Перевозчики продолжают поиск способов защиты от нелегальных мигрантов

shutterstock_320129825

В этом году страховые компании проводят уже не первый семинар на тему о том, какую угрозу работе перевозчиков создают нелегальные мигранты, и какими способами перевозчики могут себя предостеречь от последствий столкновения с этими людьми. На семинар, организованный страховой компанией «Aon Baltic», собралось довольно небольшое количество перевозчиков, хотя статистика свидетельствует о том, что проблема нелегалов далеко не исчерпана. Скорее всего, перевозчики не проявляют активность потому, что традиционные способы защиты от нелегалов давно испытаны, а о новых возможностях ничего конкретного не известно.

Цифры настораживают

По данным, представленным специалистом страховой компании «Aon Baltic» Кястутисом  Тарасявичюсом, в прошлом году было зафиксировано 37 тыс. попыток нелегального проникновения через пролив Ла-Манш на территорию Великобритании. Вследствие этого нашествия перевозчики «заработали» штрафов на сумму 4,2 млн фунтов стерлингов. Статистика количества штрафов тоже впечатляет: в 2013 г. перевозчикам было назначено 998 штрафов, в 2014 г. – 2 177, а в 2015г. – 3 300 штрафов.

За каждого обнаруженного в транспортном средстве нелегала водителю или компании может быть назначен штраф в размере 2000 фунтов стерлингов. Дальнейшая арифметика очень проста: если в полуприцеп грузового автомобиля пробрались 10 нелегалов – кошелёк перевозчика может опустеть на 20 тыс. фунтов стерлингов.

Однако, это далеко не все, и далеко не самые серьёзные проблемы, которые могут возникнуть из-за нелегалов. В ч.1 ст.17 CMR Конвенции сказано, что «перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки».

«Если будет установлено, что вместе с грузом в грузовом отсеке находились нелегалы, перевозчику придётся покрыть все расходы, связанные с возможным повреждением груза, оплатить услуги экспертов за биологическую и микробиологическую экспертизу, услуги по утилизации груза и т.д. Иногда для того, чтобы грузополучатель отказался от приёма и реализации возможно „загрязнённого“ товара, достаточно обнаружить лишь следы проникновения в автомобиль – и груз, хотя его на самом деле никто не тронул, будет отправлен на утилизацию. Такие решения принимают, как правило, владельцы известных товарных знаков, поэтому в таких случаях ущерб перевозчика бывает огромным», –- говорит К. Тарасявичюс.

С другой стороны, как отмечает специалист «Aon Baltic», нередко бывают случаи, когда грузовладельцы прибегают к манипуляциям с размером ущерба, пытаясь доказать, например, что металлические профили не пригодны к реализации лишь потому, что в грузовом отсеке был обнаружен «носовой платок из Пакистана». Как может закончиться судебное разбирательство таких дел, сказать трудно, так как чёткая судебная практика ещё не сложилась.

Форма акта проверки (на английском языке) находится здесь.

В каких случаях перевозчик может избежать ответственности?

По словам страховщиков, избежать ответственности за полное или частичное повреждение груза перевозчик может том случае, если докажет, что ущерб был нанесён при обстоятельствах, которых он не мог предотвратить (ч.2, ст.17 CMR Конвенции). Обычно под такими обстоятельствами подразумевается непреодолимая сила (force majeure) – войны, восстания, забастовки, государственные меры (запрет на импорт, экспорт и т.д.), стихийные бедствия и пр. Также перевозчик может быть освобождён от ответственности в том случае, если докажет, что груз был повреждён или уничтожен вследствие применения насилия или угроз в отношении водителя, вследствие нападения на транспортное средство с целью ограбления.

«Во всех случаях обязанность доказать, что перевозчик заранее согласовал со своим заказчиком все инструкции по сохранности груза, водитель строго им следовал и проблемы возникли не по вине перевозчика, лежит на перевозчике. Основные аргументы, которые могут быть использованы в качестве защиты – водитель не знал или у него не было никаких обоснованных подозрений в том, что кто-то мог незаконно пробраться в транспортное средство, а в грузовом автомобиле была установлена эффективная система защиты от нелегалов. Как правило, судом такие аргументы принимаются как доказательство того, что перевозчик надлежащим образом проинструктировал своего водителя и принял другие необходимые меры для сохранности груза», – говорит представитель «Aon Baltic».

Особенности страховых договоров

В свою очередь, участники семинара заявили, что общие рекомендации по особенностям поездок в Великобританию они прекрасно знают, однако эти рекомендации далеко не всегда помогают избежать «очной ставки» с нелегалами и последующих проблем.

Что делать? По мнению К. Тарасявичюса, к решению проблем можно привлечь страховые компании – в договорах нужно чётко зафиксировать, на каких условиях ущерб, причинённый нелегалами, будет покрыт. Если в стандартном страховом договоре такого пункта нет, можно составить отдельное приложение и изложить в нём все конкретные риски.

К.Тарасявичюс согласился, что страховой договор с дополнительными рисками стоит дороже, чем обычный. К сожалению, литовские страховые компании не могут предложить таких привлекательных условий, какие предлагают иностранные страховщики.

10 требований, которые помогут избежать штрафа

Перед поездкой:

  1. Водитель должен иметь при себе письменные инструкции по обеспечению безопасности транспортного средства и акт проверки транспортного средства, составленный работодателем.
  1. Если это возможно, водитель должен наблюдать за погрузкой, чтобы убедиться, что никакой посторонний человек не проник внутрь транспортного средства.
  2. Водитель обязан проверить кузов автомобиля (холст/брезент/тент), и все замеченные повреждения внести в акт проверки.

Сразу после погрузки:

  1. Необходимо запломбировать транспортное средство.
  2. Необходимо проверить воздушную заслонку и все оси транспортного средства.

Во время поездки после каждой остановки:

  1. Проверить крышу, заднюю дверь, воздушную заслонку, все оси, исправность замков.
  2. Если замечены какие-либо повреждения или следы попытки проникновения в транспортное средство, необходимо проверить транспортное средство и грузовой отсек, затем снова закрепить все запорные устройства.

Перед тем, как переправиться в Великобританию или въехать в зоны контроля (United Kingdom Control Zones):

  1. Повторить действия, указанные в пунктах 6 и 7.
  2. Если запломбировать транспортное средство было невозможно, выполнить тщательный физический внутренний осмотр груза и транспортного средства.
  3. В акте проверки зарегистрировать все выполненные проверки (на погрузке, после остановок, до въезда в контрольную зону Великобритании и до переправы в Великобританию).

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 64
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 74
0