Вредит ли себе Россия, блокируя литовских перевозчиков?

shutterstock_131245436

Россия стала блокировать литовских перевозчиков сразу же после того, как Даля Грибаускайте назвала Россию террористической страной. Какие убытки может понести экономика Литвы в связи с такими действиями со стороны России и почему кое-что экономист Нериюс Мачулис даже называет «подарками для Литвы»?

Разговор на программе «В центре внимания» с членом Совета грузового транспорта «Linava» и руководителем Совета мелких и средних перевозчиков Мечиславом Атрошкевичусов, а также старшим экономистом «Swedbankank» Н. Мачулисом.

- Где сейчас стоят грузовики с литовскими номерами и сколько их?

— М. Атрошкевичус: большая часть грузовиков сейчас стоит на границе Латвия-Россия. Там, в понедельник утром, было задержано более 50 грузовиков. Их стараются проверить за день, но в сутки пропускают не более 5 грузовиков.

- Очередь всё время растёт?

— Нет, движение продолжается. За выходные российская граница набрала столько грузовиков, что, грубо говоря, «подавилась». Нельзя сказать, что все грузовики останавливают. Часть стоит, часть проезжает.

- Говорите «подавилась», следовательно, пространство на таможне, где осуществляются проверки, ограничено и поэтому грузовики просто встают в очередь. Но ведь пограничники могут держать эти очереди сколько захотят?

— За работу на посту отвечает руководитель. Я думаю, если официальных указаний по поводу таких проверок не было, то это инициатива каждого руководителя. Видимо, он и несет ответственность за такую работу своего поста.

- То есть, вы думаете, что это решение не самых высоких должностных лиц, а руководства таможни?

— Возможно и самых высоких, но это могло происходить, как телефонные законы, которые, как мы помним, хорошо работали в советское время. Были «пущены» словесные директивы и руководители таможенных постов просто хотели показаться перед высшим руководством, хотели проявить инициативу, а некоторые просто перестарались.

- Ваши грузовики работают с Россией?

— Да, работаем.

- В эти дни они были на границе?

— Да. В понедельник ночью один грузовик пересек границу и едет на место выгрузки. Точно знаю, что немало моих коллег в понедельник точно так же успешно прошли таможенный пост. По последним данным от российских таможенников, принимать решение о проверке оставлено на усмотрение местных властей.

- На какой границе пропускают больше всего? Какую границу пересекал ваш грузовик?

— Мы ехали через Финляндию. Без каких-либо ограничений ехали через Беларусь. И в субботу, и в воскресение работа проходила без помех. Наши перевозчики немного испугались возникновению мобильной группы на границе Беларусь-Россия. Несколько перевозчиков попали на проверку к этой мобильной группе и возникла паника, что, возможно, Россия хочет ввести проверки на таможне. Но такая проверка будет противоречить законам таможенного союза.

- Скажите пожалуйста, Нериюс, почему Россия решила действовать именно против перевозчиков?

— Во-первых, я думаю, что ничего нового на прошлых выходных не случилось. Зная, как проходят экономические отношения между Россией и Литвой, такого рода санкции были введены еще осенью прошлого года. Были ожесточены проверки, потом запрещен ввоз молочных продуктов. С нового года мы не могли ввезти мясные продукты, а в конце лета ввели запрет на ввоз практически всех продуктов питания. Это весь список санкций, причины которых искать не обязательно.

Все это — экономическая война России с ЕС, в которой самой легкой мишенью являются Балтийские страны. И, видимо, очень легко выбрать, с которой из трех ограничить торговые отношения. 20 проц. экспорта Литвы, около 6 млрд. евро в год, идет на рынок России. Очевидно, что это слабое звено ЕС, благодаря которому можно показать свою силу. Конечно, у России были и другие причины.

- Какую часть экономики страны составляют перевозчики? Вернее, их работа с Россией. Если, например, такие ограничения будут продолжаться месяц или больше, то какой будет результат?

— Во всём логистическом секторе работает около 100 тыс. человек. Если Россия совсем закроет свои границы и литовские перевозчики не смогут пересечь ни одну из них, то, конечно, убытки будут огромные. Но я не представляю такого сценария.

