк, был вынужден купить несколько рефрижераторов и вступить в «Линаву», чтобы возить свою продукцию. Но всё хорошее имеет свойство заканчиваться! В России в августе 1998 года случился дефолт и тяжелейший кризис, а так как большинство были в основном ориентированы на большого соседа, то поплохело всем. Машины встали, фрахты сильно подешевели и народ стал искать, где ещё применить свой транспорт.

Появился почтовый рефлектор, по подписке за 50 литов в месяц, куда все скидывали свои грузы и транспорт. В пик своего развития в рефлектор приходило по 500-600 писем ежедневно. Рабочий день начинался с просмотра первой сотни писем, тем же и заканчивался. В небольшой компании с несколькими машинами стало нужно брать в штат «писаря», который только бы просматривал и писал е-мейлы. Тут-то и родилась идея создать структурированную базу данных, в которую люди смогут добавлять свои грузы и свободный транспорт.

В Западной Европе в это время уже несколько лет существовал проект Teleroute, но это было что-то супер дорогое по тем временам. Месячный абонемент стоил порядка 200$ + по доллару за каждый просмотренный груз. В итоге в месяц набегало несколько сотен, и такая цена никак не окупалась. Главная идея была сделать гибкую, открытую и многоязычную web-платформу, на которой любой пользователь может разместить груз, потратив на регистрацию и размещение предложения не более пары минут.

NetscapeВ те времена безраздельно «властвовал» Netscape Navigator (если кто-то ещё помнит такой), который удерживал 70-80 процентов рынка, а новый Internet Explorer был уделом гиков, поэтому первая версия Cargo.LT была «заточена» под Netscape.

Выбор имени в литовской доменной зоне был в то время простым, почти всё было свободно, поэтому, особо не мудрствуя, был куплен www.cargo.lt.

В октябре 1998 начали делать, и в начале весны 99-го года первая версия была готова. Самым главным придуманным «ноу-хау» был выбор города или страны из выпадающего списка, а не заполнение от руки. Второй «фишкой» стала возможность одним кликом сделать Cargo.LT своей стартовой страничкой.

Ну и в мае 1999 года вышли в «свободное плавание». И как поётся в старой песне: «Ух ты, ух ты, мы вышли из бухты. А впереди наш друг-океан…»

Сейчас уже трудно себе представить, но в те времена ещё не было таких сервисов как Google, Skype, Gmail и YouTube. Была AltaVista и старый добрый ICQ, ну и конечно рассылка по е-майл с приглашением попробовать Cargo.LT.

Как оказалось «наш друг-океан» был совсем не друг и не заметил скромный «баркас».  Но, видимо, время подобных сервисов уже наступило. В Германии годом ранее появился TimoCom, в Румынии в тот же год вышла BursaТransport, в Испании – Wtransnet, в России – АТИ, а за океаном, в США, двумя годами ранее стала работать DAT.com.

Небольшой приток активистов дал изначально около 50-100 грузов в день и на этом всё застопорилось. Для раскрутки на работу был принят первый сотрудник – Робертас, работавший не один год в экспедиционной компании и знавший многих. Но, как оказалось, самое трудное – это изменить привычки и менталитет. Основная мотивация: я работаю по своему списку из тетради, меня все знают, мне ничего не нужно, ну и тому подобное… От такой неблагодарной работы Робертас зимой 2000 года покинул проект. Но народ потихоньку подтягивался и привыкал к новому сервису. Через год на Cargo.LT уже было от 100 до 200 грузов ежедневно, и старый сервер перестал справляться с загрузкой. Вдобавок к этому Microsoft начал активно внедрять IE (Internet Explorer), пришло время обновиться и переписать софт.

В 2001 году вышла новая версия Cargo.LT с некоторыми новинками. Это знакомая вам всем первая страница с таблицей грузов и транспорта по странам. Ну и самая главная придумка, которой не было ни у кого на тот момент – получение совпадений на добавленный пользователем груз или транспорт. За год это дало удвоение количества активных пользователей и рост ежедневно вносимых грузов до 300.

Следующие 2 года проходят под лозунгом – «достало»! Траффик непрерывно растёт, постоянно приходится апгрейдить сервер, держать на постоянной зарплате сисадмина, программиста и техподдержку, ежегодные расходы на содержание сайта уже превышают 20000$. Пытаемся продавать рекламные баннеры на сайте, но это не покрывает и четверти расходов.

