Как литовские логистические предприятия пережили этот год и что их ждёт в следующем?

10794

ЗАО „Creditreform Lietuva“, оценивающее платёжеспособность предприятий, провело исследование бизнес-риска в транспортной сфере. Результаты исследования показали, что 2011 год для абсолютного большинства фирм был успешным. Большая часть показателей превзошли докризисный уровень. И всё же аналитики не склонны давать слишком обнадёживающих прогнозов – в следующем году транспортные фирмы столкнутся с рядом проблем – не только из-за замедляющейся европейской экономики, но и из-за ухудшившегося соотношения спроса-предложения. Однако нет сомнений в том, что накопленные после кризиса запасы помогут легче выдержать возможные удары.

 

Президент Ассоциации перевозчиков Литвы „Linava“ Альгимантас Кондрусявичюс считает, что уходящий год был неоднозначным для перевозчиков. „Первая половина года была очень успешной: работы было достаточно, ставки на перевозки были также относительно высокими. Во второй половине года ситуация изменилась: нас огорчило то, что конец года, который обычно бывает очень „урожайным“ для перевозчиков, оказался не таким, как ожидалось: грузы есть, но цены на перевозки не радуют. Словом, накануне крупнейших праздников в году не чувствуется увеличения спроса на транспортные услуги“, — рассказал А. Кондрусявичюс.

 

Ромуалдас Трумпа, заместитель директора ЗАО „Creditreform Lietuva“, анализируя рыночную ситуацию, подчёркивает, что о растущей роли транспорта свидетельствует увеличивающаяся с каждым годом доля транспорта в ВВП: в 2008 году она достигала 9%, а в 2010 году – уже 12%. „После начала кризиса годовые продажи в транспортном сектора, например, в середине 2009 года, упали вместе со всей экономикой – на 27%. Транспортный сектор – один из немногих, чьи показатели можно сравнивать с предкризисным уровнем, а не с провальным 2009 годом. Если сравнивать показатели первых 9 месяцев 2011 года с этим же периодом в 2009 году, то можно увидеть, что транспортные доходы логистических предприятий сейчас на 28% выше, чем до кризиса“, — сообщает Р. Трумпа.

 

Выгодная пора для экспедиторов?


По данным последнего исследования „Creditreform Lietuva“, дорожный транспорт и экспедиция – это тот сектор экономики, в котором продажи росли в предприятиях любого размера; рынок тут не сконцентрирован в руках нескольких компаний, и рыночные доли среди фирм разного размера практически не изменились.

 

Это подтверждает и президент Литовской национальной ассоциации экспедиторов и логистов „Lineka“ Таутгинас Санкаускас: „Для экспедиторов этот год был очень успешным. Теперешние тенденции не позволяют судить о том, что в следующем году будет очень плохо. Если говорить о средних предприятиях (замеч. авт. – занимающих 40% рынка), то чувствуется увеличение количества белорусских грузов в транспортной системе Литвы. Это также заслуга „Linekа“. Нами было организовано множество мероприятий в этой стране. Глядя в будущее, мы не видим крупных проблем“.

 

Р. Трумпа отмечает, что ориентация на рынок одного государства является чересчур рискованным делом. С другой стороны, причины этого понятны, Беларусь – это естественный тыл Клайпедского порта. Литовские экспедиторы видят ещё одну возможность укрепления своих позиций во вступлении России в ВТО (Всемирную торговую организацию). „Это позволяет с оптимизмом взглянуть в будущее – литовские предприниматели смогут успешнее конкурировать с российскими предприятиями. Я имею в виду, что российские порты предлагают лучшие условия для перевозки грузов“, — анализирует Т. Санкаускас.

 

Акционер ЗАО „Axis Transport“ Томас Дегутис также доволен тем, что 2011 годы бал успешным для его фирмы: „Оборот нашего предприятия в этом году должен составить около 27 млн. литов. Это почти 30% рост. За этот год мы выросли – воспитали новое поколение профессионалов, которое покажет результаты в будущем. Также мы собираемся расширить спектр услуг, эффективность продаж, будем искать новых людей – „волков“ логистики“.

 

Данные тенденции, называемые логистами, подтверждают исследования аналитиков. „Если сравнивать продажи первого полугодия 2011 и 2010 года, можно заметить, что продажи фирм, занимающихся экспедицией и складированием, выросли на 54%. „За последние 12 месяцев свою деятельность прекратили 7% экспедиторских фирм“, — напоминает Р. Трумпа.

