Полгода после вступления в силу закона о минимальной зарплате водителей (Macron) во Франции

French map with flag of France. Vector illustration.

1 января 2017 года исполнилось полгода с момента введения требований к минимальной оплате труда водителей, работающих во Франции. Примеру Германии и Франции последовали Италия и Австрия. Похоже, что снежную лавину национальных законов, регламентирующих оплату труда иностранных сотрудников на территории Евросоюза, не остановить. На очереди – Бельгия и другие «старожилы» ЕС. Редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться, как перевозчики на практике выполняют требования этих законов, и какие последствия для бизнеса ощущают.

Опыт перевозчиков

Томас Юргелявичюс, директор компании «Hegelmann transporte», в литовском коллективе которой работают около 300 водителей, признался, что сразу после вступления закона о требованиях к минимальной зарплате водителей во Франции наступило напряженное время. Компания сразу наняла представителя во Франции, а над заполнением необходимых документов целыми днями, без выходных трудились 5-7 человек. На сегодняшний день ситуация стабилизировалась. Однако, для выполнения этих административных действий пришлось принять на работу дополнительного сотрудника, который оформляет необходимые документы.

Таким образом, расходы на деятельность увеличились – по меньшей мере, на сумму, равную зарплате дополнительного сотрудника. Но Т. Юргелявичюс отмечает, что требования к минимальной зарплате и наличии представителя во Франции отпугнули некоторую часть не только литовских, но и иностранных перевозчиков. И это, по крайней мере, на первых порах после введения закона позволило несколько увеличить фрахты. Однако сейчас, похоже, перевозчики возвращаются на временно утерянный рынок.

По мнению г-на Юргелявичюса, небольшим компаниям выполнять французские требования сложнее, чем крупным.  Основной проблемой является не столь тариф минимальной зарплаты водителей (водители перевозчиков, с которыми разговаривала редакция CargoNews, получают достаточно высокую зарплату) или подготовка документов, сколь путаница в самих правилах и порядке их выполнения. Тем не менее, даже небольшие перевозчики нашли в себе силы, средства и способы оставаться на плаву в переменчивых условиях рынка. Директор одной из таких компаний (ее название по понятным причинам называть не будем), располагающей 2 грузовыми автомобилями,  рассказал, что они заполняют все документы, требуемые по закону «Loi Macron», платят водителям зарплату, которая даже превышает требуемый минимум, но представителя во Франции пока не нанимают.  Как уже говорилось, в порядке выполнения требований много неоднозначных моментов, поэтому эта компания пока что играет с французами в «русскую рулетку». Некоторые другие небольшие перевозчики также надеются на удачу. Такую надежду поддерживает и тот факт, что систематических и строгих проверок французские власти пока не проводят.

Литовские перевозчики и компании, предлагающие услуги представителя во Франции, в один голос говорят, что инспекторы останавливают машины, проверяют документы, но замечания или штрафы по этому закону выписывают крайне редко. Несмотря на это, все понимают, что вероятность того, что со временем начнутся более строгие проверки и болезненные штрафы, очень велика.

Поэтому не все небольшие перевозчики согласны рисковать. Представитель одной из компаний, также пожелавшей остаться неизвестной, рассказал, что с появлением французских требований, компании пришлось поднять зарплату водителям и увеличить нагрузку бухгалтера, так как именно бухгалтеру было поручено заполнять все необходимые документы. Как и предыдущий собеседник, эта компания представителя во Франции тоже не нанимала, правда, до тех пор, пока по рассказу партнёров не узнала о том, как был задержан их автомобиль. Компании партнеров пришлось срочно искать представителя во Франции и платить штраф в размере нескольких тысяч евро. Собеседник рассказал, что поскольку их маршруты в основном пролегают во Франции, они оценили риск своей компании, как очень высокий, и смирились с расходами на представителя.

Представители перевозчиков во Франции

Среди прочих, услуги представителя во Франции предоставляет компания «DKV Euro Service Baltikum» («DKV»). Директор компании Артурас Михеенко рассказал, что они создали базу данных, в которую перевозчики могут сами вносить все необходимые документы. В данном случае услуга представителя (сроком на 6 месяцев) клиентам компании обходится в 10 евро за одного водителя. Если данные и документы будут вносить сотрудники «DKV», их клиентам это обойдется в 30 евро за одного водителя.

Филиалы «DKV» расположены практически во всех странах Европы. Г-н Михеенко утверждает, что до сих пор ни один клиент их компании, пользующийся услугами представителя, за несоблюдение закона «Loi Macron» не был оштрафован.

Другая фирма, предлагающая услуги представителя во Франции – UAB «Rosena». Стоимость услуг данной компании состоит из абонентной платы (25 евро в месяц) и тарифа за количество водителей. Компании, в которых работает не более 50 водителей, за одного водителя должны платить 1 евро. Компании, в которых сотрудников больше, платят по 1 евро за 50 водителей и начиная с 51 и до 90 водителя – по 0,5 евро за одного водителя. Начиная с 91 водителя – не платят. В стоимость услуг входят услуги представителя во Франции, помощь при заполнении документов, напоминание о необходимости заполнить документы, когда заканчивается срок действия предыдущих.

Подобные услуги предлагает также центр обучения «Linava», и другие компании.

Охрана личных данных водителей

Предоставление данных своих сотрудников третьим лицам – довольно щекотливая тема. Как литовские, так и европейские законы довольно строго охраняют личные данные граждан. Поэтому Государственная инспекция Литвы по охране данных рекомендует перевозчикам с компанией, которой будет предоставлять данные водителей, составить договор. В нем рекомендуется указать, что принимающая компания несет ответственность за их сохранность, а также, с какой целью будут использованы данные. Образец договора можно скачать по ссылке: https://www.e-tar.lt/portal/ru/legalAct/4797d820bcdf11e4afdc866ec67ebcf3 (нажав на «Приложения»). Сотрудники должны быть информированы, кому и с какой целью предоставляются их личные данные.

Несмотря на то, что на данный момент перевозчики приспособились к ситуации, уверенности в завтрашнем дне у них нет. Похоже, что одна за другой,все «старожилы» Евросоюза введут свои требования к трудовым отношениям зарубежных водителей. И в любой момент контроль над их выполнением может ужесточиться. Сколько литовских перевозчиков выживет в таких условиях – неизвестно.

Литва – маленькая страна. Но это далеко не значит, что у нас нет чувства достоинства, голоса или сил бороться за свой бизнес. Конечно, в одиночку достичь результата в такой ситуации вряд ли возможно. Т. Юргелявичюс рассказал, что их компания рассматривала возможность предъявления претензии к Еврокомиссии. Юристы, с которыми консультировалась компания, оценили, что такое разбирательство будет стоить около 150000 евро и займет несколько лет. Одной компании такие расходы не под силу. Но именно для таких случаев создаются ассоциации. Перевозчики надеются, что «Linava» может сделать больше, чем профилактически встречаться с европарламентариями и участвовать в пикетах. Ассоциация может реально объединить усилия перевозчиков и отстоять их право вести бизнес наравне с другими странами Евросоюза.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 64
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 74
0