Секреты и уроки TGX EfficientLine

Небольшая заметка о новинке MAN , продемонстрированной на выставке IAA 2010 в Ганновере — модели TGX EfficientLine, вызвала определенный интерес со стороны наших читателей. Однако в своих откликах с некоторой долей иронии и настороженности они высказали основную претензию – слишком мало информации, чтобы понять, в чем же секрет «прибамбасов» кроме того, что предлагается ездить со скоростью не выше 85 км. За подробностями мы обратились к представителю MAN в Литве "Adampolis". Вот что рассказал нам Миндаугас Акялис, управляющий продажами тягачей и автобусов.
- В рекламе TGX EfficientLine (далее EL) основной акцент делается на режим движения: 85 км/ч максимум, вместо 89, как принято сейчас в Европе для большегрузных тягачей. При этом констатируется, что потери времени на 300 км пробега составят примерно 9 минут. Любой водитель заинтересован держать максимальную скорость, чтобы побыстрей достичь цели пути. Вряд ли этот «тихоход» ему понравится. Это чувствуется и по тону откликов.
- Вы правы: водителям режим EL может показаться непривлекательным, однако у владельца транспортного предприятия взгляд совсем иной: большие скорости нехороши, поскольку из-за аэродинамического сопротивления увеличивается расход топлива. Все мы видим, что происходит с топливными ценами, и поэтому экономия топлива становится важнейшей экономической, а соответственно, и технологической задачей производителей автомобилей. Что ни говори, а опыт и исследования показывают, что с помощью этого решения удается уменьшить расход топлива на 0.6-2.2 литра на 100 км в зависимости от стиля езды.
- То есть речь идет о человеческом факторе. И все же читатели просят рассказать подробней именно о технических факторах-новинках…
- Конечно. Начнем с аэродинамического – одного из важнейших. Расчеты показывают, что его влияние – плюс-минус 3-4 литра топлива на 100 км. Плюс, если плох аэродинамический пакет, если кабина обвешана какими-нибудь сигнальными устройствами, если спойлеры не в полном комплекте. И минус – если уменьшено лобового сопротивления. Для этого в EL кабина XLX лишена таких элементов, как противосолнечный козырек или выступающие дудки пневмосигнала. В то же время, стандартное оснащение включает в себя аэродинамический обвес, который также дает экономию.
Однако, ветер – не единственный тормоз. Все же самое большое сопротивление движению создает рельеф, подъемы и спуски, и тут большее значение играет качество шин и система контроля давления в них. Производители энергосберегающих шин декларируют, что если они хорошо накачаны, то благодаря этому можно достичь экономии топлива до 6%.
Если шины недостаточно накачаны, создается дополнительная нагрузка на двигатель. Достаточно давление в шинах трехосного тягача снизить на 2 бара, и расход топлива увеличится на 1.2 л/100 км. Кроме того, статистикой установлено, что в 99% случаев шины лопаются не от гвоздя, а от недостатка давления. Поэтому EL оснащен системой его регулирования, и если давление ниже установленного предела, в кабине водителя раздается сигнал тревоги.
Воздушная пневмосистема – это самостоятельный организм. Используемая в EL система регулирования давления воздуха (APM — Air-Pressure Management) уменьшает потери на перерасход воздуха в пневмосистеме. Многодисковое сцепление полностью отключает компрессор, когда в нем нет необходимости.
Модернизированная однолистовая передняя подвеска не только сохраняет вес, но еще и улучшает характеристики. Алюминиевые колесные диски и пневмобаллоны обеспечивают оптимальное распределение веса и максимальную нагрузку. В базовую комплектацию EL входят алюминиевые колеса Dura-Bright®. Все это повышает грузоподъемность на 110 кг.
Модернизированная однолистовая передняя подвеска не только сохраняет вес, но еще и улучшает характеристики. Алюминиевые колесные диски и пневмобаллоны обеспечивают оптимальное распределение веса и максимальную нагрузку. В базовую комплектацию EL входят алюминиевые колеса Dura-Bright®. Все это повышает грузоподъемность на 110 кг.
- Перевозчиков безусловно интересует цена. Если сравнивать с тягачами, использующими аналогичные двигатели и схожими по другим важнейшим параметрам, насколько дороже EL?
