Литовская государственная железнодорожная компания оказалась на грани радикальных реформ

gelezinkelio foto

Государственная компания «Lietuvos geležinkeliai» в ближайшее время может быть подвержена радикальным изменениям.  Вместо одной компании могут появиться две – компания по управлению инфраструктурой и компания по пассажирским и грузовым перевозкам. Такое решение предполагает ультиматум Европейской Комиссии, выдвинутый на прошлой неделе.

На прошлой неделе состоялась встреча еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер и министра транспорта и коммуникаций Литвы Римантаса Синкявичюса. В ходе встречи М. Вестагер дала понять, что для решения так называемого «дела Ренге» у Литвы есть один месяц. Напомним, что в 2008 г. «Lietuvos geležinkeliai» разобрала железнодорожную ветку в Ренге (Латвия), и, таким образом, остановила железнодорожное сообщение между Литвой и Латвией. В 2010 году компания «„Orlen Lietuva» обратилась по этому поводу с жалобой в Европейскую Комиссию, а в 2013 г. ЕК начала официальное расследование относительно возможного злоупотребления доминирующим положением «Lietuvos geležinkeliai». Литовская государственная железнодорожная компания отклонила предложение ЕК решить проблему мирным путём, поэтому в 2015 году ЕК предъявила «Lietuvos geležinkeliai» официальное обвинение.

По мнению ЕК, разборка железнодорожной ветки в Ренге свидетельствует о том, что литовская государственная железнодорожная компания воспользовалась своим доминирующим положением на рынке управления инфраструктурой. Кроме того, компания «Lietuvos geležinkeliai» знала, что такими действиями она помешает экспорту продукции «Orlen Lietuva» через латвийские порты. «Lietuvos geležinkeliai» преследовала цель направить экспорт «Orlen Lietuva» через Клайпедский порт и заставить «Orlen Lietuva» пользоваться услугами «Lietuvos geležinkeliai». Так как в течение года «Lietuvos geležinkeliai»  не сумела принять никакое решение, ЕК выдвинула ультиматум: либо компания в течение месяца находит выход из этой ситуации, либо платит штраф (в размере от 9,5 млн до 42 млн евро, т.е. 10 проц. своего годового оборота) и восстанавливает разобранный участок железной дороги в Ренге (это обойдётся компании примерно в 20 млн евро). Компании, которые вследствие прекращения железнодорожного сообщения между Литвой и Латвией потерпели ущерб, вправе обращаться за его возмещением. Так как решение проблемы растянулось на 8 лет, сумма ущерба может превысить сумму штрафа.

Решение – разделить

В среду сложившаяся ситуация обсуждалась на встрече министра Р. Синкявичюса с президентом Д. Грибаускайте. По словам президента, единственным выходом из этой ситуации она видит формальный раздел нынешней компании. «Железнодорожная компания ведёт себя как государство в государстве, а бездействие Правительства может стоить Литве десятки миллионов евро, которые придётся заплатить нашим налогоплательщикам», – на встрече с журналистами заявила советник президента Лина Антанавичене.

По словам президента, во избежание санкций Правительству необходимо в срочном порядке определиться и проинформировать о своём решении Европейскую Комиссию. Раздел «Lietuvos geležinkeliai» означает, что вместо одной компании появятся две: одна из них будет управлять инфраструктурой, другая – заниматься грузовыми и пассажирскими перевозками. Это решение и предварительный план действий должны быть представлены Европейской Комиссии в течение месяца.

«Хочу подчеркнуть, что эту проблему я унаследовал. Как известно, дело было возбуждено в 2010 году – дело очень непростое, если бы всё было просто, оно бы не затянулось на 6 лет», – отметил Р. Синкявичюс.

Министр заявил, что вся ответственность ложится на «Lietuvos geležinkeliai», так как дело возбуждено не в отношении Литвы, а в отношении компании.

«Правительство должно искать наиболее рациональные и выгодные решения, и проделывать эту работу на всех уровнях. Я считаю, что наиболее рациональным решением является соблюдение правовых норм и законов. В данном случае я имею ввиду четвёртый железнодорожный пакет. Мы предложим внести больше прозрачности в деятельность компании, но при этом сохранить вертикально интегрированную структуру», – заявил Р. Синкявичюс.

В 2015 году прибыль «Lietuvos geležinkeliai» сократилась в 7,3 раза и упала до 2,776 млн евро. Доход компании сократился на 7,1 проц. (до 428,994 млн евро). В качестве дивидендов за 2014 год компания выплатила 11,4 млн евро, хотя должна была выплатить 18,297 млн евро.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Ж.Д. / порты / авиация

181116_klaipeda_port

Клайпедский порт накануне больших перемен

Нынешний год проходит для Клайпедского государственного морского порта в подготовке к большим переменам. Это и работа над стратегией дальнейшего развития, включая строительство глубоководного аванпорта, и разработка менее масштабных проектов, в том числе реконструкция морских ворот, углубление судоходного канала до 17 м и акватории бухты Малку до 14,5 м. Со следующего года дирекции порта предстоит сменить статус и стать акционерным обществом.

2018-11-20 317
0
Ukraina-uostas-Odessa

В Украине поменяют схему таможенного оформления морских грузов

Растормаживать морские грузы в украинских портах хотят по-новому. На сайте ГФС появился проект правительственного постановления, которым предлагается изменить типовую технологическую схему проведения таможенного контроля судов и их грузов. Сроки общественного обсуждения документа уже истекли, так что вскоре проект должны передать на утверждение в Кабмин.

2017-08-04 135
0
konteineriai-traukinys

Китай запускает еще один контейнерный поезд в Прибалтику

InterRail совместно с китайской CRIMT осуществил тестовый рейс контейнерного поезда из Китая (Иу, Цзиньхуа) в Латвию, сообщает SeaNews. Маршрут следования поезда проходит по территории России (через Забайкальск, Иркутск, Тюмень, Казань и Москву).

2016-11-30 406
0