Таможенный союз: в мечтах и реалиях

muitu-sajunga

В июле исполняет два года с момента вступления в силу общего Таможенного кодекса и год после ликвидации внутренних таможенных границ. Два этих юбилея являются хорошим поводом для того, чтобы подытожить, чего удалось достичь, и с какими проблемами столкнулся Таможенный Союз.

Создание Таможенного союза (ТС) стало первым реальным шагом в сверхзадаче В. Путина обратить вспять процесс распада СССР. Предполагается, что ликвидация внутренних таможен станет важным условием для формирования единого Евразийского экономического пространства. Однако даже на этой стадии процесс этот идет со скрипом и пробуксовками. И даже такое элементарное условие, как создание единой системы таможенных тарифов на импортно-экспортные пошлины оказалось серьезной проблемой. Наблюдая за тем, что происходит, эксперты находят фундаментальную причину в низкой совместимости социально-экономических систем России, Беларуси и Казахстана и других интересантов.

ВТО все путает

Отмена внутренних границ и облегчение за счет этого процесса движения грузов – это, безусловно, благо. Но затея с единым Таможенным кодексом (ТК) мотивирована отнюдь не только заботой о водителях и сокращении персонала. Целью и сутью ТK, заложенными в его основу еще в 2007, являются отмена пошлин во взаимной торговле и принятие единого таможенного тарифа (ЕТТ) в торговле с третьими странами, проведение в отношении их единой торговой политики.

Во исполнение этих замыслов уже в сентябре 2009 г. на заседании верховного органа ТС — Комиссии ТС в Алма-Ате было объявлено о завершении работ по согласованию и унификации ЕТТ. Тогда же был одобрен ТК – документ из 50 глав и 372 статей, в основу которого положена Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.), в которой определено понятие «единая таможенная территория» и предусмотрена отмена внутренних таможенных границ. В ТК также разработана процедура сбора таможенных платежей и распределения их затем по национальным бюджетам. При этом был принят предложенный белорусами принцип на основе пропорциональности и независимо от места взимания пошлин (доли установлены такие: 87,9% — России, 7,3% — Казахстану и 4,5% — Беларуси).

С 1 января 2010 г. ЕТТ вступил в силу. Согласно ТК, каждому товару был присвоен определенный код, исходя из которого таможня должна рассчитывать размер пошлины. Здесь же прописаны и ввозные пошлины, которые были по сравнению с российскими тарифами снижены на бытовую технику и электронику, автобусы и медтехнику, но повышены на одежду, некоторые виды драгоценностей и др. При этом функция внешнеторгового регулирования была закреплена за Комиссией ТС, ее решения должны быть обязательными для всех трех стран.

Однако на практике очень скоро выяснилось, что соблюсти ЕТТ непросто. Во-первых, каждый из партнеров имеет свои интересы и тянет одеяло на себя. Этому способствует мягкая формулировка в самом ТК, где предусмотрена возможность для различного рода изъятий и исключений. Они то и стали дыркой, которая вскоре превратилась в огромную брешь, поставившую под сомнению сам факт существования ЕТТ. А на сегодня мы имеем проект из более чем 500 поправок к ТК, с которыми он вступит в силу с 2013 г.

Во-вторых, процесс создания ТС совпал по времени с ускорением процедуры принятия стран СНГ в ВТО. И тарифы, а также многие другие нормы и процедуры, приходится согласовывать с ВТО. А поскольку переговоры с претендентами ведутся индивидуально и в разное время, то это вносит разнобой в принятых обязательствах. По свидетельству профессора факультета мировой экономики и мировой политики НИУ Высшая школа экономики Алексея Портанского, в ходе переговоров о присоединении к ВТО Казахстану, например, уже удалось договориться о более низких, по сравнению с Россией, тарифах примерно по 3 тыс. позиций. Что касается Беларуси, то при том, как складываются ее отношения с Западом, перспективы вступления в ВТО вообще выглядят призрачно.

Это привело к необходимости пересмотра всего ТК, новую версию которого чиновники надеются утвердить к концу лета. О том, какого рода изменения предлагается внести, поведал недавно министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. По сути дела речь идет лишь о механизме внесения тех или иных изменений на национальных уровнях. Предусматривается, что для этого должна быть подана заявка, а решение принимается на основе консенсуса трех сторон. Он также рассказал, как будет проводиться корректировка ЕТТ с учетом обязательств Казахстана. Она будет пропорциональна отношению экономики Казахстана к экономике ТС. «То есть, если ЕТТ равен 10%, а Казахстан договорился на ноль, это не значит, что мы спускаемся до нуля, мы исходим из того, что весь Казахстан на общем рынке — примерно 10%, соответственно мы снизимся на один процентный пункт»,- пояснил Слепнев.

В настоящее время эксперты Евразийской экономической комиссии прорабатывают новый вариант ЕТТ, представленного в России с учетом ее обязательств перед ВТО. Документ предполагает, что уровень тарифной защиты снизится до 7,5-7,8% с нынешних 10%. Документ должен вступить в силу с момента присоединения РФ к ВТО через месяц после ратификации пакета соглашений.

