Водителям: уходя в рейс, оставьте дома достаточно денег на случай, если вы не вернётесь

zvakute_veliniu

Уходя в рейс, мало кто из водителей-дальнобойщиков думает о том, что дверь их дома может захлопнуться для них навсегда. Тем не менее, примеры из жизни указывают на то, что может случиться и так. Поэтому те, кто работает на такой работе, должны позаботиться о том, что при наихудшем исходе – в случае их смерти – у родных было достаточно средств для репатриации (возвращения тела на родину) и похорон, так как не всякий работодатель-перевозчик сможет об этом позаботиться.

В редакцию CargoNews поступил звонок от вдовы водителя дальних рейсов, которая даже спустя полгода после смерти мужа не могла сдержать своих эмоций. В апреле этого года её муж, проработавший лишь 1,5 месяца в одной из грузоперевозческих компаний города Паневежиса, отправился в рейс в Финляндию. Мужчина, не имевший до этого серьёзных проблем со здоровьем, умер в грузовике в результате инфаркта. Директор фирмы, в которой работал водитель (название редакции известно), сообщил о смерти водителя его жене и дал ей контакты посольства Литвы в Финляндии.

Несмотря на то, что водитель умер в рабочее время в принадлежащем фирме грузовике, смерть наступила в результате болезни, что не может трактоваться как несчастный случай. Это значит, что работодатель не обязан позаботиться о возмещении расходов на репатриацию и похороны тела. Как и в описываемом случае, директор может сказать: «Для меня это дорого…», забрать свой тягач и оставить родным умершего позаботиться обо всём остальном. Так как срок действия дорожной страховки водителя завершилась за несколько недель до несчастья, все финансовые заботы легли на плечи родных – вдова водителя должна была сама позаботиться о доставке тела в Литву, подготовке всех необходимых документов, похоронах.

Супруга умершего водителя, поделившаяся с нами своей историей, советует другим семьям водителей подумать также и о самом плохом и были к этому финансово готовыми, чтобы в случае несчастья им не пришлось обивать пороги работодателей, встречая лишь закрытые двери.

Смерть на работе из-за болезни – не забота работодателя

Юристы, с которыми нам удалось пообщаться на данную тему, уверены, что при смерти водителя на рабочем месте в результате болезни, которая не считается профессиональным заболеванием или несчастным случаем на работе, работодатель не обязан ничего компенсировать. Всё это может быть сделано в качестве жеста доброй воли. Адвокат Реда Алексинайте говорит, что на самом деле случаев, когда близкие требуют от работодателя возместить понесённый ущерб, не там и мало. Адвокат напомнила о деле, в котором близкие водителя, скончавшегося от болезни, пытались присудить возмещение ущерба и от работодателя, и от Государственной трудовой инспекции Литвы (VDI). Данное дело дошло до Верховного административного суда Литвы. Вдова умершего водителя подала иск на работодателей мужа (теперь уже обанкротившуюся компанию «Dejusta»), VDI и Вильнюсский отдел VDI. Супруг вдовы проработал в фирме 5 лет, а в 2008 г. он был найден мертвым в кабине тягача, стоявшего на стоянке. Установленная причина смерти водителя – сердечное заболевание, не связанное с условиями работы или несчастным случаем на работе. Супруга умершего пыталась доказать в судах то, что фирма не заботилась о том, что водители были уставшими, не выспавшимися, испытывали огромное напряжение на работе, в результате чего её мужа постигла сердечная болезнь. Тем не менее, Верховный административный суд Литвы отклонил иск, считая его необоснованным, и оставил в силе решения суда первой инстанции, невыгодный для супруги умершего.

Юрист Мантас Валатка из юридического общества «Versum» говорит, что если работник скончался за рубежом в рабочее время, это нельзя назвать несчастным случаем или профессиональным заболеванием (при несчастном случае или наличии профессионального заболевания, которые признаются страховыми случаями, часть или все расходы, понесённые в результате смерти водителя, возмещаются Фондом государственного социального страхования «Sodra»). Близкие умершего имеют право требовать от работодателя компенсацию расходов на репатриацию, однако в таком случае близкие должны доказать все следующие обстоятельства:

1) нанесение ущерба (в случае смерти – это очевидно);

2) ущерб был нанесён в ходе незаконной деятельности (напр., при ненадлежащей организации работы, неисполнении требований безопасности);

3) существование причинной связи между незаконной деятельностью работодателя и смертью работника, т.е. что, например, именно неисполнение требований безопасности повлекло за собой смерть работника);

4) виновность работодателя в смерти работника;

5) существование рабочих отношений между работодателем и работников в момент смерти последнего, т.е. работник в этой время работал у работодателя;

6) связь возникновения ущерба с трудовой деятельностью, т.е. осуществлением рабочих функций.

