«Случайности» на таможне: денег лучше не предлагать…

5eurai

«Этот ангар мы называем „ангаром для пяти евро“», – в шутку говорит начальник пункта пограничного контроля в Мядининкай Арунас Сарулис, когда сотрудник редакции CargoNews.lt вместе с ним подходит поближе к строению, где находится грузовой автомобиль с российскими номерами. Водитель автомобиля сказал, что вместе с документами в руки таможенников «случайно» попала денежная купюра номиналом в пять евро. Хотел «как лучше», а получилось…

На таможенном посту в Мядининкай действует неписаное правило – за попытку подкупить сотрудника таможни, «случайно» вместе с документами предоставив деньги, водителя просят проехать в ангар и выгрузить груз. Это значит, что водителя ожидает досмотр. Все знают, что эта процедура чревата тратой времени, дополнительными расходами и другими последствиями. В частности, «другим последствием» может быть лишение свободы сроком до 7 лет.

Порядок действует третий год

В этой публикации мы не ставим себе целью вести полемику о методах работы контрабандистов или порядочности сотрудников таможни. Хотим лишь напомнить, что в конце 2012 г., после продолжительного расследования, проведённого службой служебных расследований (в то время она называлась службой иммунитета) совместно с криминальной службой таможни, подозрения в злоупотреблении служебным положением и взяточничестве были предъявлены 33 сотрудникам таможенного поста в Мядининкай.

После этого нашумевшего случая в Таможенном департаменте была создана рабочая группа, которая проанализировала применяемые в работе таможни методы борьбы с коррупцией и подготовила рекомендации относительно создания на таможне антикоррупционной среды.shutterstock_254946682

Одной из мер этой программы стало наблюдение за случаями, когда таможенникам вместе с документами вручаются деньги.

«Такие „случайности“ всё ещё встречаются. Видно, бывшее советское поколение привыкло к тому, что таможенник, увидев среди документов денежную купюру, закроет глаза и снисходительно отнесётся к содержимому автомобиля, будет не очень тщательно его проверять или ускорит эту процедуру. Мы не отрицаем, что такое поведение принято в России или Беларуси, но у нас против таких водителей есть своё противоядие – мы отправляем их автомобили на досмотр», – говорит начальник поста.

Именно поэтому ангар, расположенный недалеко от помещения системы рентгеновского контроля, таможенники назвали «ангаром для 5 евро». Начиная с 2013 г., в этот ангар направляются транспортные средства, водители которых пытались «купить» расположение сотрудников таможни.

Фактов «денежных предложений» становится меньше

В 2013 г. было зафиксировано более 1200 попыток подкупа сотрудников таможни. Эта цифра заставила таможенников принять дополнительные меры. Правда, не все разбирательства этих действий дошли до предварительных расследований – по фактам предложения взяток в 2013 г. было начато 14 предварительных расследований.

По словам таможенников, наиболее часто взятки предлагаются на границе с Беларусью. Как правило, дать взятку пытаются водители, которые хотят «договориться» с таможенником о том, чтобы он «не заметил» некоторых особенностей груза или конструкции автомобиля, или чтобы он не направлял автомобиль на рентгеновский контроль (при этом заведомо зная, что в автомобиле находится, например, небольшая партия контрабандных сигарет, за перевозку которой грозит административная ответственность) и т.д.

«Сообщите всем, особенно тем, кто прибывает в Литву из-за границы – ситуация на литовской таможне кардинально изменилась: за предложение денежной взятки грозит предварительное расследование и уголовная ответственность», – говорит А. Сарулис.

Подкуп, как разновидность коррупционной деятельности, согласно ст. 227 УК Литвы, считается уголовным преступлением. В зависимости от тяжести этого преступления, нарушителю может грозить лишение свободы сроком до 7 лет.

По словам сотрудников таможни, водители, особенно водители-дальнобойщики, в ожидании прохождения таможенных процедур, общаются между собой, поэтому любая информация распространяется очень быстро. Может быть, именно поэтому в прошлом году, по сравнению с 2013 г., попыток подкупить таможенников было меньше – зафиксировано 826 случаев незаконного предложения денег.

