Всевидящий глаз таможенников

Cigaretes po oda

Эту публикацию можно начать с истории, которую журналисту редакции CargoNews.lt рассказал сотрудник таможни: на посту в Мядининкай, во время проверки грузового автомобиля рентгеновским аппаратом водитель так испугался, что даже забыл о том, что в автомобиле находится его спящий ребёнок… Чем так страшна система, которой, вероятно, больше всех боятся контрабандисты?

Забегая наперёд, скажем, что рентгеновская система контроля, которой пользуются все таможенники, работающие на границе Литвы с Беларусью и Калининградской областью – не единственное оружие, используемое в борьбе с ввозом нелегальных товаров в нашу страну.

Информация – из разных источников

Начальник отдела Таможенного департамента по превенции нарушений Шарунас Раманаускас, сопровождавший сотрудника CargoNews.lt на территории таможенного поста в Мядининкай, сказал, что информацию о транспортных средствах, представляющих какой-то риск, таможенники получают по своим каналам. В то время, как автомобиль приближается к таможне, система опознавания номеров идентифицирует транспортное средство, о котором имеется предварительная информация. Каково её содержание и источник – знают лишь соответствующие службы. Однако, Ш. Раманаускас подтвердил, что литовские и европейские силовые структуры следят за ситуацией и делятся между собой возникшими подозрениями. Правда, говорить о тесном сотрудничестве с российскими и белорусскими правоохранительными органами, к сожалению, не приходится… Такова реальность. Тем не менее, контрабанда – это та деятельность, которая касается не одного государства, поэтому к операциям по борьбе с контрабандой подключаются, как правило, все сопредельные страны.SONY DSC

Другой момент, вызывающий у таможенников подозрения – поведение водителей на границе. Реакция людей, знающих, что у них в автомобилях находятся нелегальные грузы, может быть очень разной – одни ведут себя тихо, стараются отвести глаза в сторону, кажутся напряжёнными, другие – напротив, ведут себя вызывающе, демонстрируют излишнюю уверенность, многословят. В таких случаях дальнейшая судьба автомобиля и его водителя зависит только от опыта и интуиции таможенников – они могут отправить автомобиль в ангар с рентгеновским оборудованием или дать ему «зелёный свет».

В распоряжении таможенников – серьёзное вооружение

Начальник таможенного поста в Мядининкай Арунас Сарулис, долгое время работавший в Службе иммунитета Таможенного департамента Литвы, говорит, что несмотря на технологические решения, которыми обладает таможня, всё же основным звеном в её работе по-прежнему являются люди. «Мы не отрицаем, что истории о связях таможенников с контрабандистами имеют под собой реальную основу. Были среди нас коллеги, действовавшие с преступниками заодно. Я знаю, что о таможенниках думают обыкновенные люди – они считают, что в наших рядах всегда были, есть и будут опорочившиеся взяточники и пособники контрабандистов. Однако, в последнее время ситуация кардинально изменилась. Деятельность всей нашей системы стала намного прозрачнее. И то, что мы задерживаем всё большее число нелегалов и большее количество контрабандных товаров, лишь подтверждает этот факт. Жизнь преступных элементов в значительной мере осложняет рентгеновское оборудование, используемое на таможенных постах, расположенных на внешних границах Европейского Союза. Но лично я думаю, что борьбе с преступным миром не будет конца – во все времена с одной стороны были запрещённые товары и те, кто на этом делал деньги, с другой – те, кто боролся с преступной деятельностью. В наши дни практически ничего не изменилось – разве только то, что обе стороны обзавелись более современным средствами своей деятельности», – говорит начальник поста.

SONY DSCВ Мядининкай установлена китайская система рентгеновского контроля «Nuctech». Чтобы наши читатели в общих чертах могли представить, на что способно это «око» таможенников, скажем, что система может распознать металлическую проволоку толщиной в человеческий волос за 30-сантиметровой стальной стеной.

Поэтому преступники, думающие, что контрабандный груз можно замаскировать под толстым слоем металла, глубоко ошибаются.

Наиболее распространённые контрабандные товары

В силу своего географического положения Литва вынуждена охранять свой рынок от дешёвых подакцизных товаров, произведённых в Беларуси или России. К наиболее распространённым контрабандным товарам относятся, в первую очередь, табачные изделия, алкогольная продукция и топливо. Правда, недавно Россия повысила акциз на табачные изделия, поэтому поток российских контрабандных сигарет резко сократился. Между тем продукция гродненской табачной фабрики «Неман» – сигареты «Premier», «Minsk», «Fest», «NZ» – это основная контрабанда, поступающая в нашу страну. Напомним, что согласно действующему законодательству, «лица, не моложе 17 лет, прибывающие в Литву не на воздушном транспорте; лица, использующие средство воздушного или морского транспорта в личных целях; экипажи транспортных средств, работающих на регулярных международных маршрутах из/в третьи страны; лица, работающие и/или проживающие на приграничной с третьим государством зоне без уплаты таможенных пошлин и налога на импорт могут провозить с собой 40 единиц сигарет». Да, именно так – 40 единиц или 2 пачки сигарет. Запомните эту цифру, потому что таможенники будут упоминать её неоднократно.

