Перспективы транспортного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2013 году

propusk_port

Доминирующее положение в транспортном комплексе Петербурга и Ленобласти занимают порты и железная дорога. Через них проходит примерно 75% грузопотока обоих регионов, еще примерно 20% перевозится на автомобилях, 5% доставляется по трубопроводному транспорту, доля авиации ничтожно мала. Ключевой элемент транспортной системы обоих регионов — это порты, именно благодаря инвестициям в морские гавани Петербурга и Ленобласти грузопотоки уверенно растут.

Внешний фактор

Большинство экспертов транспортной отрасли сходятся во мнении, что среди всех российских портов быстрее всего операционные показатели растут у тех гаваней, где невелика доля наливных грузов — нефти и нефтепродуктов, которые идут за границу морским путем.

В лучшем положении находятся порты, ориентированные на импорт. «Ввоз товаров в страну будет нарастать благодаря вступлению России в ВТО», — уверен председатель совета директоров аналитического бюро «Дорн» Андрей Карпов.

Перевозчики опасаются, что снижение мирового спроса на энергоносители окажет пагубное влияние на объемы российского экспорта, основу которого составляет нефть.

В последние месяцы прошлого года спрос на нефтепродукты, а следовательно, и их экспорт сокращался. Так, порт Приморск, специализирующийся на перевалке сырья, по итогам прошлого года сбавил обороты почти на 1% по сравнению с 2011 годом.

Из–за снижения объемов перевалки нефтепродуктов на 4% снизился совокупный грузооборот петербургского порта. В то же время объемы перевозки контейнерных и накатных импортных грузов показали рост.

Исключение из правила

В то же время порт в Усть–Луге удвоил грузооборот за прошлый год, доведя его до 47 млн т именно за счет открытия нефтеналивного терминала (мощностью 30 млн т в год) — конечной точки второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС–2).

В результате доля нефти и нефтепродуктов в общем грузообороте Усть–Луги превысила 57% (29% годом ранее). Причем потенциал нефтяного терминала не использован даже наполовину: его мощность — 30 млн т в год, так что в этом году портовики продолжат наращивать грузооборот.

Более того, в 2013 году планируется ввод в эксплуатацию комплекса по перевалке сжиженного газа и комплекса по перевалке стабильного газового конденсата, сообщили в компании «Усть–Луга», управляющей портом.

Расширение географии

Еще один источник роста грузооборота местных портов — это новые паромные линии. С 2010 года многие судовладельцы, столкнувшись с падением грузооборота, начали компенсировать потери, расширяя географию маршрутов. Если прежде суда курсировали, например, только между Россией, Швецией и Германий, то теперь они заходят в британские, датские, бельгийские, испанские порты. Например, паромы Finnlines, прежде заходившие только в петербургский порт, с 2012 года начали причаливать и в Усть–Луге.

Порт Высоцкий, специализирующийся на перевалке угля, в прошлом году начал принимать суда Panamax (водоизмещением более 70 тыс. т).

«Благодаря этому мы расширили географию поставок. Если раньше уголь из Высоцка направлялся преимущественно в Финляндию, Польшу, изредка в Германию, то теперь еще и в крупнейшие порты Великобритании, Бельгии и Голландии. Это позволяет нам успешно конкурировать с угольными терминалами стран Балтии практически по всем параметрам», — говорит председатель совета директоров ООО «Порт Высоцкий» Олег Филатов. Он прогнозирует, что в этом году грузооборот порта преодолеет отметку 4 млн т, а к 2017 году достигнет уровня 8 млн т.

С корабля на машину

В отличие от портовиков у железнодорожников пространства для маневра значительно меньше, от этого их прогнозы умеренно оптимистичные.

С начала 2012 года грузооборот железных дорог медленно, но верно рос, однако в ноябре и декабре произошло снижение оборотов. Это связано не только с общим сокращением спроса, но отчасти вызвано перераспределением грузов не только в пользу морских, но и автоперевозчиков. «Клиенты сейчас крайне заинтересованы в снижении логистических расходов. Усиливаются позиции автоперевозчиков, в том числе в части перевозок высокотехнологичных грузов: грузоотправители все чаще отмечают мобильность автотранспорта», — говорит ведущий аналитик департамента стратегического маркетинга ЗАО «Евросиб» Марат Хуснутдинов.

