Система контроля перевозки акцизных товаров в Польше: есть ли недостатки?

Flag of Poland With Crest, Waving In a Stiff Wind

Некоторое время тому назад в Польше заработала так называемая система мониторинга за автомобильными перевозками. Эта система была введена для более эффективного сбора акцизных налогов. Перевозчики – как польские, так и литовские – с самого начала отнеслись к ней отрицательно, однако, система в действии, и с этим нужно смириться.  На первых порах казалось, что всё работает хорошо, и оснований для беспокойства нет. Но в один прекрасный день появились неожиданные проблемы. Редакция CargoNews.lt решила выяснить, что случилось, и насколько всё серьёзно.

Начнём с того, что сбор налога на добавленную стоимость (НДС) – проблема не национального, а общеевропейского характера. По подсчётам Европейской Комиссии, в 2014 году в бюджеты стран-членов ЕС не поступило примерно 160 млрд. евро , или 14% запланированных средств в виде НДС. Польша, которую печально прославила так называемая «топливная мафия», потеряла 9,3 млрд. евро, или почти четверть национального НДС.

Например, в феврале нынешнего года польские таможенники на польско-литовской границе задержали грузовой автомобиль с латвийскими номерами, в котором находились контрабандные сигареты (общая стоимость составила 5,5 млн. злотых). В январе был задержан фургон (им также управлял гражданин Латвии) с незадекларированной табачной продукцией на сумму более чем миллион злотых.

Иными словами, поляков можно понять, тем более, что не они были изобретателями подобного механизма контроля – с 2015 года похожая система (EKAER) действует в Венгрии. Разница лишь в том, что венгерская система распространяется на «опасные» грузы, а Польша сделала акцент на акцизных товарах (с кратким описанием можно ознакомиться здесь)

Почему перевозчики были против

В первую очередь своё недовольство выразили польские перевозчики. По их мнению, новый порядок налагает на них слишком большую ответственность (кстати, в IRU тоже отметили, что за некоторые нарушения со стороны грузоотправителя или грузополучателя не должен отвечать водитель или перевозчик). В коллективном обращении к президенту страны они подчеркнули, что новый порядок не столь помогает в борьбе с недобросовестными компаниями, сколь усложняет работу небольших компаний, которым может быть сложно приспособиться к работе по новым требованиям, и поэтому они могут понести непосильные убытки или даже обанкротиться (не говоря уж о множестве неопределённостей в самом законодательном акте, которые могут привести к вольным интерпретациям).

Президент «Linava» Эрландас Микенас на этот счёт высказался следующим образом: «Такой системы контроля нет ни в одной стране ЕС, даже в России нет ничего подобного. Разумеется, мы тоже против контрабанды, мы за честный бизнес, но не такими способами. У всех у нас однозначно будут дополнительные расходы». Непосредственно редакции CargoNews.lt в ассоциации заявили : «Очень жаль, что борьба с контрабандной проводится за счёт добросовестных перевозчиков. На их плечи ложится дополнительное административное бремя. Перевозка акцизных товаров – дело сложное, любые дополнительные ограничения только ещё больше увеличивают расходы честных перевозчиков. Между тем псевдо-перевозчики, которые ставят перед собой цель нелегально заработать, прикрываясь добрым именем представителей этого сектора, вряд ли почувствуют какую-то разницу в своих доходах. Мы считаем, что эта система не нужна».

Перевозчики в своих комментариях были не такими дипломатичными. «Не Европа, а бандиты, так и норовят украсть у перевозчиков деньги. Катастрофа.»; «Насчёт мониторинга польского импорта/экспорта я бы ещё согласился – пусть контролируют своих перевозчиков. Но причём тут транзит – никак не пойму.»; «Очень хотелось бы, чтобы крупнейшие перевозчики подготовили петицию по поводу этой дурацкой системы. Если бы они выиграли, то небольшие перевозчики тоже выжили. Если нет – то тогда крах. Заплатим один штраф, другой, и охота работать вовсе пропадёт…»; «Ж**а, если наши власти не примут меры, чтобы справиться с этим маразмом, перевозчики многое потеряют, экспресс грузы лишатся своего смыла…». И это лишь часть «положительных» отзывов.

Что на этот счёт думает Европа

Заслуживающее внимания замечание высказала сотрудник компании «Litaksa &Ultima ratio» Рамуне Ромейкене: «Более чем очевидно, что принятием этого закона Польша подрывает основополагающий принцип ЕС – свободное передвижение товаров и услуг. В особенности это касается положений закона, в которых говорится о транзитных перевозках. В основном это закон ударит по интересам литовских перевозчиков (я имею ввиду географическое положение Литвы). На мой взгляд, необходимо подать жалобу на имя Европейской Комиссии и потребовать, чтобы Комиссия немедленно начала в отношении Польши процедуру нарушения относительно нарушения ст. 34-36 Договора о действии Европейского Союза. Согласно ст. 36 Договора о действии Европейского Союза, любые меры, применяемые странами-членами, которые оказывают влияние на свободное передвижение товаров и услуг (в данном случае это ещё и дополнительное, непропорциональное и необоснованное административное бремя и дополнительные искусственные препятствия для транзитного передвижения по территории Польши), допускаются в исключительных случаях, предусмотренных в этой статье и разъяснениях Европейского Суда Справедливости. Согласно ст. 36, любые меры, ограничивающие импорт, экспорт и транзитное передвижение товаров (а также меры, имеющие эквивалентное действие), допустимы лишь в случаях, когда это необходимо в целях обеспечения общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и жизни людей, сохранности национальных исторических, археологических или художественных ценностей, а также в целях защиты промышленной и коммерческой собственности (представленный список является окончательным и не может применяться в расширенном порядке). Кроме того, меры, предпринимаемые государством, должны не только защищать общественный интерес, но и не переступать определённые границы (принцип пропорциональности). Жалобу на имя Европейской Комиссии с просьбой начать процедуру нарушения может направить заинтересованное государство, государственное учреждение, ассоциация, любое юридическое или физическое лицо».

