Cистема «AdBlue» – когда попытки сэкономить могут плохо кончиться

AdBlue

Сегодня у перевозчиков много разных расходов, и поскольку сохранить бизнес всё труднее, возникает желание как-то сэкономить. Способы это сделать есть разные. В связи с этим много говорится о мошенничестве с тахографами. Но существует ещё система «AdBlue», отвечающая за экологичность автомобиля. Если её «обмануть», тоже можно сэкономить, но как и в случае с тахографами всё может кончиться ещё бóльшими издержками. Редакция «Cargonews» решила выяснить, как перевозчики решают «проблему AdBlue» и почему это лучше не делать.       

Что такое система SCR для очистки выхлопных газов можно увидеть на представленном ниже видео. Основная статья расходов, связанная с её работой – трата на специальную жидкость (мочевину) «AdBlue». Соответственно, теоретически есть два способа сэкономить. Первый – использовать более дешёвую жидкость. Второй – отключить систему, но сделать это так, чтобы автомобиль «думал», что она работает (дополнительным мотивом во втором случае является то, что система порой начинает «чудить» и ограничивать функционирование грузовика, а также нежелание перевозчика тратить кучу денег на ремонт в случае её поломки). Чтобы прояснить первый момент, мы обратились в компанию «Gaschema», которая производит жидкость «AdBlue».

Производитель «AdBlue» не рекомендует

Как нам сказали в «Gaschema»: «Когда был введён стандарт Евро-4 и появилась система SCR, она не была очень продвинутой. Поэтому некоторые тягачи можно было «обмануть» с помощью пресной воды. Сейчас альтернативы жидкости нет. Популярен миф, что «AdBlue» можно сделать из простого карбамида, который продаётся в магазинах как удобрение. Действительно, основным компонентом «AdBlue» является карбамид и входящий в его состав азот. Разница в том, что в предназначенном для удобрения почвы карбамиде много добавок, нужных растениям, но никак не автомобильной системе SCR».

Соответственно, как нам подчеркнули в «Gaschema», использование некачественной жидкости приведёт к расходам на ремонт машины: «Самая частая и быстрая проблема – засорение распылителя «AdBlue», и если на это не обращать внимание, забьётся катализатор, поменять который стоит дорого. Одни системы реагируют на некачественную жидкость лучше и быстрее, поэтому дорогого ремонта удаётся избежать. Другие – не такие продвинутые. С ними автомобиль, в который заливается некачественный продукт, может и проедет больше, но в конечном итоге его ремонт потребует бóльших расходов. Они могут составить от нескольких сотен до нескольких тысяч евро, в зависимости от характера повреждений элементов системы SCR», — резюмировали в «Gaschema».

Короче говоря, использовать вместо магазинной жидкости «AdBlue» какой-то заменитель – не вариант. Соответственно, остаётся возможность «обмануть» систему, и как нам сказали в «Gaschema», сделать это несложно. «Отключить или обойти систему программным способом знающий человек с переносным компьютером и кабелем для подключения к компьютeру тягача может за минуты. Один из способов – установка низкой температуры окружающей среды. Жидкость «AdBlue» начинает замерзать при температуре ниже -5°C. Программисту достаточно ввести этот параметр в температурный датчик автомобиля, и система отключится автоматически. К счастью, уже и в Литве контролирующие экологичность транспорта институции совершенствуют свои возможности по установлению таких злостных загрязнителей – даже во время движения таких автомобилей (например, сзади едет машина и проверяет уровень загрязнения воздуха)».

Иными словами, если попытки использовать некачественную жидкость «AdBlue» – это всего лишь недальновидное поведение перевозчика, то технологические манипуляции с системой SCR – это уже правонарушение, подробнее о котором мы решили поговорить с Литовской администрацией транспортной безопасности (ЛАТБ).