Бюджет урезали

Что касается пассажирских перевозок, то здесь железнодорожники не ожидают снижения спроса, но их подстерегает другая напасть: правительство РФ сократило дотации железной дороге, и не исключено, что в середине этого года количество поездов дальнего следования будет сокращено, как это произошло в минувшем году с пригородными поездами — железнодорожники сократили электрички в ряде регионов из–за того, что некоторые субъекты Федерации отказались компенсировать им затраты на перевозку пассажиров.

Трудности госрегулирования

Рекордное количество пассажиров — 11,2 млн человек — обслужил в минувшем году аэропорт Пулково. Пассажиропоток аэропорта возрос на 16% по сравнению с 2011 годом в основном благодаря открытию новых международных линий, востребованных путешественниками, и в этом году Пулково будет расширять географию полетов.

Не ждут снижения пассажиропотока на автомобильном транспорте, однако в этом секторе участников рынка подстерегла другая опасность — государственное регулирование тарифов. С прошлого года стоимость проезда на городском наземном транспорте устанавливают петербургские чиновники. В этом году они позволили коммерческим перевозчикам (маршруткам) поднять цены всего лишь на 1 рубль.

Это повышение, по мнению чиновников, должно компенсировать коммерсантам растущие расходы на бензин, зарплату, а также затраты на введенную в этом году страховку пассажиров. Некоторые перевозчики не исключают, что им придется закрывать наименее рентабельные маршруты.

Виктор Степов начальник Октябрьской железной дороги (ОЖД)

Делать прогнозы на этот год сейчас очень сложно. В ноябре и декабре 2012 года грузооборот ОЖД немного сократился, но такой тренд наметился по всей стране. В целом по итогам года грузооборот возрос по сравнению с 2012 годом, особенно в направлении портов, обслуживаемых нашей дорогой. Так, по итогам 2012 года железнодорожные перевозки в портах Северо–Запада увеличились на 14%. Для сравнения: в направлении дальневосточных портов, портов Северного Кавказа рост составил всего 5 – 7%. В значительной мере высокий прирост показателей ОЖД обеспечило комплексное развитие порта в Усть–Луге.

Павел Олейник управляющий директор ОАО «Морской порт Санкт–Петербург»

В текущем году рост объемов перевалки планируется обеспечить за счет дальнейшего расширения номенклатуры грузов. В целом же в отрасли наблюдается стагнация. Стивидоры по–прежнему испытывают влияние мирового кризиса, на рынке перевозок преобладают краткосрочные контракты. В подобных условиях сложно делать какие–либо прогнозы. Динамика роста грузовых операций будет обусловлена состоянием спроса на продукцию российских и зарубежных предприятий. Грузооборот Морского порта Санкт–Петербург по итогам 2012 года составил 8,7 млн т, что на 18% превышает уровень 2012 года.

Сергей Эмдин генеральный директор ООО «Воздушные ворота Северной столицы»

По объему пассажиропотока Пулково второй год удерживает позицию третьего аэропорта РФ. В 2013 году прогнозируемый рост пассажиропотока составит 10%. Главная задача этого года — запуск нового пассажирского терминала. В планах также развитие маршрутной сети аэропорта и привлечение новых перевозчиков. Приоритетные направления для нас — открытие рейсов в США, а также увеличение количества полетов в Юго–Восточную Азию. Также мы активно готовимся к сезонному увеличению спроса: открываем дополнительные кабины паспортного контроля, зоны ожидания для пассажиров, наращиваем количество сотрудников на летний период.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

flag-of-belarus

Изменения, связанные с передачей грузов в Белоруссии

На Национальном правовом Интернет-портале 19 мая опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2024 г. № 354, которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 247 «О перемещении транспортных средств».

2024-05-20 43
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 150
0