Осенью 2003 года в мир приходит Skype и Google, а старый добрый Netscape Navigator, умирая, запустил отравленную стрелу в майкрософтовский Internet Explorer, открыв исходный код браузера, на основе которого в скором времени появляется Mozilla Firefox.

В Вильнюсе встречаемся со своими коллегами/конкурентами из Польши, Чехии, Болгарии  и договариваемся об обмене базами данных грузов и транспорта между собой. Это даёт удвоение грузов в системе – 400 грузов в день от своих пользователей + 400 от партнёров. А, значит, надо снова переделывать Cargo.LT, начиная от страницы регистрации и заканчивая каталогом. Сделана первая попытка открыть на сайте транспортный форум, добавлен раздел продажи машин, чёрный список водителей и многое по мелочи.

Весной 2004 выходит очередной переписанный сайт. Основной показатель – количество грузов от клиентов – вырастает до 500-600 в день, соответственно, растут и трафики, и нагрузка. Летом 2005 происходит один интересный случай, который дал понимание не полной бесполезности наших усилий. Около офиса во время ремонтных работ телекомовские подрядчики нечаянно повреждают интернетовский кабель, а так как сервер Cargo.LT в целях экономии средств просто стоял у нас в помещении, то, конечно же, всё перестаёт работать. Позвонили в Тelekom – ответ «починим в течение недели». Ну неделя так неделя, на звонки возмущённых клиентов отвечаем – мы не при чём, звоните, если хотите в Telekom и там выясняйте. Сайт бесплатный, просто из благих намерений содержим, денег не берём и, соответственно, обязательств не несём! Ну и с удивлением через час получаем звонок от какого-то начальника из Telekom с новостью, что у них сотни жалоб, куда надо срочно приехать и какой кабель заменить… Через полтора часа всё было исправлено!

 

Также летом 2005 года впервые принимаем участие в транспортной выставке в Вильнюсе, где очень многие подходят и благодарят за полезный продукт. Одновременно получаем много идей и пожеланий, что и как нужно изменить.

Осенью наша «коалиция» по обмену грузами с чехами, поляками и болгарами разваливается в связи с банкротством молодой польской биржи. И взамен них мы втроём подписываем контракт по обмену грузами с новым польским партнёром Login Trans (ныне известный как Trans.eu), параллельно переделывая формат обмена базами данных и привязывая новый Google Maps API для расчета расстояний. Но самое главное – нужно готовить сайт к введению платы за услуги. Суммарные расходы на проект Cargo.LT уже зашкаливали. Поэтому он должен был стать платным или закрыться.

Принято решение сделать его платным, но тут появляется «засада» – при проектировании архитектуры почему-то забыли предусмотреть, что в компании может быть несколько сотрудников. В итоге на сайте появилось под сотню регистраций «Трансэкспедиций», тридцать «Трансимекс» и так далее. Каждый сотрудник или новый сотрудник любой компании должен был, по нашей недальновидности, регистрировать новую компанию. А значит, надо снова всё переписывать и переписывать глобально, под новую архитектуру и вдобавок не потерять ни старые записи, ни данные клиентов с их учётными записями, чёрными списками и прочее…

В январе 2006 года заказали новый дизайн, переписали техническое задание, и работа закипела. В планах было запуститься 1 января 2007 года, но как говорится «…гладко было на бумаге, да забыли про овраги…» В общем к 1 февраля 2007 года мы были готовы, но была необходимость, чтобы каждый пользователь снова перерегистрировался в системе, и присоединился к своей компании, а новая авторизация была организована через электронную почту. Ночью отключили старый сервер, и с утра началось… К 9.00 утра атмосфера накалилась – отвечали и помогали с нескольких телефонов одновременно, на непринятые звонки успевали перезванивать. Казалась, что скоро всё потихоньку уляжется, но это было всего лишь затишьем перед бурей! В 9.17 утра от нагрузки полностью «ложится» почтовый сервер и несколько тысяч пользователей не могут получить свой пароль на почту. Быстро как могли перезапустили сервер, но «лавина уже пошла» и стала всё крушить на своём пути. В одно время в течение 3-4 минут разговора с  клиентом, на соседней линии светилось 236 непринятых звонков!!!

Думаем, что кто-то из вас ещё помнит эти дни. В итоге, к середине февраля на сайте было 2760 активных компаний, а в конце марта уже 3122 компании, и мы стали готовиться к новому важному этапу проекта – введению платы за услуги.

