Турция – привлекательная страна с огромной армией перевозчиков

shutterstock_51069157

Турция – страна, находящаяся примерно в двух с половиной тысячах километров от Литвы – уже давно не ассоциируется с словом «экзотика». Страна, в которой проживает более 75 млн человек, стала привлекательным местом для отдыха, а турецкая продукция (овощи, фрукты, промышленные товары) заняла прочные позиции на рынках многих европейских (и не только) государств.

Такой имидж Турции закрепился в глазах литовцев. До недавнего времени такой представляли себе Турцию и россияне – до конца ноября нынешнего года, когда турецкие ВВС над своим воздушным пространством сбили российский военный самолёт. Этот конфликт внёс чрезвычайную напряжённость в отношения между двумя крупными странами. Последствия этого инцидента в первую очередь отразились на экономических отношениях – Россия закрыла туристические маршруты в Турцию и запретила импорт турецких товаров. Турция столкнулась с проблемой поддержки торговых отношений с такими странами, как Казахстан, Монголия, Китай – транзит турецких товаров через Россию стал невозможным. Как эта сложная ситуация между двумя странами повлияет на работу литовских перевозчиков? Смогут ли представители литовского транспортного сектора найти свою нишу и выгоду в этой ситуации?

Крутили пальцем у виска 

«Когда наша компания примерно двадцать лет тому назад решила открыть для себя турецкий рынок, многие считали нас чудаками. Ведь в то время границы были ещё закрыты, для поездок в Турцию требовались визы… Гораздо проще было ездить за необходимыми товарами в Германию, Австрию или Испанию. Но мы решили рискнуть – как говорится, вступили одной ногой, и не жалеем об этом. В настоящее время наша компания завоевала на турецком рынке довольно прочные позиции», – говорит директор UAB «Krautoma» Сигитас Жилюс.

По его словам, грузоперевозки из Турции уже долгое время осуществляются по принципу «двух горок»: весной и осенью грузопоток из Турции возрастает, а летом и зимой сокращается.

Турецко-российский конфликт произошёл почти в самый разгар осеннего пика перевозок. «Вы только представьте себе, в какой ситуации мы оказались. Вокруг хаос и неразбериха. В то время сообщений об отмене заказов в нашем офисе было намного больше, чем заявок что-то привезти из этой страны», – говорит С. Жилюс.

Бизнес довольно устойчивый

«Последствия инцидента мы чувствовали всего несколько дней – запросов было меньше, но этот штиль продолжался недолго. Скорее всего, рынок просто ожидал, чем всё закончится. В конце ноября жизнь и работа вернулись в прежнее русло. Скорее всего, потому, что мы занимаемся перевозками промышленных, а не продовольственных товаров. Россия не ввела санкции на промышленные товары, поэтому каких-то резких изменений мы не почувствовали», – говорит менеджер компании «Ad Rem Transport» Лина Валюкене. «Ad Rem Transport» доставляет турецкие грузы в Вильнюс, и из Вильнюса распределяет в другие страны. Из Вильнюса значительная часть грузов отправляется в Россию и Беларусь.shutterstock_202533685

С мнением представителя «Ad Rem Transport» согласен и менеджер компании «Transtira» Гедиминас Куодис. Эта компания доставляет грузы из Турции различными видами транспорта – в зависимости от того, что необходимо заказчику. «Как правило, турецкие грузы мы перевозим воздушным транспортом. Слава Богу, в воздушных перевозках никакая война не началась, грузопоток из Турции довольно устойчивый. Турецкие грузы попадают на терминал в Вильнюсе. Если заказчику необходимо, мы можем направить груз, например, прямо в Минск. Мы возим самые разные товары – электротехнику, бытовые предметы.  Грузопоток не очень большой, но постоянный, цены тоже стабильные, поэтому последствий напряжённых отношений между Турцией и Россией мы не почувствовали».

«Томатная война»  лишь на бумаге

После октябрьского инцидента в Египте, во время которого на территории Синайского полуострова разбился российский самолёт, Турция стала второй страной, которую российские туристы вынуждены вычеркнуть из своих ближайших планов.

Почувствуют ли жители России недостаток турецких овощей и фруктов на прилавках магазинов? «Я не знаю турецкого языка, но наши турецкие партнёры утверждают, что турки относятся к ситуации более сдержанно, чем россияне. В публичном пространстве никто не выступает с громкими заявлениями и тем более с угрозами. В Турции много заводов, турецкий климат очень благоприятен для сельского хозяйства – люди просто продолжают делать своё дело, так как понимают, что в турецких товарах нуждаются жители европейских стран, и они обязаны обеспечить их всем необходимым», – говорит С. Жилюс.

Между тем объявленные Россией санкции больше похожи на PR-кампании, чем на реальные меры. Если вникнуть в список запрещённых к ввозу из Турции в Россию овощей и фруктов, то в него включены клубника и зелень… Согласитесь – в декабре это не самые необходимые продукты. Лимоны – другое дело. В выращивании лимонов Турцию можно считать монополистом… Именно Турция является основным поставщиком лимонов в Европу и в Россию. Однако, в списке запрещённых продуктов их нет. По мнению собеседника, очень часто затеваемая российскими властями шумиха является не чем иным, как попыткой показать, что кто-то что-то делает. Главные решения принимаются за закрытыми дверями, и то, что декларируется «на публику», зачастую отличается от того, что происходит на самом деле.

