Накладная ЦМР: кому принадлежит оригинал?

10019

Всё чаще можно услышать жалобы перевозчиков о том, что экспедиторы, не получив оригинал товарно-транспортной накладной ЦМР, задерживают оплату или вовсе не рассчитываются. Как перевозчики и экспедиторы должны официально решать вопрос, является ли задержка оплаты обоснованной, и у которой из сторон должен оставаться оригинал ЦМР?

 

Основные 3 причины конфликтов, возникающих между экспедиторами и перевозчиками на почве ЦМР, – это оплата услуг, гарантия безопасности и возвращение НДС.

 

Оплата услуг

 

Экспедиторы, передавая заказы на перевозку грузов перевозчикам, стараются не оплачивать за услуги до тех пор, пока не получат оригинал накладной ЦМР. Директор ЗАО «Lautoma» Томас Юркшайтис категоричен в отстаивании позиции экспедиторов: «Перед тем, как рассчитаться, мы всегда просим, чтобы нам представили хотя бы один оригинал накладной, так как заказчики также требуют этого от нас. Отсутствие оригинала накладной может быть причиной для экспедитора не расплачиваться с перевозчиком. Согласно договору о транспортной перевозке, это является невыполнением обязательства, хотя груз доставлен своевременно и должным образом», — говорит руководитель ЗАО «Lautoma». Альгимантас Диргела, директор ЗАО «Hlt Hanse Logistic & Trading», прибегает к таким мерам только в исключительных случаях, когда видит, что перевозчики злостно не соглашаются представлять оригинал.

 

Адвокат Реда Алексинайте подтверждает, что всё гражданское право основано на принципе выполнения договора, поэтому если в договоре о грузоперевозке предусматривается, что оплата услуг перевозчика производится после представления оригинала или нескольких оригиналов товарно-транспортной накладной, экспедитор имеет право требовать оригинал. Всё зависит от указанных в договоре условий оплаты услуг. Отсутствие оригинала товарно-транспортной накладной в принципе не является основанием отказа платить за услуги, если последние оказаны надлежащим образом. Ст. 4 Конвенции ЦМР гласит, что отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки. Однако если договором установлено, что срок оплаты начинается с момента представления тех или иных документов – то заказчик имеет право требовать эти документы.

 

Гарантия безопасности

 

Перевозчики стараются сохранить оригинал накладной ЦМР, мотивируя это гарантией безопасности. Не пожелавший представиться перевозчик рассказал, что если экспедитор не расплачивается за оказанные ему услуги, нужно обращаться в суд, в котором копии не годятся, поэтому и перевозчики, и экспедиторы всегда должны иметь у себя оригинал.

 

Как говорит Реда Алексинайте, перевозчик прав лишь отчасти. К делу всегда прикрепляется оригинальная товарно-транспортная накладная. Копия накладной может быть присоединена к делу только тогда, когда она правильно заверена и имеет доказательную силу документа. В тех случаях, когда возникают сомнения по поводу соответствия копии оригиналу, суд должен потребовать от участвующих в деле сторон копию документов из таможни, через которую провозился груз.

 

Возвращение НДС и проверка налоговой инспекции

 

Желая вернуть НДС, экспедиторы обязаны представить Государственной налоговой инспекции декларации о возвращении налога. Один из документов, который требуют инспекторы налоговой инспекции во время проверки, — накладная ЦМР. Т. Юркшайтис говорит: «Всегда достаточно копии ЦМР, мы никогда не сталкивались с проблемами по поводу возвращения налога. Главное, чтобы накладная была правильно заполнена». Йоанас Каминскас, менеджер перевозчика ЗАО «Samarina», говорит, что экспедитор не всегда может представить оригинал товарно-транспортной накладной, так как если его предприятие проходит проверку налоговой инспекции, он обязан представить данной институции оригинальные документы. Как утверждают консультанты налоговой инспекции, экспедиторы должны представить оригинал накладной или подтверждённую копию, т.е. имеющую печать «Копия верна». Подтвержденные копии также годятся во время проведения налоговых проверок.

 

РЕШЕНИЕ

 

Обычно накладная ЦМР заполняется в 3 экземплярах (для отправителя, получателя и перевозчика), однако есть возможность подготовить и больше оригиналов. Это решило бы проблемы «копии/оригинала», возникающие между перевозчиком и экспедитором. Ассоциация перевозчиков Литвы «Linava» продаёт бланки накладных, состоящие из более чем 3 страниц, поэтому, если перевозчик позаботиться об этом заранее, он может иметь на руках бóльшее количество оригиналов. Если отправитель печатает товарно-транспортную накладную на своём фирменном бланке, перевозчику может быть труднее получить больше экземпляров, однако при желании – возможно всё.

 

Конвенция КДПГ

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 55
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 54
0
atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 27
0