Экспедитор или перевозчик?

3471591_blog

На практике функции экспедитора и перевозчика, а также их отношения с другими участниками грузоперевозки между собой тесно связаны. Нередко экспедитор действует как перевозчик, а перевозчик — как экспедитор. Но с точки зрения теории права, перевозчик и экспедитор — это два самостоятельных субъекта, участвующих в процессе перевозки груза. Отличается не только регулирование проводимой ими деятельности, но и заключаемые договоры, принимаемые на себя обязательства и ответственность.

Почему важно отделить деятельности

На состоявшемся в Вильнюсе семинаре «Ответственность экспедитора и перевозчика при перевозке грузов дорожным транспортом» юристы адвокатской конторы «Borenius» Гиедрюс Абромавичюс и Ауримас Лаздаускас рассказали о том, почему важно отделить деятельность экспедитора от деятельности перевозчика.

Собравшимся на семинар экспедиторам адвокаты «Borenius» объяснили, что отделение этих видов деятельности важно по нескольким причинам. Оно определяет их обязанности в процессе перевозки грузов, особенности гражданской ответственности, надлежащее заключение договоров и другие вопросы, связанные с правовым положением экспедитора и перевозчика.

Помощник адвоката А. Лаздаускас говорит, что путаница из-за деятельности перевозчика и экспедитора появляется потому, что под перевозчиком подразумевается не только то лицо, которое фактически перевозит груз, но и то, которое договаривается о перевозке груза. Эта путаница проявляется и в судебной практике.

Г. Абромавичюс отмечает, что отношения может определить даже переписка по электронной почте. «Если вы получите заказ, предназначенный именно для экспедитора, а в переписке по электронной почте укажете, что согласны перевезти груз, то в этом случае вы, скорее всего, будете признаны перевозчиком. А если вы еще и счет выставите за перевозку, а не за экспедирование, то тогда в 90% случаев будете рассматриваться как перевозчик», — говорит адвокат.

Основные различия

Для того чтобы было легче разделить деятельность экспедитора и перевозчика, нужно рассмотреть некоторые определения. Перевозчиком является лицо, которое от своего имени и за свой счет обязуется выполнить перевозку и берет за это на себя ответственность. Если лицо, которое заключило договор о перевозке груза, само груз не перевозит, а поручает выполнение перевозки третьему лицу, оно все равно признается перевозчиком. Если перевозку груза осуществляют несколько перевозчиков, то каждый из них, став одной из сторон договора, остается ею и тогда, когда процесс перевозки продолжает другой перевозчик. Деятельностью, связанной с перевозкой грузов, могут заниматься юридические лица, в установленном законодательством порядке получившие лицензию. Такое предприятие должно соответствовать требованиям финансовой стабильности, профессиональной компетенции и безупречной репутации.

Экспедитор же, заключает с заказчиком договор об экспедировании грузов. Он берет на себя ответственность за средства заказчика, от его или от своего имени перевезти принадлежащий ему груз, а также выполнить другие связанные с этим действия. Экспедиторская деятельность не лицензируется. Экспедитору не предъявляются никакие требования.

А. Лаздаускас назвал и основные различия между договором об экспедировании и договором о перевозке груза: «В отличие от перевозчика, экспедитор может ограничивать свою ответственность. Ответственность перевозчика ограничивает CMR конвенция, предусмотреть большую ответственность перевозчика или ограничивать ее другими способами в договоре о перевозке нельзя. Между тем у экспедитора, когда он заключает договор об экспедировании, есть право договориться о большей гражданской ответственности или о ее неприменении в некоторых случаях».

Поэтому экспедитор, заключая договор перевозке, берет на себя и большую ответственность, и больший риск.

Г. Абромавичюс отмечает, что каждую ситуацию надо рассматривать отдельно — в зависимости от того, какие обязанности согласился выполнять экспедитор, и того, чего от него ожидает заказчик. Надо определиться, согласны ли вы в конкретном случае взять на себя только экспедиторские обязательства, или вы обязуетесь быть в том числе и перевозчиком. Согласно CMR конвенции, перевозчик несет ответственность не только за свои действия и ошибки, но также за действия и ошибки своих представителей и всех остальных лиц, чьими услугами он пользуется в процессе перевозки. «Если груз контролируете вы, заказы и накладные заполняются от вашего имени, то в таком случае вы фактически считаетесь перевозчиком. То лицо, которое перевозит груз и выполняет ваши указания, будет считаться вашим представителем», — говорит адвокат.