ТС – это ВТО в масштабах СНГ

Однако наиболее глубокие противоречия содержит для тройки ТС отмена внутренних пошлин. Поскольку между тремя странами существует экономическое неравенство, партнеры воспринимают и оценивают его правила примерно так же, как порядки ВТО. И те, кто чувствуют себя слабее, опасаются торговой экспансии более сильных.

В частности, казахские СМИ переполнены комментариями тамошних бизнесменов, которые прогнозируют для себя худшие времена, поскольку на местный рынок хлынут российские и белорусские товары. В качестве иллюстрации приводились такие цифры: в 2009 году импорт в Казахстан из России составил 31%, из Беларуси – 1,7%. А экспорт из Казахстана в Россию составил 8%, в Беларусь 0,1%. Отмена пошлин этот дисбаланс только усилит, предупреждают предприниматели.

Впрочем, как всегда есть и позитивные мнения. Например, Куанышбек Аленов, член правления Общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана считает, что конкуренция благотворно скажется на качестве продукции, а у бизнеса появятся новые рынки сбыта.

Порой противоречия между членами ТС принимают комический характер. Например, с 1 июля должен был вступить в силу технический регламент «О безопасности алкогольной продукции». Но не вступил и отложен на неопределенный срок.

А причина, как рассказал депутат Госдумы Виктор Звагельский, оказалась в том, что Беларусь не признает пиво за алкогольный напиток. И когда признает и признает ли вообще – никто сказать не может. Ибо всем понятно, что решение будет зависеть от каприза одного человека – Александра Лукашенко.

Есть и более серьезные противоречия. Так недавно стало известно, что, несмотря на достигнутые ранее договоренности, партнеры России по ТС пока не собираются вводить утилизационный сбор. Его введение (22 июня Дума уже приняла его в первом чтении) рассматривается, как превентивная мера против ожидаемого потока подержанных автомобилей после вступления России в ВТО и одновременно направлена на стимулирование собственного автопрома. Однако, эффект резко снижается, если примеру россиян не последуют белорусы и казахи, считает президент Союза машиностроителе России Владимир Гутенев, посетовав журналистам, что переговоры с партнерами по ТС идут тяжело.

Анализируя все эти разногласия, профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова находит фундаментальную их причину в том, что в строительстве здания ТС превалирует политика, а не экономическая логика и последовательность. Это ведет к тому, что в одни и те же правила пытаются втиснуть страны, существенно различающиеся в своем социально-экономическом развитии и управлении. При этом вступление России в ВТО только усилит её подчинение принципам этой организации, увеличивая разрыв в интересах ее с теми, кто еще не вступил.

То, что выгодно Москве, невыгодно Астане

Этим неравенством во многом объясняется и проблематичность расширения ТС за счет новых членов, например, Кыргызстана, на которого очень рассчитывает В. Путин. По мнению политолога из Института стран СНГ Андрея Грозина, хотя Кыргызстан еще в прошлом году продал заявку и до конца этого года обещал стать четвертым, он будет всячески тянуть с этим, выторговывая себе преференции. В то же время Минск и Астана – в отличие от Москвы, куда менее заинтересованно относится к расширению ТС. Особенно Казахстан, для которого со вступлением Бишкека в ТС связаны опасения, что на его территорию хлынет в поисках занятости до полумиллиона киргизов. Кроме того, Астана требует от соседа и гарантий, связанных с контрабандой из Китая. В Астане не верят в способность нынешних киргизских властей взять под контроль эти процессы, в то время как требования у Бишкека, уже являющегося членов ВТО, весьма велики. По мнению эксперта, перспективы вступления Кыргызстана зависят и от состава тамошней власти, которая весьма неустойчива, и характеризуется большим напряжением между исполнительной и законодательной ветвями.

И казахам плевать на то, что Москве очень хочется новой политической победы в своих имперских мечтах. Вот как сформулировал свою позицию президент казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Есенжол Алияров:

«Вступление Киргизии в Единое экономическое пространство в основном выгодно двум странам: России и Киргизии. Казахстан выступает в этом отношении как буфер, через который отфильтровываются негативные для России последствия, а Россия получает для этого свои выгоды, которые связаны с потоком мигрантов из Киргизии для её мегапроектов и обеспечением доступа к киргизским водохранилищам».

В то же время Казахстан, подчеркнул Алияров, «в этих условиях получает все проблемы, которые связаны с Киргизией, — это криминал, контрабанда, нерешённые водноэнергетические вопросы». «После того как их [проблемы Киргизии] возьмёт под управление Россия, решать их будет ещё сложнее», — считает он.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 47
0
atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 26
0
kz_flag

Актуальная информация о дорожной ситуации в Казахстане

В связи с потеплением и резким таянием снега на автодорогах международного и республиканского значения Республики Казахстан фиксируются происшествия с талыми водами, выступающими через проезжую часть, в связи с чем на отдельных участках дорог вводятся ограничения движения транспортных средств.

2024-04-26 45
0