XXXII конгресс «Linava» не состоялся, но его неофициальная часть была довольно интересной

linava3

21-го ноября президент «Linava» Эрландас Микеснас и президент Конфедерации литовских промышленников Робертас Даргис организовали пресс-конференцию, на которой был освещён ряд особо актуальных для литовских перевозчиков вопросов. Эта конференция стала своеобразной прелюдией к XXXII конгрессу «Linava».

Главные акценты пресс-конференции Э. Микенаса

Встречу с журналистами (видеозапись на литовском языке находится здесь) Э. Микенас начал с подчёркивания особого места транспортного сектора в структуре валового национального продукта Литвы. Далее он объяснил, какие отрицательные последствия на литовскую экономику в целом и на транспортный сектор в частности может иметь повышение акциза на дизельное топливо. По словам Э. Микенаса, дело не только в цене – повышение стоимости дизельного топлива расшевелит теневой рынок продаж этого вида топлива, а это будет чревато ужесточением проверок и новыми очередями на границе, из-за которых, по подсчётам «Linava», литовские автомобильные перевозчики на одном только ППК в Мядининкай в год теряют около 18 млн евро.

Для представителей литовского транспортного сектора нынешний год был очень удачным – если сравнить результаты первых полугодий прошлого и текущего года, то в этом году экспорт литовских транспортных услуг увеличился на 22,7 проц., доход транспортного сектора в целом – на 17,7 проц., а валовая добавленная стоимость, создаваемая сектором – почти на 10 проц. Это крупнейший рост за последние пять лет (с 2012 года). По-видимому, нашим властям показалось, что темпы роста слишком стремительные, поэтому они решили ограничить конкурентоспособность литовских перевозчиков и дискредитировать статус Литвы как привлекательной транзитной страны. Иными словами, дополнительные бюджетные поступления от повышения акциза на дизельное топливо будут, но общеэкономические затраты могут быть гораздо больше. Поэтому целесообразнее было бы не повышать акциз на дизельное топливо, а возвращать этот акциз перевозчикам, как это делается во многих странах ЕС.

Во время пресс-конференции Э. Микенас также подчеркнул, что литовских перевозчиков очень волнует вопрос упрощённого и оперативного трудоустройства водителей из третьих стран, так как на сегодняшний день в плане конкурентоспособности литовские перевозчики с крупным счётом проигрывают полякам. Э. Микенас также затронул вопрос о стоимости страховых полисов – по его словам, на сегодняшний день в некоторых странах ЕС страховые услуги стоят в два, а то и в три раза дешевле, чем в Литве. И эта ситуация является результатом злоупотребления страховщиками своим положением на небольшом рынке. Позиция страховщиков ведёт к тому, что некоторые компании окажутся на грани банкротства или обанкротятся, а те, кто «останется в живых», начнут думать о переносе бизнеса в другую страну.

Наконец, президент «Linava» предложил не драматизировать ситуацию с зарплатами в транспортном секторе, так как, по его словам, водители работают не за минимум.

Вопросы и ответы, прозвучавшие в зале заседания конгресса   

Как и следовало ожидать, официально XXXII конгресс «Linava» не состоялся – о причине многие, наверное, догадываются. «Традицию никто не отменял» – на этот раз тоже не было кворума, поэтому повторный конгресс состоится 15-ого декабря.

Однако, неофициальная часть мероприятия (иначе не назовёшь) как всегда была довольно содержательной. На вопросы собравшихся отвечали президент Э. Микенас и новый генеральный секретарь Томас Гаруолис. Речь в основном шла о причинах образования очередей на границе и о трудностях с трудоустройством водителей из третьих стран.

В первом вопросе собравшиеся пришли к единому мнению, что виновата Литва, а не Беларусь. Однако, намного важнее было понять, что нужно делать, чтобы ситуация улучшилась. По словам руководителей «Linava», дополнительная инфраструктура не спасёт – нужно расширить штат сотрудников на ППК (в частности, штат таможенников) и изменить их отношение к выполняемой работе. Только такие меры, по мнению Э. Микенаса, могут увеличить пропускную способность литовских таможенных постов. Кстати, Э. Микенас упомянул, что после того, как вопросом очередей на границе заинтересовались СМИ, ситуация стала поправляться. Но не журналисты должны организовывать работу таможенной службы – руководство Таможенного департамента должно понять, что у рядовых таможенников не хватает мотивации, так как нагрузки огромные (по сравнению с нагрузками коллег из Беларуси, где на таможенном посту работает больше таможенников, чем в Литве), а зарплаты не самые большие. Поэтому Литва должна вкладывать средства не в строительство новых зданий на ППК, а в подготовку и мотивацию людей (в увеличение штата сотрудников и повышение зарплат).

