«Дорожная карта» бита?

gruzpost

Пару лет назад Владимир Путин сделал «разбор полетов» российским таможенникам и потребовал сократить простои внешнеторговых товаров на территории страны в 7 раз. Работа над проектом, названным «Дорожной картой: «Совершенствование таможенного администрирования»», было поручено Агентству стратегических инициатив (АСИ), созданному в конце 2011 при правительстве РФ.

Ее 29 июня 2012 утвердил премьер Д. Медведев. В начале апреля с.г. в Госдуме состоялись парламентские слушания на предмет проверки хода исполнения 40 пунктов этого документа. Выяснилось, что доля простоев сегодня на границе от времени в пути от места отправления до места назначения грузы составляет 30-40%. А из 40 пунктов выполнено только 6. То есть указание не выполняется, и пока дорожная карта бита…

Как говорилось в релизе АСИ, проект этот призван «сделать порядок совершения таможенных операций более простым, быстрым, прозрачным и менее затратным, с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет внедрения новой модели таможенного оформления, предусматривающей расчет и уплату таможенных платежей после выпуска товаров под надежные финансовые гарантии и смещение таможенного контроля на этап посконтроля».

Результат работы должен был вылиться в основные параметры, отраженные в таблицах:

Уменьшение количества документов, необходимых для перевозки товара через границу (ед.):
2012 г.2015 г.2018 г.
Импорт1064
Экспорт844
Ускорение процедур подготовки документов и выполнения таможенных процедур (дн.):
Импорт36157
Экспорт361515
Снижение стоимости таможенных процедур (USD):
Импорт180013001000
Экспорт18501200900

Если на эти параметры удастся выйти, то есть надежды попасть в топ-20 рейтинга «Doing-business», заняв в нем к 2018 «почетное» 19 место. По данным Всемирного банка, практически это означало бы перемещение с сегодняшней 160-й позиции из 183 возможных.

Чтобы этой амбициозной цели достигнуть, авторы проекта предложили кардинально изменить саму модель таможенного администрирования. Сейчас груз простаивает на таможне, пока не будут собраны все документы и внесены платежи. На это уходит много времени, а время – деньги, часто – очень большие. Авторы проекта рассудили так: а почему бы не перенести платежи на более поздний срок – на после того, как товар попадает на внутренний рынок, если поставщик предоставит при этом банковскую гарантию, договор поручительства или денежный залог. И предложили тайм-аут отсрочки до 14 дней. Федеральная таможенная служба (ФТС) был против, но Путин встал на сторону бизнеса. И вопрос был решен в пользу предпринимателей и в поддержку АСИ. Пока…

Впрочем, как подчеркнул в начале апреля с.г. на Всероссийском семинаре-совещании руководителей подразделений ФТС заместитель ее руководителя Руслан Давыдов, эта «мягкая» практика в первую очередь коснется добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности – т.н. «белых» предприятий. Она призвана позволить избавить их от потерь, связанных с простоями на досмотр, стимулируя тем самым деловую честность и дисциплину. К остальным будут применяться как меры контроля до выпуска товаров, так и после выпуска.

Пробуксовка

Поводом для думских слушаний послужили неутешительные итоги мониторинга по выполнению графика внедрения «дорожной карты»(ДК) в Минэкономразвития. А именно: 15 пунктов из 40, которые требовалось выполнить к марту с.г. По сообщению руководителя рабочей группы АСИ по этому проекту, вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло на поверку оказалось, что выполнены лишь шесть пунктов. А в прошлом году из пяти пунктов – лишь один.

Речь идет при этом об очень важных для бизнес-сообщества мерах. В частности, о предварительном информировании по поводу товарах, ввозимых на территорию России, в рамках системы управления рисками (3-й и 4-й пункты). По словам директора по развитию партнерской сети АСИ Александра Пироженко, оно пока действует только в автомобильных пунктах пропуска.

Не выполнен и 11 пункт «карты», касающийся мер по улучшению транспортной ситуации в морских портах. А причина простая: Минтранс его разработал, но забыл согласовать проект с заинтересованными ведомствами и предпринимательским сообществом. В результате несогласованный проект превратился в бумажку, которая никому не указ.

Среди невыполненных и чрезвычайно важные меры, связанные реорганизацией и ликвидацией региональных таможенных управлений и постов.

По существу, на слушаниях была отмечена лишь одна реально действующая функция: регулярный мониторинг грузового автотранспорта на пограничных переходах, позволяющий оперативно отслеживать основные заторы и помехи на границе и собирать информацию о проблемах транспортной инфраструктуры.