«И даже если родные умершего докажут все эти обстоятельства, размер компенсируемого работодателем ущерба может быть уменьшен и в принципе может рассчитываться из размера материальной ответственности, если будет доказано, что в своей смерти виноват сам водитель или что он умер по своей собственной неосторожности», — говорит М. Валатка, добавляя, что кроме материальной ответственности (расходов на репатриацию) родные умершего могут требовать от работодателя также и возмещения нематериального ущерба.

Дорожное страхование водителя важно не для всех перевозчиков

Мы поинтересовались, какую роль в таких случаях играют страховые компании. Действие страхового полиса водителя, о котором упоминалось в начале статьи, как раз закончилось незадолго до несчастья. Так как дорожное страхование необязательно для водителей, работающих в странах ЕС, работодатель не поспешил продлить страховку своему водителю. Именно так и ведёт себя часть перевозчиков, которые не видят смысла в том, чтобы страховать своих работников. Заместитель директора ЗАО «Logiteksa» Раймондас Пранцкявичюс когда-то рассказал CargoNews: «Мы ездим по странам Евросоюза, поэтому не возникает проблем с визами, и водителей мы не страхуем. От чего их страховать?»

Представляющая перевозчиков Ассоциация «Linava» предлагает своим членам приобрести дорожное страхование для водителей по самой низкой рыночной цене – 70 литов. Как нас уверил специалист по вопросам страхования Отдела грузового транспорта Департамента транспортной политики Ассоциации «Linava» Гинтарас Лещинская, данное дорожное страхование предлагает довольно высокие страховые выплаты: на медицинские расходы (по причине болезни и несчастного случая) – 100 000 евро; на расходы, связанные со смертью в результате несчастного случая – 10 000 евро; на расходы, связанные с получением полной пожизненной инвалидности в результате несчастного случая – 20 000 евро; на репатриацию – 10 000 евро. Администрирование ущербов, доставка останков, замена документов и прочие услуги, связанные с регулированием ущербов, предоставляются застрахованному лицу бесплатно.

Аудрюс Пильчицас, директор Департамента страхования гражданской ответственности, несчастных случаев, транспортных средств и здоровья АСО «ERGO Lietuva», говорит, если в случае смерти водителя в рейсе за рубежом работодатель хочет, чтобы репатриацией тела занималась страховая компания, он должен приобрести водителям фирмы полисы дорожного медицинского страхования. «На основании данного страхования страховая компания выплатит компенсацию за репатриацию водителя, умершего в результате и несчастного случая, и болезни. Данная страхование также гарантирует то, что при внезапном заболевании водителя или при наступлении несчастного случая заграницей ему будет предоставлена медицинская помощь как в государственных, так и в частных учреждениях здравоохранения», — говорит А. Пильчицас.

По словам вице-президента ассоциации «Linava» Мечиславаса Атрошкявичюса, прерогатива работодателя – позаботиться о приобретении дорожного страхования для водителя для того, чтобы потом не иметь проблем ни ему самому, ни близким водителя.

Растёт количество смертей на дороге по причине болезни

Специалисты VDI констатируют, что профессия водителя дальних рейсов является одной из самых опасных. Специалисты выражают обеспокоенность растущим количеством смертей водителей на работе. В 2010 году на работе скончалось 18 водителей, в 2011 году зарегистрировано уже 29 случаев. По утверждению работников VDI, нередко косвенной причиной смерти является нарушение режима труда и отдыха, напряжение на работе, некачественное прохождение медосмотра, однако согласно закону Литовской Республики смерть в рабочих условиях по причине болезни не трактуется как несчастный случай.

Напоминаем, что вы можете поделиться с порталом CargoNews своими историями и новостями, пройдя по ссылке «Прислать новости/фото» и заполнив соответствующую форму или позвонив в редакцию по телефону +37068508240. 

Комментарии

Kulikovs Sergej 2012-11-06 19:57

virazaju soboleznovanija.vse eto dejstvitelno tragicno.sejcas estj raznie slucai .prietom rabotodatelj dolzen bitj celovekom snacala .potom esli u nego dengi.stolko skolko mi sejcas zarabativaem,na svoi bi pohoroni hvatilo,otsuda gonki po vertikali,nu a trnsportnikam tolko namekni za zapjatuju shtraf plotim.na 1 masinu 10 organov kontrolja.da i voditeli sami dolzni zabotitsa o sebe.

Bondarenko Jevgenijs 2012-11-05 11:23

Очень позитивная новость с самого утра..


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 20
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 375
0