Уровень алкоголя в крови до 0,1 промилле: установить невозможно, но отвечать придётся

alkoholis (2)

Недавно МВД Литвы объявило о том, что отказывается от планов ввести жёсткое требование о «ноле промилле» в крови всех водителей. Однако, с 2015 года в Литве все водители грузовых автомобилей, автобусов, такси, мотоциклов и квадрациклов, а также водители, не имеющие 2-летнего стажа, должны быть за рулём своих транспортных средств абсолютно трезвыми. В переводе на цифры это означает, что уровень алкоголя в крови должен быть 0,00 промилле. В юридическом отношении любое отклонение от этой цифры означает опьянение. Между тем в Литве, как и во многих других странах, установить количество алкоголя менее 0,1 промилле невозможно.

Как говорится, дракон умер – да здравствует дракон! Когда МВД объявило о том, что «ноля промилле» не будет, многие сразу забыли, что есть некоторые категории водителей, в отношении которых «сухой закон» действует вот уже второй год. Безусловно, это требование нельзя считать нелогичным: водители, которые управляют транспортными средствами, представляющими повышенную опасность, должны быть абсолютно трезвыми.

Между тем в этой ситуации есть некоторые «но»… Во-первых, во всех публично доступных медицинских заключениях говорится, что при уровне алкоголя в крови, не превышающего 0,3 промилле, в поведении лиц не установлены никакие существенные отклонения.

Во-вторых, материалы полицейских сводок свидетельствуют о том, что тяжёлые аварии происходят, как правило, по вине водителей, в крови которых концентрация алкоголя составляет не менее 1 промилле. Это далеко не те «два бокала пива», о которых говорят задержанные вдребезги пьяные водители.

И, скорее всего, самое главное – согласно методике, которая используется в лабораториях судебной экспертизы, установить уровень алкоголя до 0,1 промилле невозможно. В этом случае водители, в крови которых находится менее 0,1 промилле алкоголя, становятся заложниками методики и законов.

Методика не позволяет определить менее 0,1 промилле

Зита Минкувене, заведующая токсикологической лабораторией при Государственной службе судебной медицины, говорит, что используемое в лаборатории оборудование позволяет определить 0,05 и 0,06 промилле, однако, в таких случаях лабораторные данные не считаются надёжными. «Если по результатам лабораторных исследований мы определяем, что в крови находится менее 0,1 промилле алкоголя – например, 0,06 промилле – у нас появляется сомнение, на самом ли деле это этанол. Поэтому наша лаборатория не может дать заключение, что в крови находится 0,06 промилле этилового алкоголя. Такова методика. Мы должны быть уверены в своём заключении», – говорит токсиколог.

По словам З. Минкувене, аналогичная ситуация сложилась и в других странах (в частности, в Германии).

Возникает вопрос – что ожидает водителя, в крови которого обнаружено, например, 0,01 промилле алкоголя? Ведь по закону он не имеет права управлять грузовым автомобилем и другими транспортными средствами, указанными в ст.38 Закона об автомобильном транспорте.

З. Минкувене говорит, что в таких случаях заключение лаборатории звучало бы как «алкоголь в крови не обнаружен». По словам эксперта, в методике лабораторных исследований сказано, какое содержание алкоголя считается «обнаруженным», однако, от комментариев этих медицинских нюансов она отказалась.

Должны ли водители, в отношении которых допустимое содержание алкоголя в крови установлено на ноле, опасаться какого-либо случайного побочного действия? Кроме известных разговоров о том, что какое-то количество алкоголя содержится даже в лекарствах, кефире или лимонаде, сотрудникам редакции было интересно узнать, может ли содержаться хоть какое-то, очень незначительное, количество алкоголя в организме абстинента? З. Минкувене ответила, что с помощью приборов, имеющихся в распоряжении лаборатории, это установить невозможно, так как приборы рассчитаны на определение «степени опьянения». «Наши приборы могут зафиксировать наличие небольшого количества метилового спирта или эфира – это очень редкие, но всё же встречающиеся случаи. Если говорить о, например, кефире, то на уровень алкоголя в крови он никак не влияет», – утверждает заведующая медицинской лабораторией.