Закрепить позиции – нелегко

Если Россия всё же закроет двери своего рынка для турецких товаров, вполне вероятно, что Турции придётся искать новые направления реализации своей продукции. Смогут ли занять эту нишу литовские перевозчики?

По словам С. Жилюса, Турция защищает интересы своих перевозчиков. Для того, чтобы понять, на каком плотном в плане конкуренции рынке приходится работать иностранным перевозчикам, приведём некоторые цифры: весь транспортный парк Литвы насчитывает около 30 тыс. грузовых автомобилей, транспортный парк Польши – примерно 150 тыс. А в Турции одних только транспортных компаний – примерно 120 тыс. Если предположить, что в каждой из них не менее 2 автомобилей, цифры получаются огромные…

shutterstock_324846371«Тот, кто хочет утвердиться на турецком рынке, обязан быть смелым, сильным и находчивым. Я могу сравнить Турцию со стеклянной стеной – ты должен так к ней „прилипнуть“, чтобы удержался и не упал вниз. Поверьте, удержаться очень сложно», – говорит собеседник.

В Турции очень много молодёжи с высшим образованием и новаторскими идеями, молодое поколение активно подключается к развитию экономики. В Турции преобладает производство, это значит, что стране нужен транспорт. Однако, Турция довольно жёстко защищает своих перевозчиков, кроме того, в этой огромной стране развит не только автомобильный, но и другие виды транспорта: морской, железнодорожный, воздушный.

На какой «кусок пирога» могут рассчитывать литовцы? По данным турецкой экономической газеты «Dunya», из-за российских санкций турецкие экспортёры овощей и фруктов могут потерять примерно 150 млд долларов США.

Несколько лет тому назад Турция была основным местом отдыха российских туристов, в 2015 году Турцию вытеснил Египет. В настоящее время туристический сектор этих стран переживает значительный упадок: в течение первого полугодия 2015 г. поток российских туристов в Турцию и Египет составил 40 проц. (более 2 млн человек), надежды на то, что после недавних конфликтов эта цифра останется на прежнем уровне, очень мало.

Литовцы, работающие в туристическом секторе, надеются, что некоторые россияне вновь полюбят литовское взморье: лишившись возможности отдыхать в Турции, часть жителей соседней страны, возможно, будет выбирать для отдыха литовские курорты.

А принудительная смена направления турецкого грузопотока открывает новые возможности для литовских перевозчиков. Главное – не проморгать. Никто не говорит, что будет легко, но попробовать можно.

Перевозчики надеются, что стороны договорятся

Директор компании «EGT LT» Ирина Степанавичене (компания специализируется на перевозках турецких грузов) выразила надежду, что стороны конфликта придут к взаимоприемлемому соглашению. Ведь рынки обеих государств – огромные, каждая сторона нуждается в партнёрских отношениях, поэтому поиск компромиссов должен начаться в ближайшее время.

«EGT LT» возит грузы из Турции не только в Россию. Многие грузы «задерживаются» в Чехии, где расположены основные склады компании. Оттуда турецкие товары отправляются в страны Балтии, Скандинавию, Беларусь. «Турция не входит в состав Европейского Союза, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы перевозка осуществлялась по TIR процедуре или по соответствующей гарантии. Могу сказать, что проверки на турецкой границе отличаются особой строгостью, турецкие пограничники – очень принципиальные, все документы должны быть заполнены безупречно. Турецкие должностные лица проверяют не только вес груза, но и его количество. Скорее всего, такие тщательные проверки связаны с подозрением, что через Турцию в страны Европейского Союза могут попытаться проникнуть беженцы и нелегальные мигранты», – говорит руководитель «EGT LT».

Те, кто направляется в Турцию, должны иметь турецкую визу. Как правило, перевозчики пользуются многократной турецкой визой – виза на 180 дней стоит 20 долларов США, все формальности для получения визы можно заполнить по интернету (www.evisa.gov.tr).

shutterstock_347943929По словам собеседницы, все перевозчики, чьи маршруты ведут в Турцию, знают, что очередь в 8 -10 километров – обычное явление на турецкой границе. При планировании поездки в Турцию это обстоятельство необходимо учесть и добавить к продолжительности рейса 1 -1,5 суток. Быстрее пройти турецкую границу просто не удастся: транспортный поток очень большой, проверка очень строгая. Кроме того, Турция – огромная страна, лишь незначительная её часть находится на европейском континенте, остальная часть государства расположена главным образом в Юго-Западной Азии.

Если цель поездки в Турцию – Стамбул, вполне возможно, что проезжать азиатскую часть страны вам не придётся. А если вам предстоит переправа через пролив Босфор, имейте ввиду, что на мосту Fatih Sultan Mehmet, соединяющем Европу и Азию, ежедневно с 7 до 10 часов и с 16 до 22 часов действуют ограничения движения грузового транспорта. В том случае, если в вашем грузовом автомобиле находится опасный груз, ехать по мосту вы сможете только ночью, с 2 до 6 часов.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 109
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 56
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 149
0