Эстонская логистика: большой скачок

logistikacentr

До 2005 года грузопоток через Эстонию постоянно рос. Как следствие, росло и количество предприятий, занимающихся логистикой, грузоперевозками. Однако с 2006 года наметился спад, например, в кризисном 2008 объем грузоперевозок по железной дороге сократился на 43%. Но в последние годы в стране наблюдается настоящий бум в строительстве портовых терминалов и центров логистики.

На предыдущем этапе для Эстонии была характерна чрезвычайно высокая концентрация инфраструктуры логистики. Львиная доля ее сосредоточена в руках одной компании –«Riigiressursside Keskus» (RRK). Ей принадлежат пять центров логистики (в таблице 4 их них помечены звездочками), а также участки, связанные с важнейшими начатыми проектами в порту Мууге и Нарве.

Концентрация проявляется не только во владении объектами логистики, но и в их географии. Как явствует из таблицы, почти все крупнейшие центры логистики (ЦЛ) расположены в Таллинне или близ него. И только в последние годы наметилась тенденция к региональным акцентам логистики.

Табл.1 КРУПНЕЙШИЕ ЦЛ ЭСТОНИИ

НаименованиеМестоТерритория, гаПлощадь складов, тыс. кв. м.
Liiva*Таллинн1140
Paldiski*50 км. от Таллинна1712
Tapa *100 км. от Таллинна и 95 от порта Мууге20 га 40
Maardu *На шоссе Ванна-Нарва, Таллинн(9 км. от центра)7,640
Palmers LogisticsБлиз Таллинна-Около 20
Smarten Logistics
Ассаку, близ Таллинна-30

Контейнерная лихорадка

Эстония, которая в 90-е годы лидировала в Балтии по грузообороту своих портов, болезненно переживает утрату первенства. Вернуть утраченные позиции она пытается за счет развития их контейнерной составляющей.

Свидетельством тому являются, прежде всего, два крупных проекта в порту Мууге. Здесь свое слово сказала российская компания «Rail Garant», которая в январе приступила к работам по строительству контейнерного терминала стоимостью в 60 млн.евро.

Согласно графику работ, представленному «Rail Garant Estonia», монтажные работы по установке оборудования для запуска первой очереди должны были быть завершены еще до конца 2012 года, а первые перевалки через него начаться в первом квартале будущего года. По мере развития терминала общее количество обрабатываемых контейнеров в Мууга в 2015 году планировалось довести до 300 тысяч TEU, а в 2016 – 400 тысяч TEU. По словам совладельца Группы компаний «Rail Garant» Николая Фалина, терминал будет способен обслуживать суда океанического класса типа «Panamax» и «PostPanamax» с шириной борта до 42 метров.

Поскольку «Rail Garant» является одним из лидеров российского рынка железнодорожных перевозок промышленных грузов, обладающий парком в 30 тыс. вагонов, он обещал обеспечить запитку терминала грузами из глубинных районов России – Поволжья, Урала, а также Казахстана.

Однако начатые работы в октябре неожиданно были остановлены. По одной и версий причиной тому стал уход из состава акционеров «Rail Garant» Фалина, главного инициатора этого проекта. Он продал свою долю (10%) своим партнерам. В компании заявили, что работы будут продолжены, но никаких конкретных сроков в связи с этим не назвали. По другой версии перерыв обусловлен тяжбой с компанией «Transiidikeskus», участвовавшей в тендере на этот проект и подавшей в суд на «Rail Garant» с обвинением в нарушении правил конкурса. В начале года Таллиннский окружной суд претензию не удовлетворил и договоры с портом не аннулировал. Но конкуренты подали в Государственный суд. И, по словам председателя правления «Tallinna Sadam» Айна Кальюранда, решено повременить, так как риски для «Rail Garant» сохраняются. Сами же представители компании ситуацию комментировать отказываются.

Между тем, в июле в порту один из мировых лидеров в сфере логистики — бельгийская компания «Katoen Natie» начала строительство крупнейшего в Эстонии ЦЛ площадью в 65 тыс. кв. м. Инвестиции в проект согласно прогнозам составят более 30 миллионов евро

ЦЛ будет создан в несколько этапов. Вначале (1 квартал 2013) будет построен склад на 25 тыс. кв. м и административное здание. Затем (к 2014) – еще складских помещений площадью 40 тыс. кв. м. И в заключении – 44 резервуара для хранения пластиковых гранул.

По словам представителя компании Марта Миллеса, новый ЦЛ будет обрабатывать различные виды грузов в регионе Балтийского моря, важнейшими из которых станут какао-бобовая продукция, потребительские товары и пластмассовые изделия. Через логистический центр в Муугаском порту товар будет направляться, прежде всего, в Россию, Белоруссию и на Украину.

Параллельно с этими проектами в новом порту Силламяэ (25 км от Нарвы) завершаются работы по строительству контейнерного терминала ориентировочной мощностью 800 тыс. TEU в год. Но на начальном этапе, в первый год работы, предполагается освоить около трети от этого объема. Терминал сможет принимать все виды контейнеров, включая танк- и рефконтейнеры.