И это при том, что общая ситуация с транзитом выглядит угнетающе. Вот какую картину нарисовал зам. министра транспорта Виктор Олерский. Доля транзитных грузов, т.е. попадающих под око ФТС, занимает всего лишь 2% от общих перевозок. По оценкам экспертов из-за упущенных возможностей ежегодно Россия теряет около полумиллиарда долларов. В российских морских портах контейнер стоит в среднем 6,5 суток. Из них на таможенное оформление и контроль уходит 1,1 дня. Остальное время расходуется на прочие виды контроля, перегрузку-перевалку, ожидание смежного вида транспорта. Это позволило председателю думского комитета по транспорту Евгению Москвичеву мрачно пошутить – объявить бесплатным хранение контейнеров в порту на протяжении 5 суток. Вот тогда порт уж точно постарается выпихнуть груз со своей территории как можно поскорей!

По мнению многих экспертов, одной из главных причин пробуксовки является слабая кооперация и координация при разработке ДК заинтересованных служб. В частности, начальник аналитического управления ФТС Леонид Савицкий считает, что в рабочую группу следовало включить не только представителей ФТС и Минэкономразвития, но и Минфина, а также Росграницы, ФСБ, Минтранса, Минпромторга, Россельхознадзора. Ведь доля таможенных процедур занимает в общих затратах времени только 1/10; остальные резервы в компетенции иных ведомств.

Примечательно, что, будучи на встрече с представителями петербургского транспортно-логистического и таможенного бизнеса, Сурвилло проговорился, почему АСИ проигнорировало согласование своих инициатив с ведомствами. Да потому что, если их одобряет Путин, который лично возглавляет Наблюдательный совет АСИ, то какие уж тут могут быть «особые мнения». Тут возможности оппонирования сужены по умолчанию.

С другой стороны, так и не удалось привлечь к совместной работе представителей отраслевых объединений, отечественных промышленных предприятий, а также представителей союзников по Таможенному союзу. Ведь если не согласовать с ними законодательство, то при наличии общей границы «карта» превращается в пустую декларацию. А разногласия, по которым не найдено общего понимания, по признанию Савицкого, имеются. Например, по поводу по разделению процессов декларирования, выпуска товаров и оплаты таможенных платежей.

Деньги вперед или потом?

Похоже, что с партнерами по ТС могут возникнуть расхождения именно по этому принципиальному вопросу. Ведь предложенный порядок не только содержит определенную угрозу для бюджета, но и противоречит общепринятой практике. Уплаты таможенных платежей до выпуска товара — это общемировая норма. Она заложена в Генеральное приложение (глава 4) Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.), где говорится, что начисление таможенных пошлин, налогов производится в возможно короткие сроки после подачи декларации на товары или возникновения иных обязательств по уплате пошлин и налогов. Плата в рассрочку – на этапе постконтроля, это не правило, а исключение, которым пользуются, но избирательно. Так что, базовый принцип функционирования таможенных систем всех государств в том, что одним из неотъемлемых условий нахождения товаров иностранного происхождения в легальном обороте на таможенной территории данного государства является полная и своевременная уплата таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров. На это заточено и российское законодательство.

Поэтому предложение об «осуществлении расчета и уплаты таможенных платежей в течение 14 дней после выпуска товаров» идет в разрез с ним. И, по мнению критиков новшества, повлечет необоснованное предоставление иностранным товарам дополнительных экономических преимуществ по сравнению с товарами российского производства в виде произвольной беспроцентной отсрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Более того, косвенно это станет способом «кредитования» государством бизнеса за счет бюджетных средств. Так что идея, очень полезная для бизнеса и лоббируемая им, может не понравиться белорусам и казахам, минфину и еще каким-нибудь ведомствам. И тот факт, что положение это уже обвешивается условиями предоставления банковских гарантий, а также ограничивается списками «белых» поставщиков, уже говорит об ужесточении позиции в поиске компромисса.

Кстати, в утвержденном правительством варианте предложения перейти с 2014 г. на уплату платежей после выпуска нет. Минэкономразвития, ФТС и Минфину лишь поручено в 2015 г. представить в доклад с соответствующими предложениями или,«при необходимости», законопроект.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Что делать водителю, если нет GPS сигнала

Компания «Euro-Tach» сообщает, что в последнее время в Центральной и Северной Европе по каким-то причинам (возможно, из-за действий военных НАТО и/или России) возникают проблемы с GPS-сигналом, который важен для работы тахографов нового поколения.

2025-06-09 35
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками первого квартала 2025 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-05-13 1 506
0
tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии и другими)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-26 585
0