1 (1)

Четыре месяца ушло на подготовку, написанию модуля платности и администрирования. К этому времени (июнь 2007 года) количество ежедневно вносимых в систему грузов выросло до 1000-1100, а активных компаний – до 4860. Также, был полностью переписан модуль СМС сообщений – теперь совпадение на свою заявку можно было получить сообщением.

После введения платности летом, вопреки опасениям, количество грузов и транспорта в системе удвоилось и достигло 2000. Bидимо, сработал психологический фактор – надо деньги «отбивать».

Добавили чат на первой странице, который народ почему-то воспринял как место для размещения заявок и своего спама. Полгода прошло в непрерывной борьбе – стиранием грузов и транспорта из чата и потом с объяснениями минут по 20-30 по телефону почему грузы надо в грузы, а транспорт надо в транспорт, а про тех кто вам не заплатил – в чёрный список. Борьба закончилась нашей полной капитуляцией – а пишите, что хотите!

2008 год – уже к январю количество компаний, активно использующих Cargo.LT достигло 5920,  а среднее количество грузов в день выросло до 3000. Вместо полумертвого форума сделали «Блог администратора», который стал неожиданно популярным, и через какое-то время народ попросил вместо этого блога сделать им нормальный форум.  Странные дела – был форум никому не нужен, а когда мы предлагали его пользователям, самый частый ответ был: «Зачем мне помогать конкурентам…» Когда же форум убрали, он неожиданно стал востребован! Ну, нам не жалко – пару дней, и форум в вашем распоряжении.

В дополнение на сайте появляется раздел «Юридическая консультация», в которой пользователи могут бесплатно задать вопрос и получить ответ профессионального юриста. Также начинает работать внутренний мессенджер.

2009 год – стараемся улучшить сайт: интегрировали гугловые карты с расчётом маршрута, запущен сервис IP телефонии. В связи со всемирным кризисом случился большой рост регистраций транспортных компаний. Переезжаем в новый офис, служба технической поддержки возрастает до 5 человек. Запускаем информационный проект www.cargonews.lt, и в штат добавляются 3 журналиста и переводчик.

1 (2)2010 год – понимаем , что наш дизайн сайта уже морально устарел, и надо всё менять. Весной выходит Cargo.LT в «новом модном костюмчике».

2011 год – экономика в мире растёт. Бурный рост и на сайте – предложения грузов и транспорта бьют рекорды, расширяем офис. Добавлены карты регионов Европы и возможность поиска грузов по карте регионов. В январе запустили систему заключения договоров через Cargo с оплатой за фрахт перевозчику, если ему не заплатили. По сути, внутрикарговский  факторинг. Но «не зашло»… Перевозчик живёт сегодняшним днём и не думает, как ему получать деньги за фрахт через месяц – авось, как-то заплатят. А экспедиторам не с руки иметь в качестве «выбивателя долгов» Cargo.LT. И вся идея в течение года благополучно «умерла».

Кто то из конкурентов рвётся занять наше место, или «перешли кому-то дорогу» – в марте на сайт направлена массированная DDoS атака. Полдня практически «лежали», ничего не работало. Но к вечеру как-то отбились, a на следующий день закрыли ненужные IP адреса, кое-что перенастроили, и всё снова заработало. Вычислить заказчиков так и не удалось – остаётся только догадываться, кто это мог быть…

2012 год – появилось много новых идей и возможностей с точки зрения интернет технологий, но в старом дизайне мы «не умещаемся». Начинается работа над новым дизайном и новой версией, которая работает и сейчас. К концу года работа кипит во всю, в планах к лету следующего года перейти на новую платформу.

2013 год – до лета написан и тестируется новый Cargo. Сделан быстрый внос предложений – это когда можно просто текстом или голосом внести предложение (на русском или литовском языке), а система распознает его и добавит в базу данных. Этот же скрипт работает и на чате на первой странице: если кто-то туда добавляет предложение, оно распознается и вносится от этого пользователя в базу данных. Также в новой версии реализовали возможность поиска грузов на карте. В сентябре она была «залита» на сайт, и всем пришлось работать с ней через не могу, не хочу или не умею. Технической возможности оставить обе версии (и старую, и новую), к сожалению, нет.

2014 год – начинаем обмен базами данных с Teleroute: к своим примерно 10 000 грузам в день добавляется ещё 10 000 внутриевропейских заявок. 15 января выходит приложение под iOS, а 29 января под Android. И это первые мобильные приложения среди всех бирж Европы и США!

