Первые дни работы «Платона»: впечатления и вопросы без ответов

shutterstock_189981407 (1)

С того дня, как в России начал действовать «Платон» – система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн – прошло чуть больше недели. За счёт платежей, вносимых перевозчиками, в российский бюджет должны поступить дополнительные миллиарды рублей, которые будут направлены на ремонт старых и строительство новых дорог.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что до самого последнего момента и российские, и иностранные перевозчики надеялись, что ввод системы будет отложен. К сожалению, их надеждам не суждено было сбыться. Всё, что изменилось в изначальном плане введения «Платона» — это тариф дорожного сбора: вместо 3,73 рублей (примерно 0,05 евро) за каждый пройденный километр тариф был снижен до 1,53 рублей (примерно 0,02 евро) за километр. Этот тариф будет действовать до марта 2016 г., затем он будет повышен до 3,06 рублей (примерно 0,04 евро) за километр.

Есть перебои, но система работает

«В России многое делается несколько иначе, чем в других странах. Сам по себе этот налог нельзя считать каким-то злом. Странным кажется порядок его введения и технические решения. Мы давно работаем в этом регионе, о введении налога мы тоже знали давно, поэтому готовились к этому заранее. Мы зарегистрировались в системе, как только была объявлена регистрация, и сегодня я смело могу сказать, что каких-то особых проблем в работе системы я не вижу. Да, в первые дни были проблемы и некоторые неясности – в частности, подтверждения регистрации приходилось ждать очень долго. Но когда у нас возникали вопросы, мы смело звонили в информационную службу „Платона“ и получали там всю интересующую нас информацию. Конечно, многие перевозчики возмущены тем, что на первых порах приходится тратить довольно много времени на внесение маршрута. Мы тоже были в числе таких перевозчиков, но сейчас „рука привыкла“, мы уже приспособились к работе с системой – меняем номера транспортных средств, и всё. Все должны понимать, что этого налога нам не избежать», – говорит директор компании «Autvida» Рамунас Каунас, опровергая некоторую публичную информацию о «постоянно зависающем Платоне».

Р. Каунас не отрицает, что в первые дни работы в системе были перебои, но сейчас, по его словам, система работает значительно быстрее – по-видимому, операторы системы приняли во внимание реальную ситуацию и внесли соответствующие коррективы.

И всё же, на сегодняшний день недовольных работой системы, наверное, больше, чем довольных. По крайней мере, в публичном пространстве голоса недовольных звучат довольно громко – их раздражает то, что система «зависает», зачастую внести информацию невозможно, кроме того, уже известны случаи двойного взимания налога за один и тот же маршрут.

Операторы «Платона» не отрицают, что в работе системы есть пробелы, что система не работает так, как должна работать. Они обещают скорректировать неправильные начисления в течение 3 рабочих дней. Но… Для этого перевозчикам придётся вновь тратить время на заполнение заявлений, отправки банковских выписок и т.д.

К примеру, в случае изменения маршрута, поломки транспортного средства или при других обстоятельствах, отменить маршрутную карту возможно в любой момент до времени окончания поездки, указанного в маршрутной карте в личном кабинете, мобильном приложении, в терминале самообслуживания оператора системы, в центре информационной поддержки пользователей или обратившись в колл-центр.
Обменять маршрутную карту нельзя. В целях внесения любых изменений в маршрут следования пользователю необходимо отменить маршрутную карту до времени начала поездки, указанного в маршрутной карте при ее оформлении, и оформить новую маршрутную карту.
При отмене маршрутной карты через личный кабинет, терминал, Колл-центр, офис, денежные средства зачисляются на счет владельца, открытого у оператора системы взимания платы. Владелец транспортного средства может использовать денежные средства для оплаты последующих маршрутных карт.
Денежные средства будут перечислены на счет владельца транспортного средства в рублях РФ. Возможно, но пока не утверждено, что операции по банковским картам будут возвращаться на банковские карты, с которых осуществлялась оплата.

Бортовых устройств на всех не хватает

Для того, чтобы точно фиксировать расстояние, пройденное грузовыми автомобилям по платным дорогам, в них должны быть установлены специальные бортовые устройства. Производством этих устройств занимается российская компания «Центрсвязьинформ». По подсчётам оператора, перевозчикам нужно около 2 млн таких устройств, но на сегодняшний день их явно не хватает. Если не сказать, что практически нет.

Но даже тогда, когда устройствами будут обеспечены все офисы «Платона», появятся дополнительные вопросы.

Согласно официальной информации, вывоз бортовых устройств за пределы России запрещён. Но не понятно, как это требование можно выполнить на практике. Каждый перевозчик (неважно, российский или иностранный) имеет право въехать в Россию через один пункт пограничного контроля, я выехать – через другой. Так как бортовое устройство закрепляется за определённым транспортным средством, возникает вопрос – кто и как будет доставлять бортовое устройство на тот ППК, через который транспортное средство будет въезжать в Россию во время другого рейса? Или это означает, что выехав из России через пункт «Х», въезжать нужно через тот же пункт «Х», чтобы взять закреплённое за автомобилем устройство?