Редакция CargoNews.lt заинтересовалась этим «европейским» аспектом и решила обратиться в представительство Европейской Комиссии (ЕК) в Литве с просьбой уточнить, не нарушает ли польская система мониторинга общеевропейское право, тем более, что Брюссель, как утверждает «Linava», не может на это повлиять, так как подобное решение относится к вопросам внутренней политики. Ассоциация польских перевозчиков (ZMPD) также отметила, что после того, как был проведён правовой анализ этого вопроса, она пришла к выводу, что государство (Польша) было вправе принять это решение, и поэтому ZMPD в европейские структуры не обращалась.

Однако, ответ представительства ЕК в Литве был не таким однозначным. «ЕК знает о принятой Польшей системе мониторинга автомобильных грузоперевозок. В настоящее время проводится анализ принятого решения на соответствие общеевропейскому праву». Иными словами, категорически утверждать, что поляки ничего не нарушили, нельзя. Более того – если учесть тот факт, что в последнее время между Польшей и Брюсселем появились серьёзные юридические разногласия (идут разговоры даже о том, что из-за своего правового произвола Польша может лишиться права голоса в ЕС), можно предположить, что ЕК этот спорный транспортный вопрос рассмотрит очень внимательно, и всё это может кончиться тем, что Польше придётся изменить или даже отменить введённый порядок.

Неожиданные неприятности

Понятно, что ни один предприниматель не хочет брать на себя новые обязательства по новым законам – ведь это всегда связано с дополнительными расходами и дополнительным временем. Но постепенно перевозчики свыклись с новыми требованиями, тем более, что признаков, указывающих на то, что на основании этого закона Польша как-то ущемляет права иностранных компаний, не было. Этот факт подтвердила и «Linava»: «Мы не получали никаких жалоб. Польша – современное, развитое государство, поэтому вполне понятно, что требования для всех одинаковые. Этот порядок ограничивает конкурентоспособность всех автомобильных перевозчиков по отношению к другим видам транспорта».

И вдруг пришло неожиданное известие: несмотря на то, что перевозчик сообщил о перевозках акцизных товаров в системе PUESC (как это требуется в соответствии с законом), польские таможенники начали требовать конвой. «Linava» обратилась за помощью в посольство Литвы в Польше, которое перенаправила просьбу ассоциации в польское Министерство финансов. Последнее объяснило, почему действия таможни были законными, и указало на то, что перевозчик и грузоотправитель должны совместно оплатить конвой. Редакция не может предоставить все детали произошедшего, но суть в том, что грузоотправитель и перевозчик не ожидали подобного развития событий. Сейчас, по информации CargoNews.lt, перевозчики либо отказываются от заказа, если заказчик не готов платить за конвой, либо едут не через Польшу. Таким образом подтвердилось предположение о том, что польская система осложняет работу транспортного сектора.

***

В заключение можно сказать, что сбор НДС важен для любого государства, однако, далеко не факт, что принятый Польшей порядок перевозок акцизных товаров поможет ей увеличить доходы в этой области. По мнению польских и литовских перевозчиков, у мошенников, в отличие от добросовестных транспортных компаний, проблем не будет, поэтому новая система контроля теряет свой изначальный смысл. Насколько польский закон противоречит общеевропейскому праву, пока не ясно – на первый взгляд, вроде бы не противоречит, однако, хочется узнать, что на этот счёт скажет Европейская Комиссия.

Положительным моментом в этой истории можно считать лишь то, что до последнего момента система работала без происшествий, но спор между литовским перевозчиком и польскими таможенниками относительно конвоя, показал, что в системе есть явные пробелы. Поэтому, если польские власти не хотят отказываться от неё, то по крайней мере могли бы подумать о её усовершенствовании.

В данном случае хочется отметить, что, как редакции сообщили в ZMPD, в настоящее время польское правительство работает над двумя поправками к этому закону. Ожидается, что поправки будут рассмотрены польским парламентом нынешней осенью и могут быть приняты до конца года. Одна из поправок (плохая новость) касается наблюдения за движением грузового транспорта, и скорее всего, перевозчиков ожидают дополнительные расходы на специальное оборудование. Другая поправка (хорошая новость) касается разрешений на перевозку акцизных товаров – планируется, что при перевозке одно разрешение будет охватывать не один, а несколько их видов.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 61
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 70
0