Весной к нам опять «прилетает» DDoS атака, да не простая, как три года назад, а более чем серьёзная! Даже трудно представить, каких это денег стоило заказчикам. Блокировки адресов ничего не дают – их в течение получаса меняют. Все прежние защитные меры проломлены, сайт практически «лежит» целый день, работать можно только через мобильные приложения. На второй день принято решение уводить трафик через Cloudflare, и пусть попробуют проломить защиту профессионалов! В результате, «шторм» стих, и всё заработало как прежде.

Летом новые у проблемы у транспортного бизнеса – Крым, Украина, Россия, санкции. Тысячи фирм вынуждены осваивать новые рынки. Грузы в Россию практически кончились. Открываем офис в Белостоке. Параллельно придумываем и запускаем раздел «Неоплаченные счета». В короткое время он становится супер популярным, и примерно 60% тех, кто попадает в «неплательщики», гасят задолженность в течение 5 дней.

2015 год – запустили аукцион вместо просто продажи машин. Теперь любой пользователь Cargo может прямо на сайте продать свои ненужные запчасти или излишки. Количество компаний, активно использующих Cargo.LT, достигло 8150, среднее количество грузов в день – 6200-6800. Открываем офис в Киеве.

2016 год – добавлены некоторые «вкусности». Например, мультипоиск по нескольким вкладкам с автоматической подгрузкой новых предложений (то есть, теперь не нужно самому постоянно обновлять страницу). Летом крупная латвийская логистическая компания подает идею проверки уровня знаний и компетенции сотрудников и компаний. Начинаем готовить проект «Сертификация». Закрываем офис в России за бесперспективностью.

2017 год – белорусские транспортные компании уверенно занимают нишу Запад-Россия, в которой ранее активно работали прибалтийские компании. Открываем представительство в Минске и второй офис в Украине (г. Житомир).

Осенью приходит понимание того, что настала эра мессенджеров. Начинаем писать мультиплатформенный Cargo Messenger, который должен синхронно работать в вебе, как инсталлируемая версия, а также на устройствах под управлением iOS и Android. Число активно работающих на Cargo компаний уже 8350, количеcтво «прилетающих» каждый день грузов – около 11000. Для того, чтобы всё это работало + новый Messenger, приходится полностью переписывать всё, что «у лошадки в животике». Полностью!!!

2018 год – открываются офисы в Риге, Алма-Ате, Ташкенте, Вроцлаве и Луцке. Вся серверная часть сайта переписана и готова к новинкам. В мае запускаем Messenger на сайте, в ноябре выходит его версия для Android, а за ней – десктопная.

Весной начинает работать «Сертификация». Сдать даже на «бронзу», не обладая опытом работы и знаниями, очень сложно. Зато теперь, при приёме на работу сотрудника, который является владельцем сертификата Cargo, можно быть уверенным в том, что этот человек понимает в логистике, и немало! Активных компаний на сайте – 9064, грузов в среднем 18 600 в день.

Начало 2019 года – переписан картографический движок. Полностью переработан расчёт маршрутов и расходов на перевозку с учетом запретов и ограничений на грузовой транспорт, а при поездках из Прибалтики на Запад – с исключением «заездов» в Калининград или Белоруссию. После нескольких смещений даты релиза новое приложение для владельцев iPhone наконец-то доступно в App Store.

По последним данным, в системе Cargo размещается более 22 000 грузов в день + 23 000 грузов приходит из Teleroute, а количество активных компаний продолжает расти! Вот так маленький «домашний» проект за 20 лет стал большим помощником для тысяч людей.

***

Вместо заключения, ещё немного статистики, чтобы лучше понять, что собой представляет Cargo на май 2019 года:

— 12 региональных офисов;

— 69 сотрудников;

— 9147 активных компаний, пользующихся нашими услугами;

— 15500 активных аккаунтов (пользователей);

— 5500 пользователей онлайн (в течение рабочего дня).

Комментарии

Элла Гриценко 2021-03-24 03:02

Пока не разобралась насколько хороша биржа.

Хаманаев Виталий 2019-05-23 15:58

Молодцы! У вас лучшая платформа! Так держать!

Максим Дайлида 2019-05-17 08:10

Помню я тоже звонил в ваш Телеком. Как давно это было... Спасибо вам)

Eduards Gutans 2019-05-10 14:45

Прекрасная история, вера в проект - в свой результат. Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. (Денис Иванович Фонвизин) Спасибо за вашу работу!


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 4
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-26 39
0
britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 16
0