Что такое ретардер (тормоз-замедлитель) и почему он портится?

maxresdefault

Недавно на форуме Cargo.LT один перевозчик пожаловался, что в его тягаче испортился ретардер. Так как любая неисправность тягача напрямую означает простои и, как правило, дорогостоящие ремонты, редакция CargoNews.lt решила разобраться в причинах неисправностей ретардеров и выяснить, как их можно избежать.

Что такое ретардер?

В дословном переводе «ретардер» означает «замедлитель». Если говорить о технике, то ретардер – это деталь, которая устанавливается в транспортные средства для того, чтобы замедлить скорость их движения без подключения основной тормозной системы. Необходимость в установке ретардеров обусловлена техническими особенностями тормозной системы. Если основная тормозная система долгое время находится под нагрузкой, срок её службы сокращается и эффективность работы снижается, что отрицательно сказывается на безопасности транспортного средства. Тормозные системы тягачей и автопоездов, работающих в горной местности, подвергаются особым нагрузкам.

Конкретный пример: при спуске с горы водитель, для того чтобы поддерживать постоянную скорость, должен непрерывно тормозить. От долгого торможения тормозные системы перегреваются и очень скоро изнашиваются. Если тормозная система перегрелась, у водителя нет другого выхода, как остановиться на обочине и ждать, пока система остынет. Если тормоза начали отказывать, то выход один – найти ближайший автосервис и как можно скорее отправиться на замену тормозов. Необходимость в «механизме замедления» была обусловлена и тем, что технические возможности (в частности, скорость движения) грузовых автомобилей со временем постоянно улучшались, а количество перевозимых грузов увеличивалось. К примеру, для того, чтобы остановить грузовой автомобиль, который движется со скоростью 80 км/ч., тормозная сила должна быть в 4 раза больше, чем при остановке грузового автомобиля, который движется со скоростью 40 км/ч.

Какие бывают ретардеры?

По своим конструктивным особенностям ретардеры могут быть электродинамическими или гидродинамическими. Определить, какой ретардер установлен в грузовом автомобиле, довольно просто.

На то, что в автомобиле установлен электродинамический ретардер, указывает огромная «кастрюля» в нижней части тягача. По сути это своего рода электрический мотор, статор которого подсоединён к автомобилю, а ротор – к карданному валу. Когда в систему поступает питание, обмотка статора начинает создавать магнитное поле, которое, в свою очередь, во вращающихся роторах создаёт вихревые токи – так появляется момент торможения. При работе ротор может накалиться до 600 °C и более. Для того, чтобы не накалился статор, в автомобиле устанавливается тепловая изоляция, которая ограничивает количество поступающего тока и таким образом уменьшает момент торможения.

Гидродинамический ретардер работает по принципу гидравлической муфты – в его конструкции есть собственная система смазки и собственная система охлаждения. Как и в электродинамическом, в гидродинамическом ретардере тоже есть статор и ротор, только они работают несколько иначе. В движущемся автомобиле ротор «гоняет в холостую» воздух внутри ретардера, а при торможении в ретардер подаётся масло. Всё очень просто – чем больше масла в пространстве вращения ротора, тем сильнее он тормозит. Так как ротор соединён с ходовой частью автомобиля, то когда ротор вращается медленнее, скорость движения автомобиля снижается.

У каждого вида ретардеров есть свои преимущества и недостатки. Электродинамические ретардеры очень громоздкие, с повышением температуры они теряют свою эффективность, но зато они обеспечивают высокий момент торможения даже при небольшой скорости движения.

Гидродинамические ретардеры намного компактнее и намного легче электродинамических. Однако, на небольших скоростях они не так эффективны, хотя могут работать продолжительное время, потому что с того момента, когда гидродинамический ретардер начинает работать, топливо в двигатель не поступает, а система охлаждения используется только для работы ретардера. Момент торможения в гидродинамических ретардерах может доходить до 4000 Nm, что превышает крутящий момент самых мощных двигателей.

Также следует знать, что ретардер, соединённый с коробкой передач, называется интегрированным ретардером, или интардером. При такой конструкции ретардер подсоединяется к вторичному валу не напрямую, а через пару шестерён с передаточным отношением примерно 1:2, поэтому скорость вращения ротора здесь в два раза выше (что позволяет улучшить характеристики момента торможения на малых скоростях). Некоторые производители для работы интардера используют масло, находящееся в картере коробки передач, хотя бывают и модели с автономной смазочной системой.

Ещё одна интересная конструкция – акватардер.  Он устанавливается спереди двигателя и жёстко закрепляется с его коленчатым валом. В качестве смазочного материала тут служит охлаждающая жидкость. Преимущество налицо – тепло, которое выделяется в момент торможения, отправляется прямо в систему охлаждения двигателя. На сегодняшний день акватардеры в свои автомобили устанавливает только один из семи присутствующих на нашем рынке производителей, однако, ситуация может измениться.

