Кто оплатит ремонт «Bentley» в Беларуси?

Civilinės atsakomybės draudimas

Несколько лет тому назад в Минске (Беларусь) произошла авария, которая вызвала немало дискуссий среди общественности этой страны. В аварии пострадал дорогой автомобиль «Bentley Continental GT». Виновником аварии был признан водитель «Volkswagen Passat», студент (позднее он опротестовал это решение в суде). В белорусском законодательстве установлены очень чёткие пределы страховых выплат по ОСАГО, поэтому студенту-водителю «Volkswagen Passat» грозили огромные финансовые неприятности. Для того, чтобы помочь своим читателям избежать подобных ситуаций, редакция CargoNews.lt решила напомнить им об особенностях обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соседних странах – Беларуси и России.

Документы, необходимые при въезде в страну

Мы давно привыкли к тому, что отправляясь в туристическую или деловую поездку на автомобиле, водители должны иметь полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – этот полис должен защитить нас от непредвиденных расходов. Мы также застраховываем свои автомобили страхованием Каско. В странах Европейского Союза страховой рынок регулирует общеевропейское законодательство. А в соседних странах – Беларуси и России – есть свои особенности, которые могут неприятно удивить, если перед поездкой в эти страны вы не поинтересуетесь условиями страхования.

При въезде в Беларусь, кроме других документов, нужно предъявить полис страхования гражданской ответственности водителя. Это может быть так называемый «пограничный страховой договор», заключаемый с одной из белорусских страховых компаний при пересечении границы, или обычная для нас «зелёная карта», действительная в более, чем 40-а странах. Сотрудникам белорусских служб нужно предъявить оригинальный документ, отпечатанный на зелёном бланке страховой компании. Убедитесь, чтобы страховая компания, в которой вы приобрели «зелёную карту», была признана в Беларуси.

Штраф за движение зарегистрированного за границей транспортного средства по территории Беларуси без наличия полиса ОСАГО составляет примерно 200 евро.

При въезде в Российскую Федерацию у водителя есть две возможности: воспользоваться «зелёной картой» или приобрести российский полис ОСАГО. Кроме того, нужно не забывать, что во время поездки по России у водителя не будет возможности купить «зелёную карту» или продлить ее действие. Если срок действия «зелёной карты» окончится во время пребывания в России, водителю придётся покупать местный страховой полис ОСАГО. Он стоит дороже, кроме того, для того, чтобы его купить, водителю может понадобиться пройти техосмотр. Поэтому во избежание дополнительной траты времени и денег, желательно проверить срок действия «зелёной карты» до поездки в Россию.

Если водитель управляет транспортным средством в России, не имея при себе водительских прав или полиса ОСАГО (т.е. эти документы где-то есть, только водитель, например, забыл взять их с собой), он может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей (примерно 7,61 евро). Если автомобиль не застрахован обязательным страхованием, то штраф возрастает до 800 рублей (11,48 евро).

Как видим, российские штрафы за отсутствие полиса ОСАГО невелики. Но если водитель попадёт в дорожно-транспортное происшествие, он может понести огромный ущерб, поэтому вопроса о необходимости полиса ОСАГО, как правило, не возникает.

Важный момент, касающийся обязательного страхования гражданской ответственности в России и в Беларуси, — это ограничение сумм страховых выплат. В России сумма максимальной выплаты за «железо», т.е. за ущерб, причинённый транспортному средству, составляет 400 000 рублей (примерно 5 740 евро), за ущерб, причинённый здоровью людей – 500 000 рублей (примерно 7 175 евро). В Беларуси максимальная сумма страховой выплаты за ущерб имуществу или здоровью людей составляет 10 000 евро.

Как подтвердила руководитель юридического отдела «Белгосстрах» Татьяна Горнаева, это означает, что если гражданская ответственность водителя застрахована в Литве, а авария произошла в Беларуси и виновником аварии был литовский водитель, страховая выплата потерпевшему будет выплачена в соответствии с белорусским законодательством, т.е. в пределах 10 000 евро. Аналогичным образом, если литовский водитель или застрахованное в Литве транспортное средство попадёт в ДТП на территории Беларуси и окажется потерпевшей стороной, то страховая выплата владельцу транспортного средства составит не более 10 000 евро.