Я думаю, одна из причин, почему такие санкции введены в Калининградской области – это то, что она не очень важна для Литвы в экономическом плане. Туда литовские производители почти ничего не везут. В данной ситуации больше пострадали легковые автомобили, которые были остановлены и практически не проезжали на территорию Калининградской области за последние сутки. С другой стороны, вспомним, что там делают люди, приехавшие на легковых автомобилях? Покупают дешевые сигареты и алкоголь и везут в Литву. Это можно считать почти подарком, раз такие контрабанды какое-то время не попадут в Литву.

Я думаю сложившаяся ситуация — это больше сигнал для Литвы и предупреждение о том, что может случится, если Россия еще больше разозлится на Литву. В этот раз, очевидно, больше всего не понравилась риторика нашего президента.

- Мечислав, как заметил Нериюс, такие сигналы от России Литва получает не в первый раз. Уже можно строить предположения, как соседка будет реагировать на те или иные наши действия. Скажите, а как ведут себя перевозчики? Вы пытаетесь регистрировать машины в других странах или просто ищите другие рынки?

— Перевозчики просто работают. Многие говорят нам, что пора искать новые рынки, мы это и делаем. Но следует понимать, что наша деятельность не такая простая. Это связано с количеством разрешений, с межгосударственными соглашениями. Регистрировать машины в других странах тоже не выход. Конечно, мы уже не настолько зависим от России как раньше. Могу сказать, что с каждым годом связь с Россией становится все меньше. Но следует заметить, что и на Западе нас никто не ждет. Там большая конкуренция с румынами, болгарами, турками. Не думайте, что, съездив на запад, у вас сразу появится много заказов.

- Ваш рынок отреагировал на происходящее в эти выходные? Просили ли ехать на грузовиках не с литовскими номерами?

— Наш бизнес молниеносно реагирует на такие перемены. Уже в пятницу, после обеда, в терминалах Вильнюса, Каунаса и других больших городов была остановлена погрузка на Россию. Остановлены транспортные средства. Мне известны примеры, когда водителям было сказано разворачиваться, хотя они уже были на пути в Россию. Фактически, мы реагировали уже в пятницу. Часть грузов и сейчас еще стоит в Вильнюсе. Некоторые даже выгружены обратно из транспортных средств. На рынке очень много заказов, в которых указано, что транспортное средство не должно быть зарегистрировано в Литве. Это выгодно для наших конкурентов: латышей, поляков.

- Нериюс, скажите, пожалуйста, ведь таким способом Россия наносит ущерб и себе? Ведь эти грузы ожидают именно российские бизнесмены, компании по продажам, переработчики.

— И жители России. Ведь 50 проц. пищевых продуктов в России импортируются из других стран, в том числе и из стран ЕС. Конечно, такие санкции приносят вред и России. Это показывает и нынешняя статистика: инфляция приближается к 10 проц., некоторые продукты подорожали на 50 проц., некоторых продуктов не хватает. В тоже время зарплаты у жителей не увеличиваются. Россия машет дубинкой, угрожая другим странам ЕС, но она этой дубинкой бьёт и себя.

Не думаю, что эти санкции продляться долго, ведь они в первую очередь вредят самой России. С другой стороны, нельзя сказать, что связь между Россией и Литвой стала меньше. Например, в 2004 году, когда Литва вступила в ЕС, экспорт в Россию составлял 10 проц., а в прошлом году 20 проц. Вступив в ЕС, Литва стала окном Европы в Россию. Мы понимаем, что та страна не демократична, и как сказала наша президента, у нее есть признаки террористической страны, но мы, обслуживая нужды этой страны, создаем выгоду для Литвы.

Комментарии

Андрей Зосич 2014-11-26 18:21

Смысл в том что Украину.... они таким образом "нагинают" уже не один год...теперь ваша очередь. Делайте выводы ....... Ваша г-жа Даля...умная дама.... все по делу говорит. а РФ тут в ситуации когда ничего сказать не может... но хоть чуть-чуть нагадить нужно....


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

flag-of-belarus

Изменения, связанные с передачей грузов в Белоруссии

На Национальном правовом Интернет-портале 19 мая опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2024 г. № 354, которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 247 «О перемещении транспортных средств».

2024-05-20 43
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 150
0