Отношение страховщиков к задремавшим водителям – не везде одинаковое

avarija-12

Наверное, кто-то из вас сталкивался с ситуацией, когда с прямого пути сходит грузовой автомобиль, водитель которого абсолютно трезвый. В чём дело? Может быть, виновата усталость? В некоторых странах подобную ситуацию страховщики рассматривают как результат проявление грубой неосторожности водителя, и отказываются выплачивать страховые выплаты. Как к такой ситуации относятся литовские страховщики?

Очевидное, но невероятное: прямая и пустая дорога иногда может стать ловушкой для усталых водителей. Сошедшие в кювет грузовые автомобили – отнюдь не редкость. Водители таких автомобилей не жалуются на здоровье, они не пьяны. Просто они очень устали. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понять, что аварию совершил задремавший за рулём водитель. Установить внешние причины таких аварий практически невозможно – как правило, они происходят при хорошем состоянии дорожного покрытия и хороших условиях движения. Поэтому иногда любимую полицией формулировку причины дорожно-транспортного происшествия – «водитель потерял контроль над транспортным средством» – так и хочется заменить на «водитель не управлял транспортным средством». Аварию, которую совершил задремавший за рулём водитель, могут определить и страховые эксперты.

Пагубная усталость

Водители-международники относятся к группе повышенного риска. По словам страховщиков, риск усугубляется тем, что водители стараются как можно быстрее доставлять грузы их получателям, нередко за счёт собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения. К счастью, режим работы водителей-международников регулируют законодательные акты и специальные устройства – тахографы, которые регистрируют информацию о продолжительности рабочего времени, пройденного расстояния, скорости движения и т.д.

Напомним, что профессиональные водители, выполняющие грузовые или пассажирские перевозки, в течение суток могут управлять транспортными средствами не более 9 часов. Если есть необходимость продлить рабочее время, то это можно сделать не более двух раз в неделю (в этом случае продолжительность рабочего времени не может превышать 10 часов на один продлённый период). В общей сложности рабочая неделя профессиональных водителей не может превышать 6 дней в неделю. Кроме того, в законодательных актах, регулирующих режим работы профессиональных водителей, предусмотрены кратковременные перерывы, а также периоды обязательного ежедневного и еженедельного отдыха. Это минимальные требования, которые водители обязаны соблюдать. К сожалению, даже в периоды отдыха у водителей не всегда есть возможность полноценно отдохнуть и выспаться.

Создаётся парадоксальная ситуация: возможность контролировать режим труда и отдыха водителей есть, а возможности заставить водителей полноценно отдыхать в периоды отдыха нет. По результатам исследования, проведённого в США, выяснилось, что водители, которые в течение суток спят 6 – 7 часов, рискуют попасть в дорожно-транспортное происшествие в два раза чаще чем водители, которые спят 8 и более часов. Если водители спят 5 или менее часов в сутки, то этот риск возрастает в 4 – 5 раз.

На сайте Европейской Комиссии представлены результаты научных исследований, проведённых в 2001 г. в Новой Зеландии. Заключения учёных подтвердили тот факт, что водители, которые плохо выспались ночью, рискуют попасть в ДТП в 8 раз чаще, чем коллеги, которые отдохнули качественно. Все эти факты говорят о том, что качественный отдых является критически важным фактором безопасности. В исследовании учёных из Новой Зеландии говорится, что наибольшая угроза заснуть за рулём появляется в период между 2 и 5 часами утра. Самое страшное, что нередко водители не могут понять, что они очень устали.

Польские страховщики относятся к уснувшим водителям без снисхождения

На сайте CargoNews.pl опубликована информация, в которой говорится о практике польских страховщиков. Дорожно-транспортное происшествие, причиной которого был заснувший за рулём водитель, они рассматривают как случай, вызванный грубой неосторожностью. Страховщики утверждают, что усталый водитель ни в коем случае не может продолжать поездку, он обязан остановиться в безопасном месте и отдохнуть. Это даёт им право не выплачивать страховые выплаты не только рамках договоров о страховании транспортных средств или грузов, но и в рамках договоров о CMR страховании. Польские страховщики считают, что потеря контроля над транспортным средством – это непреднамеренное действие, между тем как игнорирование водителем собственной усталости – преднамеренное действие, так как водитель должен понимать своё состояние и обязан предусмотреть все вытекающие из этого последствия. Поэтому водителю, который «потерял управление над автомобилем» (например, из-за того, что внезапно упал в обморок), получить страховую выплату значительно проще, чем водителю, который уснул за рулём. Опытные водители знают о подобных нюансах и никогда не признаются в том, что уснули за рулём.