Для того, чтобы возместить ущерб полностью, потерпевшая сторона имеет право обратиться в суд и присудить оставшуюся сумму ущерба. Виновнику придётся покрыть эту сумму за счёт собственных средств или с помощью дополнительного добровольного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Алексас Нечаевас, представитель страховой компании «If», говорит, что для тех, кто отправляется в Россию, компания предлагает дополнительное (добровольное) страхование гражданской ответственности. К сожалению, на территории Беларуси такой страховой защиты компания предложить не может, однако, подобную форму страхования предлагают белорусские страховые компании. Стоимость этой дополнительной услуги в «If» зависит от выбранной суммы страховой выплаты и других факторов. Например, если страхователь выбрал страховую выплату в размере 30 000 евро, сумма страхового взноса за один грузовой автомобиль может составить 70 – 200 евро; а при страховой выплате в размере 90 000 евро, сумма страхового взноса за один грузовой автомобиль составит 120 – 300 евро. Точная сумма взноса определяется в индивидуальном порядке, при комплексной оценке конкретного клиента. Если страхователь приобретёт полис добровольного страхования (с определённой суммой страховой выплаты), никакие дополнительные ограничения применяться не будут. По полису ОСАГО потерпевшей стороне будет выплачена стандартная страховая выплата (до 10 000 евро), а по полису добровольного страхования – остальная сумма ущерба (не превышающая указанной в полисе суммы страховой выплаты).

Что делать, если произошло ДТП

По словам Алексаса Нечаеваса, если зарегистрированный в Литве автомобиль попал в ДТП в Беларуси, и виновником происшествия является водитель зарегистрированного в Беларуси автомобиля, водителю литовского автомобиля необходимо обратиться в полицию, и не позднее, чем в течение 5 рабочих дней, сообщить о происшествии страховой компании виновника и показать её представителю состояние потерпевшего автомобиля. В белорусском законодательстве говорится, что «лицо, претендующее на страховую выплату, обязано продержать транспортное средство в „лослеаварийном состоянии“ до тех пор, пока его не осмотрит эксперт».

В России срок, в течение которого потерпевшая сторона должна обратиться в страховую компанию по поводу выплаты, составляет 15 дней.

Если ДТП произошло в Беларуси или в России, а виновником происшествия является транспортное средство, зарегистрированное в одной из стран ЕС, следует вызвать полицию. При наличии полицейской справки, ущерб можно урегулировать по возвращении в Литву. Согласно директиве ЕС, если зарегистрированный в ЕС автомобиль сталкивается с другим зарегистрированным в ЕС автомобилей, но ДТП происходит не в стране-члене ЕС, то владелец потерпевшего автомобиля может вернуться в свою страну и обратиться за возмещением ущерба в своей стране.

Например, в Беларуси столкнулись автомобили, зарегистрированные в Литве и Эстонии, виновник происшествия – литовский водитель. Потерпевший, т.е. эстонский водитель, может возвратиться в Эстонию и обратиться за возмещением ущерба в Эстонии. В соответствии с требованиями европейской директивы, литовская страховая компания должна иметь (или назначить) своего представителя в Эстонии, который должен помочь урегулировать ущерб эстонского потерпевшего. Однако, в данном случае возмещение ущерба будет выполняться в соответствии с белорусским законодательством. Для того, чтобы ущерб был возмещён, нужно действовать в соответствии с законодательными актами и Правилами дорожного движения той страны, где произошло ДТП. Например, если по Правилам дорожного движения необходимо вызвать полицию или заполнить декларацию дорожно-транспортного происшествия, эти действия необходимо предпринять. Иначе процесс возмещения ущерба может усложниться, так как будет трудно доказать степень ответственности виновной в происшествии стороны.

В случае страхования Каско необходимо соблюдать условия страхового договора. Если договор предусматривает, что о происшествии необходимо сообщить полиции и страховой компании, это нужно сделать немедленно. Татьяна Горнаева подтвердила, что выплаты по Каско выплачиваются по правилам той страховой компании, с которой заключён договор. В данном случае в белорусском законодательстве пределы выплат не предусмотрены. Аналогичный принцип действует в России.

В заключение можно сказать, что в отличие от Европейского Союза, в соседних Беларуси и России есть определённые особенности, которыми следует поинтересоваться перед тем, как отправиться в эти страны. Литовские и зарубежные страховые компании могут предложить способы защиты от непредвиденных убытков. Право выбора – рисковать или застраховаться – остаётся за перевозчиками.

Комментарии

Павел Козак 2016-11-03 11:15

Volkswagen исправьте в статье!


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 130
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 63
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 72
0