Кто несёт ответственность за соблюдение режима труда и отдыха водителей?

Tired at the wheel

Профессиональные водители, работающие в Европейском Союзе, обязаны безоговорочно соблюдать установленный режим труда и отдыха. В некоторых европейских странах применяются наказания за проведение отдыха в кабине грузового автомобиля. Под жёсткие санкции могут попасть как водители, так и работодатели. В каких случаях ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха ложится на водилей, и в каких – на работодателей? Возможны ли интерпретации ответственности сторон?

В Кодексе административных нарушений места для интерпретаций нет

Выполнение требований к режиму труда и отдыха осуществляется совместными усилиями водителей и руководителей транспортных компаний. Лица, ответственные за организацию процесса перевозки, должны надлежащим образом распланировать поездку, а водители обязаны это план выполнять.

Литовские юристы часто говорят о формирующейся судебной практике, когда за нарушения выполняемой деятельности к ответственности привлекаются именно руководители компаний. Однако, Елена Цвирко, помощник адвоката в адвокатской конторе «Jurex», отметила, что в новом Кодексе административных нарушений (КоАН), который вступил в силу в 2017 г., применение административных санкций определено очень чётко. Следует отметить, что в бывшем Кодексе возможности интерпретировать применение санкций тоже не было.

В ст. 451 – 453 КоАН предусмотрена ответственность за три вида нарушений: за превышение продолжительности беспрерывного вождения или за превышение продолжительности рабочего дня; за нарушение режима ежедневного или еженедельного отдыха; за превышение установленной продолжительности вождения в течение одной недели или двух идущих подряд недель. В Кодексе чётко сказано, что непосредственная ответственность за эти нарушения ложится на водителей транспортных средств, осуществляющих пассажирские или грузовые перевозки на внутренних и (или) международных маршрутах. В зависимости от того, как долго нарушение имело место, сумма назначаемого водителю штрафа может быть в пределах 10 – 300 евро. Это одна из тех немногих ситуаций, когда ответственность несёт не руководитель транспортной компании, а непосредственно водитель.

В ст. 454 -455 КоАН говорится об ответственности за нарушение правил использования тахографов. Этот вопрос редакцией рассматривался несколько ранее. Мы лишь напомним, что штраф за подобное нарушение (фальсификацию, ненадлежащее хранение данных тахографа и т.д.) может быть назначен как водителю, так и представителям компании, в обязанности которых входит надлежащая организация процесса перевозки. В зависимости от характера нарушения, штраф может быть назначен одновременно обеим сторонам (водителю и работодателю), при этом не ставя под вопрос факт наличия ответственности.

Европейский регламент защищает водителей

В информационном буклете, изданном Европейской федерацией транспортных сотрудников (ETF), представлена информация о положениях, утверждённых в европейской директиве ЕС № 561/2006 относительно режима труда и отдыха водителей. В директиве указано, что транспортные компании должны обеспечить проведение еженедельного отдыха водителей вне транспортного средства. На сегодняшний день это положение перенесено в национальное законодательство Франции и Бельгии, к утверждению этого требования также готовится Германия и покидающая ЕС Великобритания.

В разъяснении ETF указано, что работодатели не имеют права заставлять водителей проводить еженедельный отдых в кабинах грузовых автомобилей, в то время как у водителей есть право выбирать место проведения сокращённого (24-часового) еженедельного отдыха.

В разъяснении ETF также говорится, что ответственность за соблюдение режима труда и отдыха водителей (в том числе и проведение еженедельного отдыха не в кабине транспортного средства) несут работодатели. Следовательно, если будет установлено, что водитель проводил еженедельный отдых в кабине автомобиле, он не должен платить никакой штраф – вне зависимости от того, в каком государстве ЕС штраф был назначен.

Тут следует отметить, что штрафы за проведение еженедельного отдыха в кабине автомобиля отнюдь не шуточные. Во Франции, например, штраф может достигать 30 000 евро или даже лишения свободы сроком на один год. В Бельгии максимальная сумма штрафа составляет 1 800 евро. Германия планирует штрафовать водителей на сумму в 60 евро, а работодателей – на 180 евро. Ходят слухи, что в Великобритании сумма штрафа будет не менее 300 фунтов стерлингов.

Можно ли «переадресовать» ответственность?

Если, согласно европейскому регламенту, ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей несёт работодатель, то почему в законодательстве некоторых стран (в том числе и в законодательстве Литвы) наказания назначаются не только работодателям, но и водителям?

По словам адвоката Реды Алексинайте, на практике штрафы могут быть назначены обеим сторонам. «Мне бы не хотелось комментировать административную ответственность, так как в каждой стране установлена своя система: в одних странах штрафы назначаются исключительно работодателям, в других – исключительно водителям», – говорит Р. Алексинайте. По словам адвоката, это очень специфические вопросы, в каждом случае требующие отдельного внимания.

Адвокат считает, что в первую очередь необходимо определить, кому был назначен штраф – водителю, как физическому лицу, или предприятию, как юридическому лицу. «Если штраф назначен предприятию, нужно провести оценку суммы штрафа и выяснить тонкости договора о полной материальной ответственности: был ли такой договор заключён, и что в нём было предусмотрено. Что касается суммы штрафа, нужно определить, превышает эта сумма 1 средней зарплаты водителя, или нет. На основании подобного анализа делается вывод, можно ли в отношении водителя применять ответственность за ущерб, причинённый работодателю, или нет», – говорит юрист.

Другое дело, если штраф назначается водителю.

«Я не думаю, что в защиту водителя будет достаточно аргумента о том, что он не был проинструктирован или иным образом ознакомлен с порядком режима труда и отдыха. В судебной практике есть примеры, когда суды признавали, что для выполнения элементарных вещей инструктаж необязателен. Не принимайте эти слова так, что инструктировать водителей или других сотрудников не обязательно. Конечно, обязательно, но это не значит, что если нет инструкций, то нет и ответственности. Некоторые обязанности установлены в законодательстве (например, случаи, когда управлять транспортным средством запрещается в соответствии с Правилами дорожного движения). Поэтому вне зависимости от того, проинструктировал работодатель сотрудника или нет, это не освобождает сотрудника от обязанности выполнять требования законов», – подчеркнула Р. Алексинайте.

Поэтому, по словам адвоката, необходимо выяснить все обстоятельства, которые привели к конкретной ситуации (например, ответить на вопрос, на каком основании водитель отказывается платить назначенный штраф?). В любом случае следует не забывать о том, что в действующем Трудовом кодексе установлены сроки обращения в Комиссию по трудовым спорам (3 месяца со дня определения ущерба) и о том, что по указанию работодателя нельзя требовать, чтобы водитель возместил ущерб, величина которого превышает сумму 3 средних зарплат.

В заключение можно сказать, что несмотря на европейский регламент, в котором ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха водителей чётко закреплена за руководством транспортных компаний, национальное законодательство оставляет много места для интерпретаций, поэтому в некоторых случаях финансовые наказания, назначенные компаниям, можно возложить на водителей. Если же водители решатся следовать букве регламента и будут пытаться доказывать ответственность работодателя, им придётся внимательно изучить содержание всех заключённых с работодателями договоров и быть готовым к распределению ответственности.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 64
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 74
0