В природе нет, но есть в юриспруденции

З. Минкувене подчеркнула, что в природе такого количественного результата, как абсолютный ноль, нет и быть не может. Это может подтвердить любой химик, физик и другой представитель естественных наук. Поэтому на фоне этого факта, категорическое требование к «нолю промилле» становится нелогичным. Да, водители обязаны знать, что употребление алкоголя никак не совместимо с управлением транспортного средства. Однако, на практике это категоричное требование провоцирует юридический казус.

«Я поддерживаю так называемый „абсолютный ноль“, но в методике его определения должны быть другие правила, другие предельные значения», – говорит эксперт.

Если поинтересоваться, в каких странах действует закон об «абсолютном ноле», выяснится, что это практически все страны бывшего социалистического блока – Эстония, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния. В 2010 году в этом списке появилась Россия, однако, в России эта мера оказалась слишком беспощадной, поэтому спустя три года «планка» была повышена до 0,3 промилле.

Закон он «ноле промилле» действует также и в Италии – правда, только в отношении водителей, которые не достигли 21-летнего возраста. Как только им исполнится 21 год, в их крови не может быть более 0,5 промилле. Следует отметить, что этот предел соответствует рекомендациям Европейской Комиссии. Несложно заметить, что большинство стран ЕС привели в соответствие с этой рекомендацией своё национальное законодательство. В числе этих стран находятся такие страны со старыми традициями виноделия, как Испания, Италия, Франция, Греция, Португалия, Хорватия. Далее в этом списке – Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Ирландия, Латвия, Македония, Нидерланды, Турция.

В Объединённом Королевстве есть отличия: в Шотландии допускается 0,5 промилле, между тем как в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии – 0,8 промилле.

А Кайманские острова, которые находятся посреди Карибского моря, можно считать не только финансовым раем, но и раем для тех, кто любит спиртные напитки – здесь уровень алкоголя в крови может достигать 1 промилле!

Похоже, что с «нолем промилле» для начинающих водителей, водителей двухколёсных моторных транспортных средств, водителей крупногабаритных транспортных средств и водителей, которые возят опасные грузы, Литва тоже поспешила – в рекомендациях ЕС сказано, что содержание алкоголя в крови водителей этих категорий транспортных средств должно не превышать 0,2 промилле. С другой стороны, на сегодняшний день Литва полностью соответствует этим рекомендациям.

С точки зрения превенции дорожно-транспортных происшествий и борьбы с нетрезвыми водителями абсолютный ноль является идеальной цифрой. Однако, требования законодательных актов и методика их реализации должны не создавать неопределённых ситуаций, попав в которые, люди могут столкнуться с трудноопределимой ответственностью и ещё более трудным процессом доказательства своей невиновности. Например, если в крови водителя с помощью алкотестера полиция установит примерно 0,1 промилле, в то время как должно быть 0,0 промилле, водитель будет наказан штрафом в размере 144 -289 евро. Это при условии, что из-за действий водителя никто не пострадал. Во избежание ответственности, некоторые водители отправляются в центры зависимости, сдают анализ крови, и с положительным для них результатом («алкоголь в крови не обнаружен») обращаются в суд с заявлением об отмене санкций.

Но они должны не забывать, что суд может принять любое решение. Даже если лабораторный анализ покажет, что в крови водителя алкоголь не был обнаружен лишь по причине несовершенства методики, радоваться рано – доказательством (не)трезвости водителя могут служить показания алкотестера. Кроме того, следует не забывать, что судьи тоже люди – слишком настоятельные аргументы в пользу свой правоты и манипуляции несовершенством методик могут привести к противоположному результату.

Каков совет? Не пытаться сочетать управление транспортным средством с алкоголем! Как показывает опыт и рассмотренный в этой публикации казус, ни к чему хорошему это не приведёт.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Что делать водителю, если нет GPS сигнала

Компания «Euro-Tach» сообщает, что в последнее время в Центральной и Северной Европе по каким-то причинам (возможно, из-за действий военных НАТО и/или России) возникают проблемы с GPS-сигналом, который важен для работы тахографов нового поколения.

2025-06-09 37
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками первого квартала 2025 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-05-13 1 506
0
tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии и другими)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-26 585
0