Транспортный сектор Литвы в I полугодии 2012 г.

fura_chjornaya-199x146

Транспортный сектор – особо важная сфера бизнеса, поэтому в этой статье попытаемся рассмотреть то, как перевозческий бизнес в Литве пережил первое полугодие 2012 года.

Быстрорастущие доходы

Доходы сухопутного транспорта в I полугодии 2012 г. значительно возросли: за год – на 10%, по сравнению с докризисным уровнем – на 9%, а с самим кризисом – на целых 50%. Доходы грузового транспорта выросли на 12% (в прошлом году – на 18%).

«В первом полугодии в транспортном секторе сохранились положительные тенденции, особенно в экспедиторской деятельности. В начале 2012 г. в секторе автомобильного транспорта наметились признаки концентрации – увеличилась часть крупных предприятий, так как часть средних фирм перешла на более высокий уровень. Транспорт ещё долго будет такой сферой, в которой себе на хлеб смогут зарабатывать не только крупные, но также средние и мелкие предприятия. Тенденции расчетов с Фондом социального страхования «Sodra» были противоречивыми – долгосрочные долги уменьшались и должников было меньше, а краткосрочные долги в свою очередь участились и суммы их возросли. В этом году начало незначительно увеличиваться количество арестов имущества», — замечает Ромуалдас Трумпа, заместитель директора компании Creditreform Lietuva, оценивающей платежеспособность бизнес-клиентов.

Доходы фирм, специализирующихся в складской и транспортной деятельности, увеличились: за год на 34%, по сравнению с докризисным периодом – на 73%, с кризисом – на 130% (в 2,3 раза).

Доходы предприятий, занимающихся упорядочиванием грузов, (в том числе порты), уменьшились на 26%. Грузооборот в портах уменьшился на 10% (в Бутинге – на 19%, в Клайпеде – на 8%). На это повлияла высокая сравнительная база (в прошлом году импортировали автомобили в страны СНГ), некоторое уменьшение количества белорусских грузов и ремонт завода «Orlen Lietuva» в мае.

Складские предприятия (не только грузовые терминалы, но и зернохранилища) увеличили свои доходы на 34%.

Рост доходов экспедиторов замедлился – если в минувшем году рост составлял 2,1 раза, то в этом – только 1,5.

Транспорт (дорожный транспорт и экспедирование в частности) является менее концентрированной отраслью из-за низких барьеров для входа в сектор. Однако с 2012 года и здесь стала намечаться определённая концентрация. Больше всего растут доходы крупных фирм, особенно в дорожном транспорте.

Транспорт также остался отраслью с наибольшим инвестированием. Общее количество инвестиций в сухопутный транспорт повлияли на европейские железнодорожные проекты. В 2012 г. транспортные компании уже успели приобрести 2414 тягачей (на 19,5% меньше, чем в прошлом году), 5255 полуприцепов (на 16,7% больше). Обе эти цифры выше, чем показатели 2008 г.

Фирм-банкротов становится меньше

В первом полугодии 2011 года статус банкрота получило 80 транспортных компаний, за этот же период в текущем году – 65 компаний. Формальный юридический статус ещё ни о чём не говорит – количество предприятий с «незарегистрированным юридическим статусом» сегодня составляет 10 тыс. Часть их прерала свою деятельность и не имеет ни доходов, ни работников. Более реальным представляется число работающих фирм, т.е. тех, которые имеют работников и доходы. В конце августа количество работодателей в транспортном секторе составило 6391 фирма, из которых 4743 работают на дорожном транспорте, а 1353 – заняты в экспедиторской и складской деятельности.

Согласно сроку работы большинство крупных транспортных компаний работают 7 и больше лет. Перевозческие компании создавались раньше, чем экспедиторские:

- В дорожном транспорте до 2005 года создано 82% фирм, имеющих оборот свыше 30 млн. литов. Из тех, кто имеет оборот ниже 1 млн. литов до 2005 года было образовано лишь 50% фирм. 12% таких фирм создано после 2011 года;

- В секторе логистики и экспедирования до 2005 г. создано 67% работающих предприятий с оборотом свыше 30 млн. литов. Из тех, кто имеет оборот ниже 1 млн. литов до 2005 года было образовано 37% фирм. 17% таких фирм создано после 2011 года.

Увеличивается количество крупных транспортных средств

За весь 2011 год количество работодателей возросло на 5,6% (увеличение в группах всех размеров). За первые 8 месяцев 2012 года их количество снизилось на 2,6%. Количество крупных работодателей (250 работников и более) выросло с 34 до 42 фирм, однако количество мелких предприятий в целом уменьшилось.