Общая стоимость контрабандных товаров, задержанных литовскими таможенниками в течение 9 месяцев этого года, составляет более 24 млн евро. Основную часть в этом потоке занимают контрабандные сигареты: их изъято более 184 млн единиц (9 млн 200 тыс. пачек), стоимость табачной контрабанды – 22 млн евро. Если проследить статистику предыдущих лет, то в 2014 г. было задержано и изъято 116 млн единиц сигарет, в 2013 г. – 117 млн единиц, в 2012 г. – 168 млн единиц, в 2011 г. – 112 млн единиц сигарет.

Другим крупным фактом контрабанды стали 47 тонн нефтепродуктов, ввезённых в Литву на двух цистернах из Латвии. У таможенников возникли подозрения, что это была попытка не платить акциз, и вместо задекларированного машинного масла провезти в Литву дизельное топливо. Образцы жидкостей, взятые из цистерн, подтвердили эти подозрения. По этим двум фактам криминальная служба таможни проводит предварительные расследования.

Ещё одна сфера деятельности таможни, направленная на защиту рынка и общества – защита прав интеллектуальной собственности. Сотрудники таможни прилагают все усилия к тому, чтобы поддельная продукция на литовский рынок не попадала. В этом году таможенники задержали более 35 тыс. единиц поддельных товаров. Среди них – одежда, обувь, аксессуары, игрушки, лекарства. Как правило, эта поддельная продукция попадает в Литву из Китая, Индии, США и других стран.

Одна из наиболее серьёзных проблем – контрабанда наркотиков. В течение 9 месяцев этого года таможенники задержали и изъяли 422 кг наркотических и психотропных веществ, по фактам, связанным с контрабандой наркотиков, проводится 61 предварительное расследование. При поддержке и активном сотрудничестве литовских таможенников с другими правоохранительными органами Литвы, а также при их участии в международных операциях, значительное количество дурманящих веществ не попало в другие страны Балтии и Скандинавии. В частности, в 2015 г. с помощью литовских таможенников были задержаны крупные партии гашиша, амфетамина и метамфетамина.

Кто попадает под контроль рентгеновским аппаратом?

Cigaretes po miltu maisais

Под мешками с мукой были спрятаны ящики с сигаретами. Контрабанда не прошла…

Если у сотрудников таможни (кстати, на посту в Мядининкай работает почти 100 таможенников, примерно половина из них – женщины) есть информация или подозрения, что в транспортном средстве может находиться контрабанда, это транспортное средство направляется на проверку рентгеновским аппаратом. Процедура – простая и непродолжительная. «Просвечивание» автомобиля занимает всего лишь несколько минут. До начала процедуры водитель обязан письменно подтвердить, что внутри автомобиля нет людей. Таможенники говорят, что нередко эта проверка вызывает у водителей большой стресс – был даже случай, когда водитель был настолько взволнован, что забыл сообщить о спящем в кабине автомобиля ребёнке. И только после повторного запроса, он вспомнил, что в автомобиле находится ещё один человек. Правда, доза облучения, которую нечаянно получил ребёнок, не была для него опасной – примерно такую же дозу рентгеновских лучей получает человек, когда ему делают рентгенограмму лёгких.

По словам таможенников, под проверку рентгеновским аппаратом попадает примерно 5 проц. автомобилей, проезжающих через таможенный пост в Мядининкай. Как правило, на проверку отправляются транспортные средства, в которых находятся грузы, считающиеся «прикрытием» контрабанды – древесина, сыпучие продукты, каменный уголь и т.п.

«Может, контрабандисты надеются, что тяжёлые и неудобные в разгрузке грузы заставят нас отказаться от проверки? Может, они думают, что таможенники не захотят утруждать себя и будут проверять груз не очень тщательно? Многие из нас до сих пор помнят табачные изделия, скрытие под грузом солёной шкуры: этот груз выделял крайне неприятный запах, его можно было почувствовать за полсотни метров. Именно под этим грузом были спрятаны ящики с табачной контрабандой. Мы обнаружили её с помощью рентгена. Весь груз пришлось выгрузить – представьте себе, в каком отвратительном запахе работали наши сотрудники», – говорит начальник поста.

По его словам, таможенники не раз находили контрабандные сигареты под мешками с каменным углем, поэтому с тех пор очень тщательно проверяют грузовые автомобили, в которых находится каменный уголь или похожие грузы. Но всё это – будни и своего рода секреты профессии.

