Переклеим, будем есть

main

Рассуждения о распределении выгод и издержек от веденных правительством ограничений поставок продовольствия из стран Евросоюза можно дополнить еще одним пунктом. Он очевиден, работает на стороне издержек, но почему-то проигнорирован аналитиками. Речь идет о нерегистрируемом (сером или даже черном) импорте продовольствия, который можно оценить в $2-4 млрд ежегодно.

Такие оценки — результат простой арифметики, складывающейся из зеркальных подсчетов потерь от введенных Россией санкций. Их в ЕС обозначили в $12 млрд исходя из данных экспорта продовольствия в РФ, а в самой РФ — в сумму от $8 млрд (согласно статистике ФТС за 2013 год) до $9,5-10 млрд по расчетам Raiffeisen Research и ING Eurasia (правда, с учетом импорта продуктов с Украины).

Проблему черного и серого продовольственного импорта в РФ трудно назвать надуманной. Всерьез озаботившись ею в 2013 году, аналитики Российского зернового союза (РЗС) обнаружили, что за несколько последних лет она стала напрямую отражаться на благополучии отечественного агропромышленного комплекса. Из порядка $300 млрд внутреннего потребления товаров (при доле отечественного производства на рынке до 87% и ежегодном импорте в $40 млрд за вычетом наценок оптового и розничного звена) импортного продовольствия потребляется не менее чем на $100 млрд, подсчитывал глава РЗС Аркадий Злочевский. Соответственно, до $60 млрд потребляемого импортного продовольствия либо не декларируются на таможне, либо проходят границу по заниженной таможенной стоимости («товары прикрытия»), либо «теряются» при транзите; в цифре есть, и доля «челноков», и приграничного завоза товаров физлицами, но вряд ли она составляет даже 10% от фантастической цифры $60 млрд в год — даже если она вдвое превышает реальную.

Самая уязвимая для России позиция в списке — говядина и свинина (собственное производство мяса — 70% потребности внутреннего рынка, импорт 2013 году составил $6,7 млрд), и теоретически усилия Северо-Западной таможни, через которую в РФ идет значительная часть мясного импорта, и таможен на западных границах РФ, призванных не допустить импорт «запрещенных» товаров из-под санкций, могут привести к закрытию мясокомбинатов, товарному голоду и социальным потрясениям.

Но зная, что объем, как бы это сказать мягче, внетаможенных продовольственных операций только из ЕС сейчас составляет не менее трети от санкционного, а всего в год вне таможни проскакивает в Россию в несколько раз больше продовольствия — стоит ли сомневаться в том, что проблема дефицита будет решена в течение нескольких месяцев переклейкой этикеток с раздачей взяток? Не знаю, правда, хорошие это новости или плохие. Смотря для кого.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

ukraina

Все грузовики пересекают границу Украины только через Е-очередь (дополнено о новых возможностях)

Подробнее о cистеме электронной очереди в Украине —  здесь, здесь и здесь (инструкции), здесь и здесь (список приоритетных товаров). Здесь, здесь и здесь — о том, как избежать отмены регистрации в очереди, здесь — информация о возможности изменить данные о водителе и тягаче. Тут — доступные языки системы. Здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь (для пустых грузовиков, здесь — о том, как зарегистрироваться в очереди, если система не показывает, что в грузовике уже нет груза) и здесь (для грузовиков весом до 7,5 тонн) — новые возможности системы. Здесь — о новом разделе (статистики) на сайте системы.

2025-04-24 230
0
AZER

Система регистрации перевозчиков в Азербайджане

Таможня Азербайджана опубликовала информацию о новой системе регистрации перевозчиков, которая должна упростить и ускорить процедуры, связанные с пересечением границы. Подробнее — здесь.

2025-04-23 17
0
pranc_vokiet

Как обжаловать штраф BALM в Германии и взыскать долг во Франции

Франция и Германия являются очень важными рынками для литовских перевозчиков. Во время работы там может произойти всякое. В Германии очень строгие инспекторы, а во Франции порой сложно получить оплату за проделанную работу. В таких ситуациях важно знать правовые аспекты.

2025-04-16 19
0
tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО ПРО AETR)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-04-16 2 665
0