ЛАТБ предупреждает

Как нам отметили в ЛАТБ, контролировать перевозчиков на предмет «AdBlue» могут как её сотрудники, так и институции (в рамках своей компетенции), работа которых связана с защитой окружающей среды. Контроль со стороны ЛАТБ осуществляется на основе приказа директора ЛАТБ (в частности, на основе пункта 8.2.2.1 его 2 приложения, в котором в качестве возможного недостатка транспортного средства указано отсутствие установленного его производителем оборудования для нейтрализации выхлопных газов, изменение конструкции этого оборудования, его повреждение или неработоспособность, а также отсутствие реагента).

Нас в первую очередь интересовала статистика нарушений в этой области, чтобы понять тенденцию развития ситуации. В 2020 г. было 55 случаев, когда конструкция выхлопной системы автомобиля была не в порядке. При этом в 2019 г. было только 2 таких случая. Также в 2020 г. были зафиксированы 72 случая влияния (например, программным способом) на работу системы «AdBlue». В 2019 г. таких случаев было всего 11. Наконец, в 2020 г. в 13 случаях было установлено, что в транспортном средстве недостаточное количество реагента «AdBlue» или его вообще нет, а в 2019 г. таких случаев не было.

Цифры конечно не гигантские, но (как в случае с социологическими исследованиями) чётко показывают наметившуюся тенденцию – количество связанных с «AdBlue» нарушений выросло в разы, и связано это может быть с тем, что финансовое положение перевозчиков стало таким трудным, что они всё больше готовы нарушать экологическое законодательство, чтобы сэкономить лишнюю копейку. В ЛАТБ добавили: «В связи со старением автопарка [которое происходит в том числе потому, что в нынешних условиях далеко не все перевозчики могут позволить себе его обновление] или его более интенсивной эксплуатацией [чтобы выжать из машины максимум при минимальных затратах на её обслуживание] логично, что появляется всё больше транспортных средств, где система «AdBlue» не работает или работает не должным образом».

В этой связи также стоит посмотреть на наказание, которое грозит тем, кто отключает эту систему. Во-первых, как нам сказали в ЛАТБ, такого рода ситуация считается «большим недостатком» транспортного средства, и его владельцу (на основании решения правительства) после установления данного факта во время проверки даётся 7 дней на то, чтобы всё исправить – а если это не будет сделано, автомобиль лишается возможности участвовать в дорожном движении. Кроме того, в Кодексе административных правонарушений Литвы (306 и 307 статьи) сказано, что за использование транспортного средства, которое загрязняет окружающую среду больше, чем разрешено, сразу придётся заплатить от 60 до 300 евро, а в случае повторного нарушения (в течение года, как сказано в 40 статье Кодекса) – от 140 до 600 евро.

То есть, наказывается не вмешательство в работу системы «AdBlue», а его экологические последствия, и эти санкции по своей мягкости не сравнимы с тем, как наказывается отключение этой системы, например, в Германии (поскольку там нарушитель платит более низкий дорожный сбор за грузовик стандарта Евро-6, который в действительности, если отключить «AdBlue», загрязняет окружающую среду намного сильнее). Но сейчас в Литве обсуждается увеличение вышеупомянутых штрафов и важные запрещающие меры.

В завершении в ЛАТБ отметили, что во время проверок всегда проверяют соответствие автомобиля указанному стандарту экологичности, а сейчас – с учётом курса ЕС и Литвы на «чистоту» транспорта и роста нарушений в этой сфере – данной проблеме будет уделяться всё больше внимания. Однако нам не сказали, как совершенствуются методы борьбы с загрязнителями. С целью хотя бы отчасти заполнить этот пробел, мы решили поинтересоваться, что производители тягачей делают для того, чтобы усложнить жизнь тем, кто хочет избавиться от «AdBlue».

Производители тягачей делают всё возможное

Поскольку в «Gaschema» нам сказали, что «системы автомобиля сами оценивают концентрацию карбамида в жидкости и отказываются работать, как надо, если она не на должном уровне» (речь о том, что может быть ограничена мощность грузовика, или он даже может не завестись), мы попросили производителей тягачей рассказать об этом более подробно. Также нас интересовал вопрос, делается ли что-то для того, чтобы расходы на очистку выхлопных газов были меньше.

