Техосмотр в Германии может стать для литовских перевозчиков приятным воспоминанием

ABR_5030

Если кто-нибудь сомневался в том, была ли нужна литовским перевозчикам возможность выполнять текущий техосмотр литовских грузовых автомобилей в Германии (такая возможность появилась в 2015 г.), то последняя статистика даёт на этот вопрос вполне исчерпывающий и однозначный ответ. Количество посещений германских станций ТО, расположенных в удобных для наших перевозчиков местах, выросло как на дрожжах: если в первом квартале прошлого года техосмотр в Германии прошли 740 транспортных составов, то в первом квартале нынешнего года – 1738. В общей сложности в 2016 году техосмотр в Германии выполнили 3472 транспортных средства с литовскими регистрационными номерами.

Однако, в следующем году ситуация, скорее всего, кардинально изменится: европейские структуры «вспомнили» директиву № 2014/45/ ЕС, в которой, помимо всего прочего, говорится, что «каждое государство-член ЕС обязано обеспечить, чтобы транспортные средства, зарегистрированные на территории конкретного государства <…> периодически проходили техническую проверку на авторизированных этим государством станциях техосмотра». Иными словами, новая директива вводит «железные правила» в неопределённую ситуацию, из которой непонятно, кто должен брать на себя ответственность за техническое состояние транспортных средств. Даже если литовский грузовой автомобиль благословит сам Папа Римский, технически исправным он будет считаться только тогда, когда пройдёт техосмотр в Литве.

Редакция CargoNews.lt уже разбиралась в особенностях этого беспрецедентного решения  (как известно, ни одно другое европейское государство, за исключением Германии, до сих пор не соглашалось принимать на свои станции ТО «чужую» технику). Напомним, что примерно два года тому назад представители литовского Министерства транспорта и коммуникаций, Государственной дорожно-транспортной инспекции и коллеги из соответствующих германских учреждений договорились о том, что литовские грузовые автомобили смогут выполнять текущий техосмотр на 235 станциях ТО в Германии (в Баварии, Баден-Вюртемберге, Гессене, Тюрингии, Шлезвиге-Гольштейне, Зарланде, Мекленбурге-Померании, а также в городах Гамбург и Нидерзаксен). На сегодняшний день из 235 «точек», куда могу заезжать литовские грузовые автомобили, осталось всего лишь 57. Правда, ещё одна станция ТО, которая согласилась принимать на техосмотр автомобили литовских перевозчиков, появилась во Франции. Она называется « Controle technique de pins” и находится по адресу Carnoux -en- provence 13470, 34 avenue Gay Lussac, France (контактный телефон 04 42 73 76 59).

Что произошло? Изменилось качество технических проверок? Специалисты в этой области говорят «да», но не могут твёрдо сказать, что другие сомнения окончательно развеялись.

«Когда с начала этого международного эксперимента прошло примерно полгода, мы заметили, что некоторые германские станции ТО явно халтурят – дают положительное заключение в отношении тех автомобилей, которым позарез необходим ремонт. Нас насторожил факт, что с первого раза техосмотр в Германии сумели пройти 94 проц. литовских грузовых автомобилей, между тем как в Литве этот показатель составляет примерно 62 проц. На сегодняшний день количество „незабракованных“ на первом техосмотре в Германии литовских грузовых автомобилей составляет 87 проц., но, тем не менее, некоторые моменты всё ещё вызывают сомнения. Отрицательное заключение германских специалистов получили 790 литовских водителей грузовых автомобилей. Основная проблема, которая нас беспокоила в самом начале этого сотрудничества, осталась – автоматического считывания данных с приборов, используемых во время техосмотра, всё ещё нет, а все основные данные вносятся в протокол техосмотра от руки. Например, практически во всех отчётах, которые мне доводилось видеть, написано, что сила торможения на противоположных колёсах одной и той же оси одинаковая (кстати, это один из наиболее частых и наиболее опасных дефектов, обнаруживаемых в литовских грузовых автомобилях), хотя в реальной жизни такого почти никогда не бывает», – отметил Аудрюс Глебус, заместитель директора компании «Transeksta»

По мнению собеседника, такой довольно высокий уровень «проходимости» техосмотров в Германии сохраняется потому, что на работу в Западную Европу перевозчики отправляют самую новую технику, которая ещё не успела износиться и находится в хорошем техническом состоянии, поэтому результаты техосмотров гораздо лучше, чем в Литве.

