Экономия за счёт «AdBlue»: что ставится на карту?

Adblue_Bowser

Несмотря на то, что производителей грузовых автомобилей так называемый «дизельгейт» (скандал, связанный с махинациями концерна «Volkswagen» в области применения программного обеспечения для фальсификации показателей количества вредных выбросов) напрямую не коснулся, эксперты предупреждают, что в 2017 году их ожидают новые вызовы: в сентябре нынешнего года вступит в силу новая методика измерения количества вредных выбросов – методика RDE (англ. Real Driving Emissions). Согласно этой методике, измерение количества вредных выбросов будет проводиться в реальных условиях движения. И может оказаться, что во многих так называемых «зелёных» автомобилях на самом деле очень много уязвимых в технологическом отношении моментов. Среди них – проблема с выбросами оксидов азота.

Тот факт, что результаты измерений выбросов оксидов азота, проводимых в лабораторных и в реальных условиях, сильно отличаются, недавно подтвердили представители немецкой ассоциации по охране окружающей среды.  В заключении, составленном на основании испытаний 36-и моделей автомобилей с дизельными двигателями, отмечается, что в лабораторных условиях уровень выбросов оксидов азота почти вдвое меньше, чем в реальных условиях движения. Учёные утверждают, что соответствовать новым экологическим требованиям, которые вступят в силу осенью 2017 года, можно будет лишь с помощью применения технологии селективной каталитической редукции (англ.  SCR – Selective Catalytic Reduction). Эта технология основана на применении раствора карбамида «AdBlue» в выхлопной системе автомобиля. С помощью вспрыскивания «AdBlue», в катализаторе активируются определённые химические процессы, позволяющие сократить количество вредных выбросов на 95 проц. При реакции с «AdBlue», почти все образовавшиеся в ходе процесса сгорания оксиды азота превращаются в воду и азот. Таким образом, не только сокращается количество вредных выбросов, но и обеспечивается более эффективная работа дизельного двигателя. За счёт технологии SCR экологический стандарт «Евро 6» достигается без дополнительных затрат топлива  и незапланированных остановок на ремонт. Кроме того, с помощью технологии SCR интервал замены сажевого фильтра удалось увеличить до 600 000 км пробега, а эксплуатационные расходы сократить почти на 5 проц.

Однако, для того, чтобы эти показатели стали реальностью, необходима одна «мелочь» – система на основе технологии SCR должна действовать, а находящийся в специальном резервуаре раствор «AdBlue» должен иметь надлежащую консистенцию (состоять из 32,5% карбамида и 64,5 % воды). Производством и поставкой эффективных систем SCR занимаются такие промышленные гиганты, как «Continental» и «Robert Bosch». Основными компонентами этих систем являются форсунки, модуль с вмонтированным насосом и отдельный электронный элемент управления. Электронный блок управления связан с блоком управления двигателя. Он контролирует не только работу форсунок, но и давление в насосе, а также уровень заполнения ёмкости раствором «AdBlue».

«Система SCR – одна из первых систем, используемых в автомобильной промышленности, которая измеряет плотность карбамида, находящегося в ёмкости для „AdBlue“. В ёмкость установлен датчик-измеритель концентрации этого раствора, и с помощью этого датчика система может определить, когда ёмкость наполнена неподходящим раствором, или когда его концентрация недостаточная», – объясняют представители «Continental».

Компания «Bosch», один из основных «диктаторов» в области «технологических мод», в 2004 году испытала и позднее усовершенствовала систему «Denoxtronic» – с помощью раствора «AdBlue» эта система сокращает уровень загрязнения окружающей среды. В последней версии «Denoxtronic» есть дозатор раствора, который охлаждается жидкостью из системы охлаждения двигателя. Значение этого технологического решения заключается в том, что максимальная эффективность системы по нейтрализации оксидов азота достигается при температуре 7-35°.

Инженеры разработали ещё несколько решений, повышающих эффективность работы SCR и обеспечивающих долговечность этой системы (например, замену фильтров «AdBlue» можно проводить раз в год или каждые 180 000 км), однако, довольно часто им приходится бороться с проблемами совершенно иного рода. В интернете полно объявлений с предложениями «отключить системы AdBlue» или «установить эмуляторы». Это ни что иное, как наплевательское отношение к усилиям сделать окружающую среду более благоприятной для жизни, и попытка заработать считанные копейки за счёт «обмана» датчиков «Denoxtronic». Дело в том, что если вместо настоящего «AdBlue» использовать раствор другой концентрации, воду или не использовать никакую жидкость, то экологический стандарт современного грузового автомобиле будет равен «Евро 0».

«Самое страшное, что из-за таких трюков загрязнение воздуха, которым мы дышим, очень увеличивается, а это непосредственно связано с ростом числа заболеваний различными болезнями лёгких. Кроме того, со временем появляются проблемы с „железом“, а это, как известно, рано или поздно приводит к финансовым проблемам. Несмотря на то, что „AdBlue“ прямого влияния на работу двигателя не оказывает, без этого раствора катализатор засорится и выйдет из строя. Если выяснится, что это произошло по вине перевозчика, то ремонт катализатора будет оплачивать перевозчик, так как в этом случае гарантии будут утрачены.  Ещё один момент: в грузовых автомобилях нового поколения, производство которых началось осенью 2009 года, установлены датчики, измеряющие уровень оксидов азота в конце выхлопной системы. Если они зафиксируют, что уровень загрязнения окружающей среды повысился, например, из-за того, что раствор „AdBlue“ был разбавлен, к работе приступят другие системы, ограничивающие мощность двигателя или включающие аварийный режим работы двигателя. В любом случае работать на таком автомобиле будет невозможно», – говорит техник компании «Robert Bosch» Дангирутис Шапранаускас.

Учитывая стоимость и расход раствора «AdBlue» (литр раствора стоит в среднем 50 евроцентов, а в зависимости от условий вождения, расход раствора составляет примерно 5-6 проц. количества сжигаемого топлива), в общих затратах перевозчика расходы на надлежащую эксплуатацию «Denoxtronic» выглядят символически.

«Если эта система испортится, то затраты на её ремонт будут выражаться в тысячах евро. Более того – если в какой-нибудь европейской стране транспортные инспекторы заметят, что автомобиль получает не необходимые дозы „AdBlue“, а фальшивые электронные сигналы, перевозчику придётся платить огромные штрафы. И наоборот – исправно работающая „Denoxtronic“ настраивает работу двигателя на оптимальный режим, при этом можно экономить не только на топливе, но и на дорожных налогах», – отметил Д. Шапранаускас.

Собеседники CargoNews.lt отметили, что в существующей системе техосмотра измерение концентрации оксидов азота никак не регламентировано, следовательно, такие измерения не выполняются. Проверить работу системы можно только с помощью электронных средств (англ. OBD – On Board Diagnostic), подключённых к компьютеру грузового автомобиля.

«Если компьютер будет „обманывать“ опытный программист, если он установит соответствующий эмулятор, то, скорее всего, такая интервенция останется незамеченной. Однако, от этого воздух чище не станет», – с сожалением отметил Д. Шапранаускас.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Что делать водителю, если нет GPS сигнала

Компания «Euro-Tach» сообщает, что в последнее время в Центральной и Северной Европе по каким-то причинам (возможно, из-за действий военных НАТО и/или России) возникают проблемы с GPS-сигналом, который важен для работы тахографов нового поколения.

2025-06-09 23
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками первого квартала 2025 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-05-13 1 506
0
tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии и другими)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-26 584
0