В «Scania» нам сказали, что, во-первых, постоянно совершенствуется система дозирования мочевины (UDS). Во-вторых, там подчеркнули, что расход жидкости «AdBlue» тесно связан с расходом топлива: «Физика такова, что оптимальный (маленький) расход топлива ведёт к большему количеству NOx (продукт горения топлива), и соответственно нужно больше «AdBlue». Поэтому системы SCR от «Scania» совмещаются с конкретным двигателем, чтобы общая цена эксплуатации была оптимальной». Кроме того, в компании напомнили о системе EGR (рециркуляции выхлопных газов), которая также может использоваться для очистки выхлопных газов. «При использовании EGR, уменьшается количество NOx из двигателя и потребление «AdBlue». С другой стороны, EGR может увеличить цену и сложность двигателя», — отметили в «Scania». Также отмечается, что при использовании EGR требуется топливо высокого качества и возрастает нагрузка на двигатель, что приводит к повышению расхода топлива (подробнее о системе EGR – здесь и здесь).

Говоря о незаконных манипуляциях с системой «AdBlue», в «Scania» отметили, что это непрекращающаяся игра в «кошки-мышки» между производителями грузовиков и контролирующими органами с одной стороны и мошенниками с другой. При этом последние, по словам компании, используют как элементарные, так и очень продвинутые методы отключения системы (включая программные). Ответ «Scania» – бортовая диагностическая система ОВD (англ. On Board Diagnose), которая при любых сбоях в работе системы «AdBlue» (например, в результате использования некачественной жидкости или программного вмешательства) активирует код поломки, и если ничего не далать, автомобиль перейдёт в аварийный режим движения со скоростью до 20 км/ч. Кроме того, компания сотрудничает с контролирующими органами, чтобы помочь им со способами установления факта мошенничества и получения необходимых для этого данных.

Что касается негативных последствий для тех, кто решил «обмануть» систему «AdBlue» (помимо вышеупомянутых штрафных санкций), то в «Scania» сказали о следующих – детальная (и соответственно дорогостоящая) проверка автомобиля в случае установления факта манипуляции, потеря гарантии, дорогой ремонт системы в случае её поломки в результате вмешательства в её работу, возможное негативное влияние модификации системы на рабoту автомобиля в целом (нарушение отлаженного режима его функционирования).

Как нам сказал Саулюс Вайцекаускас (технический консультант-инженер по грузовому транспорту из «Silberauto» – представителя «Mercedes» в Литве): «Не считаем, что третья сторона могла бы модифицировать грузовики «Mercedes-Benz» так, чтобы, например, впрыск «AdBlue» только имитировался. Защитные механизмы обеспечивают защиту электронных компонентов – датчиков, связанных с приводом и управлением устройств, программного обеспечения». В то же время специалист реалистично добавил: «Обеспечить постоянную и всестороннюю защиту систем, к сожалению, очень сложно или даже невозможно».

Кроме того, он сообщил что вскоре для всех новых грузовиков в ЕС обязательным станет стандарт «Euro VI-E», ужесточающий правила работы двигателя в холодной и разогревочной фазах, и появится дополнительный датчик качества «AdBlue», что приведёт к соответствующим техническим и программным изменениям.

***

Обобщая, можно констатировать, что, как бы не старались производители тягачей и контролирующие органы, они не смогут остановить тех, кто поставил перед собой цель «обмануть» систему «AdBlue». Но главный вопрос не в этом, и даже не в том, что в итоге мошенники могут понести ещё большие убытки из-за штрафов и потенциальных проблем с автомобилем. Главное то, что на это преступление превозчиков всё чаще толкает не принципиальное желание нарушить закон, а стремление выжить в условиях постоянно растущих бизнес-затрат и ужесточения конкуренции без соответствующего роста прибыли. Это, конечно, не оправдывает нарушителей в полной мере, но, может, если хотя бы не мешать (уже не говоря о помощи) литовскому автотранспортному сектору работать, манипуляций с рабочим временем водителей и системой «AdBlue» станет меньше?

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 1 022
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 46
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 155
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 173
0