В 2014 г. подозрения в попытке дать взятку сотрудникам таможни были предъявлены 55 лицам, 41 из них решением суда были признаны виновными (им назначены штрафы), между тем 10 предварительных расследований были прекращены, так как не были установлены признаки преступной деятельности.

В этом году число «забывчивых» водителей ещё больше сократилось: в течение 11 месяцев установлено 420 случаев незаконного предложения денег, начаты 34 предварительные расследования по поводу подкупа должностных лиц. Подозрения в предложении взятки предъявлены 34 лицам, 20 из них признаны виновными (назначены штрафы), 7 предварительных расследований прекращено, так как не установлены признаки преступной деятельности.

Кто решает – проверять или нет?

Водители, пересекающие государственную границу, сталкиваются, как правило, с конкретным таможенником. Он проверяет документы, груз, пломбы, принимает другие соответствующие решения. Но если вы думаете, что принимая решение о досмотре автомобиля, он основывается только на своей профессиональной интуиции, вы глубоко ошибаетесь. Рекомендации к проведению досмотра утверждены в приказе генерального директора Таможенного департамента. В нём сказано: «если водитель транспортного средства во время обычной проверки или во время таможенного контроля предложит сотруднику таможни наличные деньги, такое транспортное средство должно быть отправлено на досмотр. Учитывая возможный риск и имеющиеся технические возможности, решение о досмотре груза принимает начальник смены таможенного поста».

shutterstock_86306050Поэтому запомните, что преднамеренно или случайно оставленные в документах деньги грозят не только предварительным расследованием (со всеми вытекающими из этого последствиями). До недавнего времени литовская таможня в адрес тех компаний, чьи водители пытались ускорить прохождение границы с помощью денег, отправляла предупредительные письма с сообщением о незаконном поведении водителей. В настоящее время рассматривается вопрос о создании «чёрного списка» водителей – их автомобили будут проверятся чаще, возможно, с применением досмотра.

Досмотр – это не только дополнительные расходы (по меньшей мере, 200 евро, в зависимости от груза), связанные с незапланированной разгрузкой и погрузкой груза. Досмотр может занять несколько дней. В таком случае перевозчик опаздывает с доставкой груза, компания несёт убытки, платит клиенту штрафы и пеню и портит свою репутацию. Поэтому перед тем, как пытаться пересечь границу в обход действующего законодательства, не стоит ли подумать о том, хочется ли на собственном опыте испытать процедуру досмотра?

Кстати, «ангар для 5 евро» своё название получил, скорее всего, не случайно – именно такую сумму в качестве «вознаграждения за непрофессиональность» предлагают литовским таможенникам.  Литовская таможня напоминает: законная перевозка и аккуратные документы – самый надёжный и быстрый способ выполнения таможенных формальностей.

Комментарии

Леонид Шмулевич 2015-12-05 13:06

А так и не сказал,кто-же все-таки принимает решение отправить на досмотр,и не за то ли платят "честному" таможеннику,что-бы кровь не сосал.Кто везет контрабас в паспорт 5 евро не кладет...Ему всей сменой пожелают счастливого пути.

Kolganov Igor 2015-12-02 08:51

Цирк.. Господин Арунас Сарулис намекает, что 5 евро это уже слишком мало, жадных отправлять в ангар, нужно переходить на 10..


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

atsisiųsti

Румынским перевозчикам удалось оспорить штраф французских правоохранителей за невозвращение домой

Уголовный суд Тулузы (Сен-Годенс) добился первого оправдательного приговора и восстановил справедливость в отношении водителя и перевозчика, которые получили штраф от французских правоохранителей. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой Национального союза автомобильных перевозчиков Румынии (UNTRR).

2024-04-26 3
0
britain-france

Механизм, который может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мирантов в Великобритании

Здесь (официальная информация на английском) и здесь (информация на русском) — о том, что может помочь перевозчикам избежать крупного штрафа за перевозку нелегальных мигрантов в Великобритании.

2024-04-24 16
0