-Приблизительно на 8%. В данном случае, да и вообще, ошибочно оценивать автомобиль только на момент приобретения. Если оценивать себестоимость продукции – в тонно-километрах, то стоимость самой машины в ней не столь велика, как нам кажется. Расход топлива может быть до 30% меньше. Если дополнительные новшества, такие, как автоматическая коробка передач, система контроля давления и др. стоят всего 8%, то если на каждом километре она позволяет сэкономить хоть по нескольку центов, то в конечном итоге результат будет иной. Поэтому правильно оценить стоимость EL можно лишь спустя 2-3 года эксплуатации с учетом той экономии расхода топлива, которую она дает. Современный покупатель непременно должен смотреть на несколько лет вперед, учитывая эксплуатационные расходы. Если бы MAN не был уверен, что в конечном результате потребитель будет доволен, он не затевал бы проект.
- Когда можно будет «пощупать» EL?
- Первая машина по нашему заказу будет изготовлена в конце мая и в Литве появится в первую неделю июня.
— Вернемся к «человеческому фактору». Вы констатировали противоречия между владельцами автомобилей и водителями. Но как его разрешать?
- Многие профессионалы часто не знают, как оптимально использовать возможности машины. Например, они могут даже не знать, что в кабине имеется кнопка двигательного тормоза, нажимая на которую, можно экономить на тормозных колонках. Я знаю анекдотический случай, когда предприниматель заплатил немалые деньги на приобретение такого тормоза, а потом выяснилось, что за два года эксплуатации ни разу им водители не воспользовались. Поэтому мы стараемся привлекать немецких инструкторов с целью организации обучения, если не сказать – воспитания водителей.
1.Факторы автомобиля
|
литров/100 км
|
||
Кабина водителя
|
а) если высота кабины 3 м вместо 4 м
|
-3,3
|
|
б)седельный тягач с зачехленными шасси
|
-0,4
|
||
в)дополнительный фонарь на крыше
|
+0,8
|
||
г) дополнительный пневматический звуковой сигнал
|
+0,2
|
||
д)прицеп(полуприцеп) сбоковыми чехлами
|
-1,0
|
||
ж)слишком большое расстояние между кабиной водителя и полуприцепом
|
+1,4
|
||
Колеса и шины
|
а)профиль: энергосберегающие шины вместо «нормального профиля»
|
-0,2
|
|
б)глубина профиля: вся глубина профиля(новые шины)
|
+2,2
|
||
в)шины малого поперечника
|
-0,3
|
||
г)полная реставрация шин вместо новых
|
+1,8
|
||
Pagilintas profilis vietoj naujų padangų
|
-1,3
|
||
д)специальные широкие шины вместо сдвоенных
|
-0,7
|
||
Тип задних
осей
|
гипоидные оси вместо планетных колесных шестерней
|
-0,7
|
|
Ведущая
ось
|
одна вместо двух
|
-3,3
|
|
Передача
задних
осей
|
слишком малая, число оборотов для нужной скорости слишком велико
|
+1,7
|
|
|
Излишнее потребление свет дают дневные фары вместо галогенных лам
|
-0,1
|
|
2.Человеческие факторы
|
|||
Скорость
вождения
|
90 км/час вместо 85
|
+2,6
|
|
Метод
вождения
|
использование инерции, без надобности не тормозить и не ускоряться
|
-5,0
|
|
Излишнее
потребление
|
а)кабина водителя отапливается при стоянке: отопление от двигателя вместо дополнительного отопления
|
+2,2
|
|
б) работает кондиционер в кабине
|
+3,0
|
||
в) обогрев двигателем при стоянке
|
+1,3
|
||
г) электра (дополнительные приборы): 1 квт ~ 0,6
|
+0,2
|
||
Топография
|
а) в городе, а не на магистрали
|
+33,0
|
|
б) «трудные» дороги вместо «легких»
|
+6,6
|
||
Осадки
|
а) дорога влажная
|
+0,7
|
|
б) дорога мокрая(вода)
|
+1,7
|
||
Направление
и сила ветра
|
сильный встречный ветер
|
+3,3
|
|
Внешняя
температура
|
+30 вместо +10
|
-1,7
|
|
Внешний расход
силы
|
работа с внешним расходом силы, например, машина с цистерной
|
+9,0
|
|
3.Факторы текущего технического состояния
|
|||
Система
сжатого воздуха
|
утечка: постоянное накачивание(пневматические амoртизаторы)
|
+0,6
|
|
Давление
воздуха в шинах
|
2 бара маловато
|
+0,2
|
|
Обтекание
крыши
|
неправильно отрегулировано
|
+1,0
|
|
Тент/кузов
|
неправильно прикреплен или открыт
|
+5,0
|
|
Геометрия
осей
|
а) диаметр колес более, чем на 1 град. отклоняется от установленной величины
|
+1,7
|
|
б) не параллельно сведены колеса
|
+5,9
|
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.