Причины неисправностей в ретардерах

Как нам рассказали мастера, занимающиеся поддержкой технического состояния и ремонтом тягачей, наиболее частыми причинами неисправностей в ретардерах можно назвать:

  • Неисправности в датчике скорости;
  • Неисправности в проводке CAN (короткое замыкание, трещины в проводах);
  • Неисправности в датчике температуры;
  • Недостаточное количество охлаждающей жидкости;
  • Неисправности в вентиляторе охлаждения;
  • Неисправности в блоке управления;
  • Проблемы в электропроводке.

По словам специалистов, на неисправности в ретардере указывают такие моменты, как:

  • код неисправности ретардера на экране бортового компьютера;
  • Ретардер вообще не работает;
  • При спуске с горы не поддерживается постоянная скорость;
  • Накаляется охлаждающая жидкость;
  • Низкий момент торможения;
  • Ретардер начинает тормозить при малейшем нажатии на тормозную педаль.

Какие неисправности можно попытаться устранить самим?

В некоторых случаях, когда водитель заметит один из вышеуказанных сигналов, он может попытаться устранить причину неисправности собственными силами. В первую очередь он должен проверить уровень охлаждающей жидкости – если её не хватает, он должен дополнить резервуар до нужной отметки. Бывают случаи, когда водители не уделяют должного внимания своему автомобилю, или автомобиль работает в достаточно суровых условиях – в таких случаях охлаждающая жидкость испаряется быстрее, чем обычно. Если на это не обращать внимания, можно навредить не только ретардеру, но и двигателю.

Следующий шаг – осмотреть и проверить электропроводку. Если после осмотра явных повреждений не видно, а ретардер всё равно не работает так как надо, без специального оборудования не обойтись. В таких случаях лучше всего обращаться к специалистам (официальным представителям или мастерам по ремонту тягачей) – они не только установят и устранят неисправность, но и подскажут вам наиболее вероятные причины её возникновения. Эта информация позволит вам избежать подобных проблем в будущем.

Комментарии

Сергей Игнатов 2018-10-22 21:35

Любой тормозной системы ремонт и регламентный ремонт подразумевает как минимум ЗАМЕНУ колодок, реже дисков, Сальников, направляющих, пружин и т.п. в зависимости от конструкции тормозной системы. Так что если вы не знаете как происходит ремонт не значит что не верно написано.

Rivča Inga 2017-12-14 23:01

у транспорта есть тормозная система и ее ремонтируют, а что такое замена тормозов, мне непонятно (найти ближайший автосервис и как можно скорее отправиться на замену тормозов)


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

MAN_TRUCKS

Новые подходы производителей грузовиков на примере «Volvo» и MAN – что важно перевозчикам?

Некоторое время назад сразу два известных производителя грузового транспорта – «Volvo» и MAN – с помпой представили линейку грузовиков нового поколения. Тут можно дать детальный обзор предложенных новинок, но не хочется превращать статью в простой рекламный проспект. При этом комплексный анализ новаторских подходов вышеупомянутых концернов может показать стратегические направления, в которых движутся производители грузовиков, и помочь перевозчикам понять, как им следует решать вопросы, касающиеся приобретения и эксплуатации транспортных средств, чтобы получить максимальную выгоду.  

2020-04-20 648
0
1537978471_img-5669

В Ганновере объявлен победитель конкурса «International Truck of the Year 2019»

На выставке коммерческих автомобилей IAA 2018 в Ганновере был объявлен победитель престижного конкурса «International Truck of the Year 2019». Лауреатом стал новейший магистральный тягач «Ford F-MAX». Таков вердикт жюри, в которое входят 23 журналиста из 23 стран Европы. С новым магистральным тягачом «Ford F-MAX» компания «Ford Truck »планирует потестинить конкурентов из Большой семёрки европейских производителей грузовиков тяжелого класса. Новинка получила название в честь легендарных машин «Ford F Series».

2018-09-27 1 342
1
P_TGX_EOT_Platooning-DBSchenker_MAN-02

В Германии на автобане будут ездить грузовики без водителей

 В Германии на автобане A9 между Мюнхеном и Нюрнбергом будут совершать по три поездки в день беспилотные грузовики, перевозящие грузы логистической компании «Schenker» —  дочернего предприятия немецкого железнодорожного концерна «Deutsche Bahn».

2018-06-26 1 607
0
pic_4ac9a143040deca8e30eec7e9c2e3aa6

Транспортная неделя (16 мая — 23 мая)

Еврокомиссия готовится ввести рамки CO2 по загрязнению воздуха, впервые —  для грузового автотранспорта. В правительстве вновь защищают интересы страховых компаний, но обещают обуздать рост стоимости страховых услуг. Одобрено введение квот по приему на работу специалистов из третьих стран, в том числе, водителей дальних рейсов – «Linava» видит в этом угрозу бизнесу. Эти и другие актуальные новости отрасли в традиционной «Транспортной неделе».

2018-05-21 424
0