«Brexit»: чем возможный выход Великобритании из ЕС может обернуться для литовских перевозчиков?

BRexit

В последнее время внимание транспортного сообщества и учреждений, ответственных за транспортную политику, сосредоточено на протекционистских законах Германии, Франции и Бельгии. Многие, наверное, упустили из виду тот факт, что 23-его июня Великобритания будет голосовать «за» или «против» членства в ЕС. Как результаты референдума могут повлиять на деятельность европейских (в том числе и литовских) перевозчиков? Что их ожидает в том случае, если Великобритания выйдет из состава ЕС?

Начнём с ответа на вопрос, какую роль в развитии литовского хозяйства играют внешнеэкономические отношения между Литвой и Великобританией? По данным Департамента статистики, в первом квартале 2016 г. объём литовского экспорта в Великобританию составил 319,2 млн евро, т.е. 4,6 проц. от общего объёма экспорта. Основная часть литовского экспорта приходится на экспорт товаров литовского происхождения. В этом отношении Великобритания является шестым по величине партнёром Литвы в ЕС. Между тем импорт из Великобритании в Литву составил 219 млн евро – по этому показателю Великобритания занимает десятое место среди импортёров из стран-членов ЕС в Литву. По товарообороту, выраженному в деньгах, Великобританию можно считать одним из крупнейших партнёров Литвы, хотя её обогнали такие страны, как Латвия, Польша, Эстония и Германия.  Иными словами, в качестве экономического партнёра Литвы Великобритания выступает как «сильный партнёр среднего калибра».

Между тем перевозчиков волнует другой показатель – экспорт литовских услуг (включая транспортные услуги) в Великобританию составляет едва лишь 1 проц. от общего объёма экспорта услуг. Вторая по величине экономика ЕС для литовских услуг практически недоступна…

Что может измениться в Великобритании после референдума?

На сегодняшний день великобританское законодательство приведено в соответствие с общеевропейским законодательством. Если граждане Великобритании проголосуют «за» выход из ЕС, ЕС придётся пересмотреть нынедействующее законодательство. Политика ЕС направлена на либерализацию многих отраслей экономики, между тем как Великобританию такой подход не устраивает. Вполне вероятно, что в случае выхода из ЕС, Великобритания откажется от идеи либерализации и займётся пересмотром экономических отношений с бывшими партнёрами по ЕС. Ни для кого не секрет, что такие действия предпринимаются для защиты собственного рынка. Это может существенно изменить условия работы транспортников из других стран – в частности, они могут лишиться права выполнять каботажные перевозки. Если после выхода из ЕС Великобритания не заключит специальные соглашения в области таможенного регулирования, у других европейских перевозчиков, скорее всего, появятся новые налоги (налог на импорт и транспортный налог) и дополнительное административное бремя.  Кого из транспортников может обрадовать такая перспектива?

Другой немаловажный вопрос – как может выглядеть процесс выхода Великобритании из ЕС? В какие сроки он может быть реализован? Неужели Великобритания станет жить отдельной жизнью на следующий день после «Brexit’а»? Конечно же, нет! О решении выйти из состава ЕС Великобритания обязана будет в официальном порядке проинформировать Европейский Совет. С этого дня Великобритания вступит в стадию переговоров и урегулирования условий договора о выходе из ЕС. Формально для этого отводится два года, но могут быть и другие сценарии –Великобритания и ЕС могут договориться раньше этого срока, или ЕС может воспользоваться соответствующим пунктом Договора о Европейском Союзе, и продлить этот срок до десяти лет. По крайней мере, такая цифра упоминается в февральском отчёте великобританского правительства.

Остаётся добавить, что в случае голосования Великобритании «за» выход из ЕС, всех перевозчиков, в том числе и литовских, ожидает долгий период неопределённости и масса вопросов без ответов.

Перевозчики ждут исхода голосования с некоторой тревогой

По словам Витаутаса Клейнаускаса, представителя «Linava» по связам с общественностью, на сегодняшний день в великобританском направлении работает примерно 70 членов ассоциаций. Сейчас ещё рано заниматься прогнозами, но факт тот, что выход этой страны из состава ЕС вызовет ряд новых вопросов: что будет с визами, пограничным и таможенным контролем, разрешениями, декларированием грузов и т.д.? Скорее всего, эти вопросы Великобритании придётся решать вместе с ЕС», — считает В. Клейнаускас.