Что касается трудоустройства водителей из третьих стран, то следует отметить, что в этом вопросе «Linava» предложила свою помощь – специалисты ассоциации готовы помочь в поиске этих сотрудников, проведении необходимых обучений (некоторые перевозчики пожаловались, что некоторые иностранные водители не имеют никакого понятия о работе, на которую идут) и в трудоустройстве. Для поиска сотрудников специалисты «Linava» уже наладили контакт и сотрудничество с украинскими агентствами по трудоустройству – только очень важно, чтобы перевозчики научились конкретно формулировать свои пожелания. Для обучений свои услуги предлагает Центр обучений ассоциации. А в вопросе конкретного трудоустройства поможет отдельный сотрудник «Linava», которая занимается подготовкой необходимых документов для Департамента миграции. По словам Э. Микенаса, достижением можно считать хотя бы то, что с Департаментом миграции удалось договориться о предъявлении документов в срочном порядке, однако, процесс выдачи виз и временного вида на жительство мог бы проходить лучше.

И, наконец, после обсуждения вопроса о произволе французских должностных лиц при наложении штрафов и вопроса о недееспособности некоторых стран в области защиты водителей от преступников, было решено, что необходимо разработать более эффективный механизм правовой защиты перевозчиков и их водителей, чтобы они не оставались один на один со своими проблемами в негостеприимных странах ЕС.

По окончании мероприятия президент «Linava» любезно согласился ответить на вопросы редакции CargoNews.lt.

В своей речи Э. Микенас упомянул, что в скором времени ассоциация планирует утвердить кандидатуру руководителя страховой компании.  Редакция поинтересовалась, когда ожидается начало его работы, на что руководитель «Linava» ответил, что если всё пойдёт по плану, то это случится осенью следующего года (между строк следует понимать, что к осени следующего года у ассоциации уже будет собственная страховая компания), но одновременно отметил, что лёгкой жизни никто не обещал.

Учитывая то, что «Linava» находится в рядах активистов по борьбе против повышения акциза на дизельное топливо, редакция также поинтересовалась, насколько, по мнению Э. Микенаса, реально, что Сейм не одобрит планы правительства?  Президент ассоциации ответил, что добиться этого будет очень и очень сложно, так как соответствующий доход в бюджет уже запланирован… Тем не менее, борьба против этого плана будет продолжаться.

На пресс-конференции Э. Микенас упомянул, что перевозчики стали чаще интересоваться возможностями переноса бизнеса в другие страны.  В этой связи редакция CargoNews.lt задала вопрос – это единичные случаи, или уже тенденция? В ответ Э. Микенас сказал, что ситуация – в особенности из-за высоких цен на страховые услуги – очень серьёзная.

Наконец, редакция поинтересовалась, насколько литовские власти помогают нашим транспортникам в защите их интересов в Европе? Иногда создаётся впечатление, что власти заняли соглашательскую позицию (например, по вопросам командирования сотрудников в Европу, в решении которых ещё есть возможность совместно с партнёрами из других стран Восточной Европы побороться за свои права). Президент ассоциации подчеркнул, что литовские власти делают всё, что могут, однако, даже вместе с другими поддерживающими странами они не в состоянии вносить коррекции в предложения крупнейших европейских держав. Одновременно он выразил сожаление по поводу того, что по разным причинам ему не удалось остаться членом президиума IRU, работа в котором была важна для отстаивания интересов литовских перевозчиков на международной арене.

***

Похоже, что в настоящее время литовских перевозчиков больше всего волнуют такие вопросы, как стоимость страховых услуг, трудоустройство водителей из третьих стран, проблемы с очередями на литовско-белорусской границе и особенности в условиях работы на пространстве ЕС, так как там очень часто приходится сталкиваться с различными формами дискриминации. Однако, даже на этом фоне не исключено, что литовские перевозчики начнут переносить свой бизнес в другие страны, если условия работы на родине будут продолжать ухудшаться. «Linava» в меру своих возможностей старается их улучшить, но многое зависит не только от усилий ассоциации, но и от позиции литовских властей.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
timthumb (2)

Семинар Департамента миграции Литвы о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы (МАТЕРИАЛЫ)

Здесь — можно найти официальную информацию Департамента миграции Литвы (на литовском языке) по итогам семинара о выдаче разрешений на временное проживание в стране на основании работы.

2024-05-06 64
0
scania_best_2023

Обзор транспортных событий в апреле

Какие грузовики ездят по Европе и что будет строже проверять таможня Литвы. Окончательное решение Брюсселя по стандарту Евро-7 и новости из разных европейских стран. Система TIR-EPD в Туркменистане и новые приключения водителей. Премьера дизельного тягача «Mercedes» и новинкa от «Continental». Об этом и не только в апрельском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2024-05-01 74
0