Таможенный союз несет потери от серых схем

download (2)

Несовершенство нормативной базы Таможенного союза (ТС) Беларуси, Казахстана и России, по мнению экспертов, создает широкие возможности для экономических преступлений — контрабанды, серых импортно-экспортных схем, незаконного вывода капитала и коррупции. Проблемы в Таможенном союзе, констатируют аналитики, возникают из-за разных целей участников этого интеграционного объединения

Окно в Европу

О размахе ущерба, который наносит экономике стран ТС применение серых схем, заговорили после обнародования летом Центробанком России информации о размере капитала, выведенного посредством фиктивных экспортных контрактов. Только за 2012 год через фирмы, зарегистрированные в Беларуси, из России вывели 15 миллиардов долларов, а через фирмы из Казахстана — 10 миллиардов. «Получилось такое огромное окно в Европу. Ведь выведенные в оффшоры 25 миллиардов — это 45 процентов общего оттока капитала из страны за минувший год», — рассказал DW старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Сергей Алин, ссылаясь на данные Центробанка.

Схема, которую используют злоумышленники, проста, поясняет эксперт. Оплата за несуществующий товар, якобы поставленный в Россию из Беларуси или Казахстана, проводится на основании товарно-транспортных накладных. При этом отследить фактические поставки невозможно из-за отсутствия таможенного контроля.

Правда, в российское законодательство сразу же были внесены поправки, разрешающие банкам отказывать в платежах по подозрительным сделкам даже при наличии документов по ним. Но критерии отмены сделок по такому основанию могут нанести ущерб и добросовестным российским компаниям, и добросовестным экспортерам, полагает Алин.

По его словам, данные Центробанка свидетельствуют о том, что отток капитала из России продолжается: только за 1 полугодие 2013 года выведено более 38 миллиардов долларов. Сколько денег при этом ушло с помощью серых схем, еще предстоит выяснять. «Но если экспорт по-прежнему будет оформляться по данным бумажных товарно-транспортных накладных, то ситуация не изменится», — предупреждает Сергей Алин.

Точных данных нет

Российский политолог Андрей Суздальцев также привел DW примеры ухода от налогов и уплаты пошлин в рамках ТС. Это, по его словам, ввоз в Беларусь беспошлинного табачного сырья, сигареты из которого потом продаются в России или контрабандно вывозятся в ЕС, а также поставки через казахстанскую границу по сомнительным документам огромных партий обуви из Китая, которая затем попадает на рынок Таможенного союза.

«Китайские чиновники указывают одну сумму, на которую поставлены товаров в Казахстан, но в самом Казахстане показывается сумма в три раза меньшая», — добавляет президент казахстанского Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.

Проблема в том, что нет также достоверной и открытой статистики о взаимной торговле в рамках ТС, отметил Худайбергенов в интервью DW. О том, что статистические данные в Таможенном союзе не являются точными, сообщала и российская Федеральная таможенная служба (ФТС). По выражению Худайбергенова, эта бесконтрольность порождает коррупцию.

«Союз монополистов и контрабандистов»

Глава минского Исследовательского центра Мизеса, белорусский экономист Ярослав Романчук в интервью DW отметил, что нарушители легко избегают многих препятствий, пользуясь несовершенством нормативной базы Таможенного союза. Например, отмена таможенного контроля на границах между Беларусью, Казахстаном и Россией и перенос его на внешний контур Таможенного союза с июля 2011 года в целом облегчили транспортировку грузов внутри ТС.

Но при этом, напомнил Романчук, у Россельхознадзора не раз возникали сомнения по поводу поставок молока и мясной продукции из третьих стран под видом белорусских. Классическим образцом серого экспорта белорусский экономист назвал использованную Минском схему вывоза за пределы ТС так называемых органических разбавителей и растворителей. По разным оценкам, она нанесла ущерб бюджету России на сумму от 1,5 до 2,5 миллиардов долларов.

Все опрошенные DW эксперты уверены, что схемы контрабанды и ухода от уплаты налогов и пошлин в крупном размере вряд ли могли бы применяться без потворства властей стран-участниц Таможенного союза. Поэтому Ярослав Романчук называет это интеграционное объединение «союзом монополистов и контрабандистов».

Когда телега впереди лошади

«Надо было сначала подготовить нормативную базу ТС, а уж потом снимать таможенные посты между государствами, но получилось, что телегу поставили впереди лошади», — посетовал Романчук.

По его мнению, необходимо создавать единую электронную базу данных о движении товаров на территорию и с территории Таможенного союза. При этом нормативные акты ТС должны иметь приоритет над законодательством стран-участниц.

С тем, что противостоять серым схемам сложно из-за недостатка координации в ТС, согласен и Андрей Суздальцев. Основной недоработкой Таможенного союза он считает отсутствие единой таможни с пунктами по периметру внешних границ ТС, где работали бы россияне, казахи и белорусы.

Но, подчеркнул Суздальцев, несмотря на то, что вопрос о едином таможенном органе неоднократно выносился на обсуждение Евразийской экономической комиссии, «в Астане и Минске на это реагируют болезненно, ссылаясь на нормы своих национальных законодательств».

Проблемы в Таможенном союзе возникают на почве разных целей его участников, уверен Суздальцев. По его словам, «Россия намерена создать мощное интеграционное объединение на постсоветском пространстве, в то время как Беларусь и Казахстан пользуются единым рынком для решения своих сиюминутных экономических проблем».

Inotv.rt.com

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

dsv_schenker

Обзор транспортных событий в апреле

Ситуация литовских перевозчиков и их желание обратиться в Суд справедливости ЕС. Проблемы, связанные с тахографами нового поколения, и система регистрации перевозчиков в Азербайджане. Последнее исследование IRU о нехватке водителей и показатели деятельности производителей грузовиков. Об этом и многом другом в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2025-05-01 41
0
ukraina

Все грузовики пересекают границу Украины только через Е-очередь (дополнено о новых возможностях)

Подробнее о cистеме электронной очереди в Украине —  здесь, здесь и здесь (инструкции), здесь и здесь (список приоритетных товаров). Здесь, здесь и здесь — о том, как избежать отмены регистрации в очереди, здесь — информация о возможности изменить данные о водителе и тягаче. Тут — доступные языки системы. Здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь (для пустых грузовиков, здесь — о том, как зарегистрироваться в очереди, если система не показывает, что в грузовике уже нет груза) и здесь (для грузовиков весом до 7,5 тонн) — новые возможности системы. Здесь — о новом разделе (статистики) на сайте системы.

2025-04-24 236
0
AZER

Система регистрации перевозчиков в Азербайджане

Таможня Азербайджана опубликовала информацию о новой системе регистрации перевозчиков, которая должна упростить и ускорить процедуры, связанные с пересечением границы. Подробнее — здесь.

2025-04-23 29
0