 

Кол-во работодат.
01.01.2011
Кол-во работодат.
01.01.2012
Кол-во работодат.
30.08.2012
Изменение
01.01.2011-01.01.2012
Изменение
01.01.2011-01.01.2012
Изменение
01.01-30.08.2012
Изменение
01.01-30.08.2012
1-9
работник.
466048674719+2074,4%-148-3,1%
10-49
работник.
124513741348+12910,4%-26-1,9%
50-249
работник.
249258256+9+3,6%-2-0,8%
более 250333442+1+3%+8+19%
РАБОТОДАТ.618765336365+346+5,6%-168-2,6%

За весь 2011 год количество работников транспортных компаний увеличилось на 6,4 тысячи, а за первые 8 месяцев этого года – ещё на 2,3%. В минувшем году заметно росло количество работников мелких (10-49 человек) и средних (50-249 человек) предприятий. Однако в 2012 году количество работников росло в основном только в крупных компаниях — +9,8%. Количество работниках на предприятиях более меньших размеров оставалось стабильным. Часть средних компаний перешли в статус крупных.

 

Кол-во работодат.
01.01.2011
Кол-во работодат.
01.01.2012
Кол-во работодат.
30.08.2012
Изменение
01.01.2011-01.01.2012
Изменение
01.01.2011-01.01.2012
Изменение 01.01-30.08.2012Изменение 01.01-30.08.2012
1-9
работник.
161231694116998+818+5,1%+57+0,3%
10-49
работник.
251252765427306+2529+10,1%-348-1,3%
50-249
работник.
220552385923300+1804+8,2%-559-2,3%
более 250308073203535183+1228+4%+3148+9,8%
РАБОТОДАТ.94110100489102787+6379+6,8%+2298+2,3%

Долги «Sodra»: долгосрочные – уменьшались, краткосрочные – росли

Ситуация относительно долгосрочных долгов (более 30 дней) Фонду социального страхования «Sodra» в транспортной сфере заметно лучше, чем в среднем во всех прочих секторах хозяйствования. И не потому, что число должников уменьшилось, а потому, что должники стали более мелкими. Тем не менее, тенденции касательно краткосрочных долгов белее негативны – в среднем долг увеличивался, а частота долгов за весь год так и не сократилась.

До сентября 2012 г. в 527 транспортных компаниях было произведёно 902 ареста имущества. И хотя по сравнению с прошлым годом заметно уменьшение (572 фирмы – 943 ареста имущества), в целом в транспорте с начала 2012 г. чувствуется незначительная тенденция увеличения числа арестов имущества. После пика арестов в 2009 г. крупные транспортные компании переживают всё меньше и меньше арестов своего имущества, в то время как мелкие транспортные компании не спешат уменьшать количество арестов.

Средний долгосрочный долг транспортного работодателя сократился с 9817 до 7914 литов, а краткосрочный вырос с 6583 до 6789 литов.

Чего ждать от ближайшего года?

Перспективы грузового дорожного транспорта оцениваются положительно, и фирмы, вероятно, смогут приспособиться к всевозможным вызовам – постоянно изменяющимся ценам на топливо, растущим страховым взносам и новыми оплачиваемыми дорогами. Литовский импорт и экспорт продолжают увеличиваться. Ожидание упрощения экспорта некоторых групп товаров в Россию. Низкие барьеры для входа в сектор останутся благоприятными для концентрации компаний.

Экспедиторы не упустят возможности воспользоваться плюсами от вступления России в ВТО. Хороший урожай зерновых положительно скажется на доходах фирм, занимающихся хранением грузов.

Предприятия, перевозящие пассажиров, останутся в трудной ситуации из-за разницы между уменьшающееся покупательской способности (ждёт отопительный сезон) и растущими ценами на топливо. Это осложнится нескончаемыми экспериментами некоторых самоуправлений. Положение может спасти лишь льготы по НДС. Там, где работают рыночные механизмы (напр., в междугородних перевозках), концентрация будет расти.

Перспективы развития железной дороги и портов так и будут зависеть от деятельности завода «Orlen» и белорусского товарооборота.

Подготовлено по данным ЗАО «Creditreform Lietuva»

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Что делать водителю, если нет GPS сигнала

Компания «Euro-Tach» сообщает, что в последнее время в Центральной и Северной Европе по каким-то причинам (возможно, из-за действий военных НАТО и/или России) возникают проблемы с GPS-сигналом, который важен для работы тахографов нового поколения.

2025-06-09 38
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками первого квартала 2025 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-05-13 1 506
0
tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии и другими)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-26 585
0