Кто является перевозчиком, устанавливается согласно конкретным обстоятельствам дела. Если по условиям договора с грузоотправителем экспедитор обязался быть перевозчиком (обязался доставить груз отправителя в место назначения, хотя сам не осуществляет перевозку, а только предоставляет экспедиторские услуги), он отвечает перед грузоотправителем как перевозчик, независимо от того, повезет он груз сам, или поручит выполнение перевозки третьим лицам.

Рекомендации и предложения

В соответствии с практикой Верховного суда Литвы, важно установить, кого в качестве перевозчика определяет грузоотправитель — экспедитора или другого перевозчика. Надо обеспечить, чтобы определение правовых отношений между грузоотправителем и экспедитором было одинаковым, и иметь для этого соответствующие доказательства. Положения договоров, отражающие истинные намерения сторон, должны быть ясными, точными и юридически правильно сформулированными.

Экспедиторам юристы дали несколько советов:

●Стандартизируйте заключаемые договоры. Составляйте их с помощью квалифицированных юристов и не позволяйте менеджерам их изменять или по-своему интерпретировать;

●Ограничение гражданской ответственности экспедитора установите в договоре. Не забывайте, что для договора о перевозке письменная форма необязательна. Поэтому поведение, переписка и другие действия всех сотрудников, участвующих в правовых отношениях экспедирования/перевозки, могут иметь решающее влияние на определение правовых отношений и установление воли сторон;

●Получите у заказчика подтверждение, что он понял, кто вы — экспедитор или перевозчик;

●Если вы экспедитор, и для выполнения перевозки привлекаете других перевозчиков, убедитесь, что заказчик также знает о том, что согласно договору, не вы являетесь фактическим перевозчиком;

●Если вы только экспедитор, не взимайте плату за услуги перевозки;

●Обеспечьте себя соответствующей страховкой — вполне вероятно, что в проведении экспедиторской деятельности вы можете быть признаны перевозчиком. И в том случае, если будет доказано преднамеренное действие или особая неосторожность, ваша ответственность может стать неограниченной;

●Не забывайте, что приняв обязательство осуществить перевозку, экспедитор становится перевозчиком;

● Ограничение ответственности экспедитора установите в договоре.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

MOSKVA

Правительством Москвы утверждены изменения порядка оформления пропусков для проезда в Москву и на МКАД

Правительством Москвы утверждено постановление от 1 июля 2025 года № 1473-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22.08.2011 г. № 379-ПП» (далее — постановление).

2025-07-18 15
0
vinjete

20 июля в Литве нельзя будет купить электронную виньетку

«Via Lietuva» сообщает, что 20 июля 2025 г. с 9:00 до 24:00 в Литве временно не будет работать система оплаты дорог. Поэтому электронные виньетки (e-vinjetė) нельзя будет приобрести ни на сайте keliumokestis.lt, ни у распространителей. Пользователи дорог, планирующие в этот день ехать по платным дорогам, обязаны приобрести э-виньетку заранее.

2025-07-18 33
0
lt_pl

Польша c 7 июля восстанавливает временный пограничный контроль с Германией и Литвой (ДОПОЛНЕНО)

Премьер-министр Польши Дональд Туск Польши заявил о восстановлении с 7 июля временного контроля на польско-немецкой и польско-литовской границах в целях борьбы с миграцией.

2025-07-17 125
0
atsisiųsti (2)

Новые требования к ЭПИ в России

По информации Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), в соответствии с новыми требованиями к транзитной декларации в ЕАЭС, держатели книжек МДП, отправляющие электронную предварительную информацию (ЭПИ) в Российскую Федерацию, должны будут указывать дополнительную информацию:

2025-07-17 7
0
Denmark

В Дании отменено правило 25 часов

Власти Дании наконец решили с 1 января 2026 г. отменить запрет грузовикам стоять на парковках автомагистралей больше 25 часов, который много лет раздражал всех перевозчиков.

2025-07-17 12
0