„Российские перевозчики возят грузы не только на территории России, они отправляются в том числе и за границу. При этом они пересекают границу своего государства на том ППК, который находится у них по маршруту. А маршруты могут быть разными. Возвращать бортовое устройство при каждом выезде из России – это нереально. На сегодняшний день бортовых устройств очень не хватает, насколько мне известно, их в первую очередь выдают российским транспортным компаниям. В будущем бортовых устройств должно хватить на всех, но когда это будет, трудно сказать», –комментирует ситуацию представитель компании «E100 Baltija» Кястутис Пятраускас.

Бортовое устройство должно быть установлено на лобовом стекле грузового автомобиля. Устройство может работать в диапазоне напряжений от 11 до 32 В, т.е. стандартного напряжения в 12 В вполне достаточно. Бортовое устройство выдаётся только на основании всех необходимых документов, предоставленных перевозчиком. Как только перевозчик и оператор системы заключают договор об использовании бортового устройства, устройство закрепляется за конкретным транспортным средством, и спустя 1 – 2 минуты после подключения к системе питания прибор к работе готов.

Руководитель компании «Autvida» говорит, что пока он планирует рейсы с помощью маршрутной карты. Но насколько ему известно, в ближайшее время порядок использования бортовых устройств должен быть изменён – бесплатное устройство, закрепляемое за транспортным средством сроком на 3 года, сможет «выехать» из России. Это изменение будет предпринято для того, чтобы перевозчикам не пришлось тратить дополнительное время на «бумажные» формальности, так как свойства прибора должны обеспечить его бесперебойную работу во время прохождения контрольных ворот.

Что со штрафами – тоже непонятно

Российские перевозчики очень обеспокоены размерами штрафов. Они указывают на несоразмерно большой размер штрафов для юридических лиц по сравнению с индивидуальными предпринимателями — 450 тыс. рублей против 40 тыс. рублей, за повторное нарушение — 1 млн рублей против 50 тыс. рублей. Это ставит компании в невыгодные условия по сравнению с физлицами, поэтому российские транспортные компании стали в массовом порядке «переписывать» свою технику на физических лиц, чтобы штрафы были не такими болезненными.

Правда, накануне запуска «Платона» на сайте Минтранса России появилась информация о том, что штрафы будут взиматься только за нарушения, совершённые в Москве и Московской области. На остальной территории России на нарушения не будут обращать внимания якобы до мая 2016 г. Странно, но спустя несколько дней эта информация с сайта Минтранса исчезла. Как обстоят дела сейчас, наверное, никто не скажет.

У операторов «Платона» ответа на этот конкретный вопрос перевозчиков не было…shutterstock_255810463

Вопрос: «если на одних контрольных воротах будет зафиксировано, что грузовой автомобиль проехал без оплаты, и это же нарушение зафиксируют другие ворота, расположенные в нескольких десятках километров от первых – будет ли такая ситуация считаться повторным нарушением, и водителю придётся платить 1 млн рублей штрафа?»

Ответ: «решение будут принимать сотрудники ГИБДД».

Налог – на плечах перевозчиков

Беседовавший с редакцией CargoNews.lt руководитель «Autvida» признал, что все налоги ложатся не плечи перевозчиков. «В Беларуси сеть платных дорог постоянно расширяется. С недавнего времени за каждый километр федеральных дорог России тоже надо платить. Несмотря на эти дополнительные расходы, мы не можем поднимать цены на свои услуги. Мы должны искать другие пути – заказчики не согласятся с повышением, а на рынке всегда найдутся „дешёвые“ перевозчики, готовые „перехватить“  недовольных клиентов. Грузопоток в Россию очень сократился, в последнее время работать на российском рынке очень тяжело. Но возможно. Просто нужно активно интересоваться тем, что в России происходит – тогда любое новшество не покажется таким устрашающим, как о нём говорят», – утверждает Р. Каунас.

Та информация о «Платоне», которая известна на сегодняшний день, наверняка не последняя. Сами операторы «Платона» признают, что в системе немало недоработок, и приносят перевозчикам свои извинения за то и дело появляющиеся неполадки. На устранение всех неполадок и исправление ошибок понадобится время. Возникает логический вопрос – почему проверка системы и устранение всех недостатков в её работе не была выполнена до начала запуска? По словам Р. Каунаса, российские перевозчики говорят, что система не считывает номера иностранных автомобилей, потому что комбинации букв и цифр в российских и иностранных номерах отличаются. Создаётся впечатление, что система – по крайней мере, на начальном этапе работы – предназначена для контроля российских перевозчиков.

Комментарии

Андрей Зосич 2015-11-26 09:58

все бабло в рф..тратится на чиновников и войну ( сирия/украина/кавказ/пмр /,,,,, ) , уж точно не на дороги ))) пойдут .


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 135
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 63
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 74
0