Как к уснувшим за рулём водителям относятся литовские страховщики?

В литовских Правилах дорожного движения чётко сказано, что управление автомобилем в состоянии усталости (если такое состояние создаёт угрозу безопасности дорожного движения) запрещается. К сожалению, это требование соблюдают далеко не все водители – в этом можно убедиться, проезжая по основным литовским магистралям. Аварии, произошедшие по вине уснувших водителей, встречаются довольно часто. Как подобные случаи рассматривают литовские страховщики?

«Во всех случаях, когда возникают даже малейшие сомнения в том, какие обстоятельства стали причиной аварии или кто был её виновником, выяснением обстоятельств занимаются эксперты и правоохранительные органы. Иногда водители сами признаются в том, что задремали за рулём, иногда это приходится доказывать экспертам. Я хочу сказать, что обстоятельства могут быть самыми разными, поэтому решения о страховых выплатах принимаются в зависимости от конкретного случая» – говорит Раймондас Беляускас, руководитель отдела администрирования ущербов транспортных средств в компании «ERGO Insurance». Он подчеркнул, что глубокая усталость или сонливость – крайне опасное состояние. По результатам некоторых исследований, 15 – 60 проц. дорожно-транспортных происшествий происходит именно по этим причинам. Однако, как считает Р. Беляускас, утверждать, что причиной съезда с прямой и ровной дороги в кювет может быть только усталость или сонливость, не следует. «Причиной обстоятельств, которые страховщики расценивают как грубую неосторожность, может стать превышение скорости, опасное поведение других участников дорожного движения, даже появление на дороге диких животных», – говорит Р. Беляускас.

Роналдас Гризицкас, представитель страховой компании «BTA», говорит, что в правилах «BTA» по страхованию рисков, связанных с поездками, обстоятельство, когда авария произошла по вине уснувшего водителя, не включено в список нестраховых случаев, т.е. по правилам «BTA», в таких случаях страховая выплата возможна. Он согласился с мнением коллег, что установить причину возникновения аварии (усталость или засыпание за рулём) довольно трудно, однако, в таких случаях помогает тщательное расследование всех обстоятельств, сотрудничество с полицией, показания очевидцев.

Как реагируют страховщики на происшествие, причиной которого стало кратковременное ухудшение состояния здоровья?

По словам Р. Гризицка, если это не болезнь, которая относится к нестраховым обстоятельствам (например, эпилепсия), то страховая выплата, скорее всего, будет выплачена. Однако, он подчеркнул, что окончательное решение будет принято после выяснения всех обстоятельств.

Представитель страховой компании «Gjensidige» заявил, что со случаями, связанными с уснувшими за рулём водителями грузовых автомобилей, компания не сталкивалась. Если бы они появились, то каждый из них компания рассматривала бы в индивидуальном порядке. По словам представителя «Gjensidige», сам по себе факт засыпания водителя за рулём не является поводом не выплачивать страховую выплату. Однако, страховщикам пришлось бы выяснить, не нарушил ли водитель режим труда и отдыха, не употреблял ли он алкоголь, запрещённые препараты, медикаменты, в инструкциях которых сказано, что их употребление может повлиять на способность управлять механизмами и т.д.  Но это отдельная тема.

В заключение можно сказать, что литовские водители могут спать спокойно, в прямом и в переносном смысле. Только перед поездкой они обязательно должны хорошо отдохнуть, так как случаев, когда автомобиль под управлением уснувшего водителя сходит с пути, более, чем достаточно.

При поездках в Польшу нужно не забывать о некоторых тонкостях отношения польских страховщиков к уснувшим за рулём водителям и быть бдительными при общении с должностными лицами, ведущими расследование дорожно-транспортного происшествия. Если вы рассчитываете на страховую выплату, то формулировка «водитель уснул за рулём» абсолютно неприемлема. Точно также, как спящие на дорогах водители.

Если страховщики отказываются выплачивать страховую выплату, у вас есть возможность обратиться в Службу надзора банка Литвы с указанием причины отказа страховщика выплачивать страховую выплату. Если и эта мера не даст ожидаемого результата, остаётся возможность доказывать свою правоту в суде. Правда, при этом вам придётся доказать причину возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 135
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 63
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 74
0