Гражданская ответственность перевозчика при перевозке груза несколькими перевозчиками

11142

Так как в секторе грузоперевозок нередко происходит так, что груз из точки А в точку Б везёт не один перевозчик, конвенция ЦМР предусматривает специальные правила, применяемые в тех случаях, когда в процессе перевозки участвует 2 или более перевозчиков.

 

В ст. 34 конвенции ЦМР указано, что если перевозка, условия которой определяются  единственным договором, осуществляется несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из последующих перевозчиков становятся в силу принятия ими груза и накладной участниками договора перевозки на указанных в накладной условиях. Данное правило было установлено с целью защитить материальные интересы грузоотправителя и грузополучателя в случае нанесения грузу ущерба при таком типе перевозки.

 

Следует обратить внимание на то, что данная норма применяется тогда, когда перевозка несколькими перевозчиками выполняется только по одному договору, регулирующему все этапы перевозки. Если на отдельных этапах перевозки в каждой из стран, через которые двигается груз, будут заключаться новые договора, то в таком случае перевозку будет регулировать не Конвенция ЦМР, а национальные правовые акты этих стран.

 

Единственным договором о грузоперевозке также не будет считаться договор, составленный между первым перевозчиком (от своего или грузоотправителя имени и за его счёт) и другими, последующими перевозчиками. Так считаться потому, что перевозчик, нанимая другого перевозчика для перевозки груза, будет действовать уже не как перевозчик, а как экспедитор.

 

Другое условие, при котором могут применяться положения Конвенции ЦМР, связано с товарной накладной. Каждый перевозчик, которому передаётся груз, вместе с ним должен получить накладную. Передача накладной очень важна, так как перевозчик, принимая груз, становится участником договора о перевозке на условиях, указанных в накладной. Более того, приняв накладную, перевозчик может решить, какой риск он может принять на себя.

 

Если при передаче груза перевозчику заполняется новая накладная, в котором передающий груз перевозчик отмечается как грузоотправитель, а принимающее лицо — как перевозчик, и если был заключён только один договор на перевозку, то в таком случае будут применяться положения Конвенции ЦМР, регулирующие перевозку груза несколькими перевозчиками.

 

И всё же, если перевозчик, принимая груз, не принимает заодно накладной, то он не может считаться перевозчиком согласно статье 34 Конвенции ЦМР.

 

Если сложилась такая ситуация, что по договору с отправителем перевозчик доверяет перевозку груза другому коллеге, то очень важное практическое значение получает указание в накладной перевозчика, фактически везущего груз. Если в накладной указывается не фактический, а только тот перевозчик, который заключил договор о грузоперевозке, то он будет считаться перевозчиком согласно Конвенции ЦМР, хоть и не будет осуществлять перевозку сам.

 

В свою очередь фактический грузоперевозчик, реально везущий груз, не будет считаться перевозчиком согласно Конвенции ЦМР. В таком случае отношения указанного в накладной перевозчика и фактического перевозчика регулируются не нормами Конвенции, а национальными правовыми актами, применяемыми к составленному между ними договору. Это значит, что перевозчик, составивший договор с отправителем, отвечает последнему за весь ущерб, нанесённый грузу во время перевозки.

 

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Юридическая информация

AZER

Система регистрации перевозчиков в Азербайджане

Таможня Азербайджана опубликовала информацию о новой системе регистрации перевозчиков, которая должна упростить и ускорить процедуры, связанные с пересечением границы. Подробнее — здесь.

2025-04-23 21
0
pranc_vokiet

Как обжаловать штраф BALM в Германии и взыскать долг во Франции

Франция и Германия являются очень важными рынками для литовских перевозчиков. Во время работы там может произойти всякое. В Германии очень строгие инспекторы, а во Франции порой сложно получить оплату за проделанную работу. В таких ситуациях важно знать правовые аспекты.

2025-04-16 21
0
tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО ПРО AETR)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-04-16 2 671
0