В настоящее время производятся пробные приемки контейнеров, а регулярный сервис будет открыт в середине 2013 года. Новый терминал займет площадь порядка 40 га. В настоящее время ведутся работы по углублению дна, чтобы с нынешней отметки в 14 м довести глубину до 15,5 м. Кроме того, к терминалу подводится железнодорожная ветка, а также строится новая станция.

Вспомнили и о регионах

Приметой времени на нынешнем этапе для эстонской логистики стал ее региональный уклон. Он реализуется в двух макропроектах – Ида-Варумском и Валгском.

Для реализации первого проекта, охватывающего Северо-Восточный регион Эстонии со «столицей» в Нарве, создано специальное учреждение «Развитие промышленных зон Ида-Вирумаа», одним из учредителей которого, помимо самоуправлений Ида-Вирумаа, выступило Министерство экономики и коммуникаций. Первый шаг сделан в Нарве, где местные власти в 2010 г. передали 70 га земли для создания Парка производства и логистики «Кадастику». В перспективе промпарки будут созданы и в других городах региона – в Кохтла-Ярве, Йыхви и Кивиыли. Для создания инфраструктуры к ним Министерство экономики выделило более двух миллионов евро.

А в начале ноября состоялась церемония закладка сразу двух ЦЛ в Нарве. Примечательно, что их инвесторами являются компании российского капитала – «Febparts» и «Estin Warehousing». Фирма «Febparts», занимающаяся оптовыми поставками автозапчастей, первым делом построит складской комплекс, площадью 7000 кв. м. В рамках реализации второго этапа проекта она планирует увеличить площадь складов до 19 тыс. кВ. м.

«Estin Warehousing», специализирующаяся на оптовой продаже бытовой техники, светильников и электрооборудования, инвестирует 5 млн. евро в складской комплекс площадью 11 тыс. кв. м, планируя в дальнейшем его расширить.

В перспективе площадь двух ЦЛ должна достичь 80 тыс. кв. м. А всего в Северо-Восточный регион за 10 лет планируется привлечь около 800 млн евро инвестиций и создать 4400 новых рабочих мест, из которых на Нарву придется 1500 мест.

Примечательно, что один из учредителей фирмы «Estin Warehousing», петербуржец Дмитрий Пашинский мотивирует интерес к Нарве двумя соображениями. Во-первых, желанием головной компании — холдинг «Технопоиск» (СПБ), специализирующейся на поставках бытовой техники, выйти на европейский рынок, для чего нужны буферные склады в ЕС. И, во-вторых, поставлять товары из Китая потребителям в Европе и России.

Ну, а местные власти связывают все эти проекты с развитием порта Силламаэ, который уже обладает семью терминалами (в том числе для нефтепродуктов и новых автомобилей). Построенный в 2005, порт входит в «Свободную Таможенно-Экономическую Зону Силламяэ». А его хозяевами наполовину являются совладельцы крупного российского нефтетрейдера группы «Кинэкс» Андрей Катков и Евгений Малов, наполовину известный эстонский бизнесмен Тийт Вяхи.

Куда менее раскрученным является Валгский проект. Небольшой городок Валга на границе с Латвией, на реке Педели находится на пересечении железных дорог Эстонии, Латвии и России. С созданием таможенный пункт Койдула открывается прямой путь между российским и латвийским портами. Такое расположение послужило обоснованием для того, чтобы местные власти заказали проект промпарка «Вяйке-Лаатси». В конце 2008 городское собрание утвердило его детальную планировку с общей территорией около 60 га. Главным объектом на нем, под который отводится 50 га, будет ЦЛ.

Однако, пока этот проект лишь на стадии прокладки инженерных сетей. Реальное движение выразилось лишь в открытии в прошлом году в Валге Центра профобучения, в котором, в частности, готовят специалистов по логистике. На центр также возлагается и роль аналитического органа, который должен подключить университеты и научные центры. Здесь также планируется создать лабораторию упаковки, которая будет разрабатывать и испытывать новые экологически-безопасные материалы.

Post scriptum

Такое громадье планов, впрочем, вызывает скепсис и опасения среди аналитиков. Многие считают, что Эстония не в состоянии привлечь столько грузов, чтобы обеспечить запитку новых терминалов и ЦЛ. Так, аналитик Тимо Сас в статье под заголовком «Миф об эстонском транзите» пишет, что ни у Китая, ни у России нет серьезных резонов пользоваться эстонскими портами для транзита. Китаю не нужны посредники в торговле с Россией. А для российского бизнеса аппетит отбивают бюрократические барьеры и тяжелая проходимость границы. Поэтому, не ждет ли Мууге и Силламаэ судьба Вентспилского контейнерного терминала, который с размахом был построен в свое время, и уже лет десять ждет грузов, вопрошает он.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 5
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-26 39
0
britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 17
0