Если смотреть на разноцветную «рентгенограмму» автомобиля неопытным глазом, вряд ли на ней можно что-то увидеть. Между тем таможенники на этой «картине» видят очень многое. Вещества органического происхождения (табак или наркотики) при просвечивании рентгеновским аппаратом окрашиваются в определённый цвет, поэтому таможенник задаёт водителю вопрос, что находится в его автомобиле.

Наиболее распространённый ответ – «там ничего нет». И вот тогда начинается тщательная проверка автомобиля – как говорят таможенники, до третьей пачки сигарет. «До тех пор, пока не обнаружим третью пачку сигарет, мы работаем предельно осторожно и тактично. Но когда мы её находим – запускаем в работу весь арсенал имеющихся у нас средств контроля. Ведь третья пачка сигарет – это нарушение. Помню, был случай, когда с помощью рентгеновского аппарата мы обнаружили наркотики, спрятанные в металлических конструкциях автомобиля. В тот раз нам пришлось вызвать на помощь пожарников – они привезли с собой специальное оборудование, с помощью которого разрезали автомобиль в подозрительных местах и помогли нам изъят оттуда наркотики», – говорит Ш. Раманаускас.

Требования таможенников необходимо выполнять

Контрабандисты знают, что все таможенные посты, расположенные на литовско-белорусской границе, оснащены рентгеновскими аппаратами, поэтому для провоза контрабанды ищут новые пути. «Новинка» этого года – маршрут в Литву через Россию и Латвию. У латышских таможенников нет стационарного рентгеновского оборудования, поэтому автомобили, битком набитые контрабандными сигаретами, делают большой круг – из Беларуси едут в Латвию, а оттуда – в Литву. «Мы располагаем довольно обширной информацией. Когда система распознавания автомобильных номеров даёт сигнал о том, что подозрительное транспортное средство приближается к границе Литвы и Латвии, наши сотрудники начинают действовать. К сожалению, мобильных экипажей не так много, поэтому для того, чтобы остановить легковой или грузовой автомобиль, нужно время. И тем не менее – представьте себе, какова реакция водителя, в автомобиле которого находится крупная партия контрабанды, когда его останавливают пусть даже в нескольких десятках километров от места пересечения границы и просят показать груз…Мобильные экипажи тоже оснащены рентгеновскими аппаратами – преступникам может показаться, что опасность миновала, что они успешно прошли границу и остаётся только выгрузить груз – и именно в этот момент их останавливают. Однако, мы заметили, что объём табачной контрабанды, которую пытаются провезти через Латвию, растёт», – говорит Ш. Раманаускас.

Кстати, он напомнил, что водители обязаны подчиняться требованиям таможенников, в том числе и отправляться в ангар рентгеновской проверки. В таких случаях ссылка водителя на то, что он нарушит режим труда и отдыха, на таможенников не подействует.

Грозит конфискация транспортного средства

SONY DSCВышеупомянутая «третья пачка сигарет» может стать в жизни водителя самой дорогой. «Вне зависимости от количества контрабанды, все лица, занимающиеся её перевозкой, знают, что каждая пачка сигарет приносит прибыль. Белорусские сигареты очень дешёвые. В Литве на каждой пачке белорусских сигарет можно заработать, по меньшей мере, один евро, а если груз отправляется в Западную Европу, где цены на табачные изделия значительно выше – и того больше. Мы как-то остановили практически новую „семёрку“ BMW  – её пороги были разрезаны и набиты пачками сигарет. Однажды было очень грустно наблюдать за семьёй, которая декларировала, что не везёт с собой никаких запрещённым предметов. В машине семьи, в инвалидном кресле, сидел ребёнок, страдающий церебральным параличом, а в кресле были спрятаны контрабандные сигареты…Наверное, иногда люди думают, что больной ребёнок или женщина за рулём не вызовут подозрений, и такие автомобили не будут проверять. Хочу всех, так думающих, огорчить – согласно литовскому законодательству, за перевозку любого количества контрабанды – даже трёх пачек сигарет – предусмотрена конфискация транспортного средства. Конечно, на практике за мелкую контрабанду применяются не такие строгие наказания, но в принципе такая жёсткая санкция есть», –говорит А.Сарулис.

Кстати, за перевозку контрабанды, стоимость которой превышает 9 430 евро, грозит не административная, а уголовная ответственность. Так называемые «мелкие» контрабандисты это прекрасно знают и стараются не превышать этот предел – в случае «попадания с поличными» они рассчитывают не на самую строгую меру наказания.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Что делать водителю, если нет GPS сигнала

Компания «Euro-Tach» сообщает, что в последнее время в Центральной и Северной Европе по каким-то причинам (возможно, из-за действий военных НАТО и/или России) возникают проблемы с GPS-сигналом, который важен для работы тахографов нового поколения.

2025-06-09 19
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками первого квартала 2025 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-05-13 1 506
0
tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии и другими)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-26 584
0