С мнением коллеги согласился и эксперт компании «Transporto studijos» Рамунас Велавичюс, хотя он также подчеркнул, что в реальной жизни такого практически не бывает.

«Иногда в протоколах указывается, что сила торможения  во всех колёсах одинаковая. Иными словами, некоторые данные вносятся в информационную систему не в автоматическом порядке, а „на глаз“. И это становится причиной не только человеческих ошибок, но и возможных „дружеских“ соглашений. Бывают случаи, когда положительное заключение выдаётся даже тогда, когда указанные в документах цифры явно говорят о том, что автомобиль не отвечает минимально установленным требованиям эффективности», – отметил Р. Велавичюс.

Собеседник не согласился с мнением, что подобные отклонения можно считать «мелочью». По его словам, если к автомобилям, работающим на одном и том же рынке, применяются неодинаковые требования, то перевозчики оказываются в неравных конкурентных условиях: кто-то вынужден тратить деньги на услуги автосервисов, а кто-то может продолжать работать с техникой на уровне «честное слово, тормоза сработают».

Кстати, в настоящее время (точно также, как в начале проекта) германские станции ТО не ставят специальную наклейку (какой отмечаются немецкие автомобили) даже на те грузовые автомобили, которые прошли проверку с хорошей оценкой. Иными словами, германские станции ТО не берут на себя никакую ответственность – статус «техосмотра» и «проверки» принципиально отличается. По этой причине некоторые литовские перевозчики уже дождались претензий от бельгийских и португальских должностных лиц, потому что протоколы германских проверок в этих странах не имеют никакой юридической силы, так как они основаны всего лишь на неформальных соглашениях.

В связи с этими инцидентами и возможными переменами (если результаты техосмотров, выполненных в ЕС, не будут признаваться в Литве) организации перевозчиков забили в колокола тревоги. На сайте Союза литовских перевозчиков (СЛП) опубликовано заявление, в котором говорится, что подобные перемены могут отрицательно повлиять на конкурентоспособность литовских перевозчиков и привести к существенным финансовым и другим потерям. Перевозчикам придётся тратить время на возврат в Литву только лишь для того, чтобы пройти обязательный техосмотр. По мнению транспортников, такое неблагоприятное решение можно считать очередным ограничением, носящим протекционистский характер (наряду с уже вступившими в силу требованиями платить водителям грузовых автомобилей «европейские» зарплаты, останавливаться на еженедельный 45-часовой отдых только в гостиницах или мотелях и т.д.).

В комментарии к этой ситуации специалисты из Министерства транспорта и коммуникаций Литвы обратили внимание на то, что в законопроекте о безопасности дорожного движения предлагается отказаться от положений, касающихся признания действительности результатов техосмотра литовских транспортных средств, выполненного не в Литве, а на пространстве Европейского экономического союза (т.е. такой возможности не будет), так как в будущем в законе не останется положения насчёт принудительного исключения из регистра транспортных средств (что, теоретически, должно считаться облегчением). Напомним, что в настоящее время эта мера применяется в отношении тех транспортных средств, которые не выполнили текущий техосмотр по истечении 180 дней с момента окончания действия предыдущего техосмотра, или которые участвуют в движении без наличия страхового полиса.

Иными словами, руки перевозчиков, которые работают за границей по долгосрочным контрактам, формально будут свободны даже в том случае, если они будут выполнять перевозки без наличия действительного свидетельства о прохождении техосмотра. Однако, вопрос, действительно ли признание результатов «иностранного» техосмотра утратит свою актуальность, остаётся открытым: даже если транспортные средства не попадут под принудительное исключение из регистра транспортных средств, угроза получить штраф за отсутствие необходимых документов останется.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

flag-of-belarus

Изменения, связанные с передачей грузов в Белоруссии

На Национальном правовом Интернет-портале 19 мая опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2024 г. № 354, которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 247 «О перемещении транспортных средств».

2024-05-20 15
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 145
0