 

Исполнительный директор иностранного предприятия DB „Schenker“ Эдмундас Даукантас также согласен с идеями, высказанными своими коллегами. Он утверждает, что на рынке происходят естественные процессы: „Ничего удивительного нет, предпраздничного бума нет уже несколько лет, так как и производители, и перевозчики научились работать стабильнее – без резких скачков. Эти особые скачки имеют кратковременный эффект. Гораздо важнее – стабильность“.

 

На лицах перевозчиков – меньше оптимизма
 

Альгимнтас Кондрусявичюс отмечает, что теперешняя ситуация на рынке беспокоит перевозчиков. „Я думаю, что в следующем году на рынке международных перевозок будут наблюдаться те же тенденции, что и в 2007 году. Беспокойства зоны евро, снизившееся производство, нестабильность европейской валюты в этом году обусловили меньший грузопоток в восточном направлении. Импортёры, не имеющие долгосрочных планов, действуют согласно ситуации – осторожно и неуверенно. Большинство из них решило не рисковать, не увеличивать производственных объёмов. В Европе люди затянули пояса, потребление уменьшилось, а это тормозит оживление рынка. Очень сложно делать какие-либо прогнозы. Всё будет зависеть от того, какое решение будет принято правительствами стран еврозоны, ведь политические решения имеют огромное значение“, — рассуждает А. Кондрусявичюс.

 

И всё же, как показывают последние исследования, транспорт – эта одна из немногих областей хозяйствования, в которой растут инвестиции. „В денежном выражении размер инвестиций не намного отличается от 2008 года. Также количество приобретаемых тягачей и полуприцепов практически не отстаёт от показателей 2008 года, а покупки прицепов увеличились в 4 раза по сравнению с рекордным 2007 годом. Хоть за полгода значительно уменьшились барьеры для входа на рынок и улучшились условия приобретения транспорта, показатели транспортных и логистических фирм были положительными из-за растущего грузопотока“, — делает обзор Р. Трумпа.

 

„Creditreform Lietuva“ предупреждает о рисках сектора логистики:
 

— в середине 2011 г. прекратился рост цен за перевозки;
— большинство дорожно-транспортных фирм имеет низкие показатели ликвидности и имущества;
— активное открытие новых экспедиторских фирм на рынке.

 

Хорошая новость та, что количество арестов имущества за 10 месяцев 2011 г. на 20% меньше, чем в предкризисный 2008 год.

 

Перспективы на 2012 год

 

По мнению экспертов „Creditreform Lietuva“, перспективы на транспортном рынке в 2012 году не будут такими выгодными, как в этом году.

 

„На данный момент трудно сказать, какой сценарий будет реализован в 2012 году – умеренно оптимистичный или пессимистичный. Пока ещё не утверждён бюджет Литовской Республики на 2012 год. Неизвестно, будет ли вступление России в ВТО иметь положительное влияние на литовский транспорт. Если экономический рост замедлится, то избыток транспортного предложения в сфере транспорта и логистики может ускорить падение тарифов на перевозки. Могут начаться ценовые войны, вытеснение мелких игроков с рынка“, — говорит Р. Трумпа.

 

По словам собеседника, если кризисная волна будет такой же силы, что и на стыке 2008-2009 года, то наибольшие потери понесут мелкие транспортные и логистические фирмы, не имеющие своего капитала. „Часть литовских транспортных фирм за последние 2 года стала менее зависимой от экономики страны. Однако даже при большем падении, не должна повториться история 2008-2009 года, когда крупные фирмы прекращали свою деятельность ещё чаще, чем средние. Финансовые показатели крупных и средних компаний улучшились, были накоплены значительные резервы. Главное, чтобы оставшиеся на рынке фирмы хорошо усвоили уроки первой кризисной волны“, — констатирует Р. Трумпа.

 

Какие бы проблемы не возникли в следующем году, литовские перевозчики, пережившие первый кризис, на этот раз не сдадутся, и будут продолжать сражаться за своё место под солнцем на международных рынках и искать инновационные бизнес-решения, позволяющие уменьшить расходы и увеличить рабочую эффективность.
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 153
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0