ЧП Повиласа Монкуса занимается регулярными перевозками в Великобританию на микроавтобусах. Руководитель компании не сомневается, что с выходом Великобритании из ЕС у него появятся проблемы. «Во-первых, Великобритания автоматически станет третьей страной со всеми вытекающими из этого последствиями – таможенными, транзитными формальностями и дополнительной тратой времени. Во-вторых, на границе возможны новые неожиданности в виде усиленной „фильтрации“. Великобритания – труднопрогнозируемая страна. Наша компания занимается срочными доставками по Англии и Ирландии. Если появятся дополнительные формальности и дополнительная трата времени, наша услуга может потерять смысл», – говорит П. Монкус.  По словам П. Монкуса, на сегодняшний день его доставки распланированы по минутам – если в работе появятся новые, требующие времени, процессы, то вся схема работы может рухнуть.

В деятельности компании «Baltic Transline», в автопарке которой находится более 250  грузовых автомобилей, рейсы в Великобританию составляют примерно 40 проц. всех перевозок.  Адомас Мачинскас, руководитель транспортного отдела, не сомневается в том, что возможный результат референдума (выход из ЕС) в той или иной степени скажется на деятельности компании. Несмотря на то, что референдум ещё не состоялся, А. Мачинскас считает, что возможные изменения в порядке выдачи разрешений могут повлиять на объём перевозок в Великобританию. «Однако, мы настроены оптимистично и верим, что все изменения будут только в лучшую сторону», – говорит А. Мачинскас.

Похожее мнение высказали и другие собеседники CargoNews. Никто не решился «гадать на кофейной гуще». Несмотря на то, что перевозчики ожидают этого события с некоторой тревогой, они надеются, что здравый смысл всё же восторжествует.

Бояться нечего?

Некоторые великобританские юристы и эксперты в области транспортного права считают, что возможный выход Великобритании из ЕС не повлечёт за собой массового пересмотра транспортного законодательства. С подобным мнением согласен и главный экономист «Swedbank» Нериюс Мачюлис. По его словам, влияние «Brexit’а» на работу транспортного сектора может быть «слишком незначительным, чтобы его кто-то заметил». Эксперт считает, что с возможным выходом Великобритании из ЕС ничего не изменится. Кроме того – выход не означает прекращения экономических связей. «Процесс выхода будет продолжаться не менее двух лет, маловероятно, что в период переговоров в международной торговле Великобритании и других стран появятся дополнительные барьеры. Скорее всего, их не будет – в этом можно убедиться на примере экономических отношений ЕС с Норвегией или ЕС с Швейцарией», – говорит Н. Мачюлис.

Однако, нельзя не учитывать и некоторые другие факторы. Выход Великобритании из ЕС может привести к ослаблению фунта стерлингов. За этим последует сокращение доходов экспортёров, а это, в свою очередь, скажется на количестве заказов на перевозки. Британские аналитики тоже не сходятся в едином мнении по поводу того, как могут повлиять возможные новые условия на международную торговлю.

Судя по высказанным собеседниками редакции CargoNews мнениям, перевозчикам не стоит тревожиться по поводу результатов завтрашнего референдума. Во-первых, потому, что многие эксперты не видят особых причин для изменений во внешней торговле. Во-вторых – если какие-то изменения всё-таки будут, они будут не настолько существенными, чтобы в значительной степени повлиять на работу литовского транспортного сектора. В-третьих – литовские перевозчики не впервые столкнутся с подобной ситуацией. Как говорится, им не привыкать – опыт с Россией неоднократно показал, что они умеют приспосабливаться к любым трудностям. А мы надеемся, что Великобритания в любом случае останется той цивилизованной страной, какой мы привыкли её считать.

Комментарии

Максим Дайлида 2016-06-27 11:04

накаркали...


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 130
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 63
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 72
0