Кардиограмма складского рынка: между стагнацией и подъёмом

12101

В течение первых трёх месяцев на рынке складов Литвы больших перемен не произошло ни в отношении цены, ни в отношении уровня вакансий. И всё-таки позитивные признаки есть – арендаторы смелее диктуют свои условия, а арендодатели становятся гораздо более гибкими. Специалисты утверждают, что отдельные события в этом секторе рынка будут иметь значение и в дальнейшей перспективе.

 

Каунас: свободных мест на складах почти нет

 

«В июне 2010 г. занятость складских помещений составляла 85%, а сейчас свободных мест почти нет. По сути, на это повлияла одна сделка – у компании “Ogmios grupė” был куплен склад площадью 20 тыс. кв. м. «Пока на этом складе были свободные места, в Каунасе был небольшой выбор. Сейчас возможности снимать складские помещения нет», — говорит партнёр компании “CREalty Advisors”  Рамунас Жвибас.

 

По словам специалиста, на построенных после 2005 г. Каунасских складах практически нет свободных мест. Например, в свободной экономической зоне (СЭЗ), где находится склад “Ginesta”, из 30 тыс. кв. м. свободно всего 1500 кв. м.

 

Проблема заключается в том, что в Каунасе, как и ранее, не хватает современных складских помещений. Несмотря на то, что этот город привлекателен своим географическим положением, в нём предложений меньше всего. «Планы строить в Каунасе большие объекты складирования (около 20 кв. м) есть, но пока что они не осуществляются. Это напрямую связано с финансированием и стоимостью аренды. Сразу после строительства нового склада, стоимость аренды бывает гораздо выше, чем в старых складах. Поскольку те, кто планирует такие большие объекты, не могут обеспечить даже половины их занятости, инвесторы не спешат их финансировать», — ситуацию объясняет Р. Жвибас.

 

партнёр компании “CREalty Advisors”  Рамунас Жвибас 

 

Эксперт рассказывает, что на прошлой неделе одной международной компании пришлось искать в Каунасе площадь размером в 6 тыс. кв. м. «Найти современный, инновационный склад в этом городе невозможно. Во время поисков мы столкнулись с множеством проблем: слишком маленькой высотой, недостаточным количеством рамп, отсутствием отопления, ворот. Нашли только такой, который необходимо модернизировать для обеспечения своих потребностей, однако это неэффективно», — рассказывает Р. Жвибас.

 

По словам специалиста, нужно поднимать вопрос, почему никто не инициирует новые проекты. Ведь площадь подходящих для современного складирования помещений слишком маленькая. У мелких клиентов проблем из-за этого не возникает, но у крупных, особенно международных компаний, много несоответствий. Прежде всего, они требуют документов, доказывающих аттестацию помещений. Р. Жвибас говорит, что литовцы не такие придирчивые, и это не является для них главным критерием.

 

Стоимость складирования в Каунасе – 8-14 лт за кв. м. Цены в помещениях бывших заводов колеблются от 6 до 7 лт за кв. м, но в таком случае обычно приходится подписать контракт на 5 лет.

 

«Сомневаюсь, что какая-нибудь литовская компания при нынешних условиях рискнёт платить в два раза больше за аренду склада, хотя тенденции на рынке лучше, чем в 2009 г. Только отдельные сделки указывают на более позитивное настроение, хотя бума строительства, как в 2008 г., нет. Падения на рынке складирования нет с лета прошлого года. Арендаторы не плачут и не просят у собственников складов сделать скидки. Большинство смирились с нынешними ценами», — анализирует Р. Жвибас.

 

По словам собеседника, если сравнить стоимость аренды складов в Литве и Польше, видно, что у соседей приходится платить гораздо больше – 3-3,5 евро за кв. м.

 

Представитель владеющего площадью в 30 тыс. кв. м. ЗАО “CAT Cargo Logistics” Жилвинас Савицкас говорит, что на сегодняшний день сдаёт склады в Польше, однако и свободные места там пока есть. «За последнее время некоторые клиенты пересмотрели свои договоры, часть своих товаров переместили на другие склады. Мы тоже потеряли одного клиента. Стоимость аренды складов в Польше – от 2,5 до 5,5 евро за кв. м», — говорит Ж. Савицкас.

 

Р. Жвибас, отвечая на вопрос, пересматривают ли клиенты договоры об аренде в Литве, говорит, что термин аренды не изменился, но заметна тенденция, что клиенты не боятся подписывать договоры на более длительный срок.

 

«Бизнес складирования планируется на более длительное время, с годовым договором ничего хорошего не удалось бы сделать. Договоры составляются на год, два, три и пять лет. Местные компании, которые снимают небольшие площади, подписывают кратковременные договоры. Чем меньше площадь, тем легче её переместить», — объясняет Р. Жвибас.

 

Проблемы долгосрочных договоров специалист связывает с международными компаниями: «У международных компаний обычно есть корпоративные стандарты, в которых указывается, что договоры на аренду не могут быть долгосрочными. Это не значит, что компания уйдёт спустя год, но установлено, что у компании должна быть возможность отступить».

Остальные международные компании склонны подписывать договоры на 3-5 лет. В последнее время международные компании не подписывают договоры более чем на 5 лет.

 

Стоимость аренды склада в помещениях бывших заводов в Каунасе составляет 3-7 лт за кв. м + НДС и коммунальные услуги, на современных складах просят 12-14 лт за кв. м, но можно договориться за 10-12 лт.

 

Эксперты недвижимого имущества уверены, что до тех пор, пока не будут построены новые помещения для складов, на каунасском рынке складирования больших перемен не произойдет – не изменится ни цена, ни уровень вакансий.

 

В Вильнюсе – строительство новых складов

 

На сегодняшний день в Вильнюсе идёт строительство трёх терминалов для складирования. Примерно через пару месяцев в Вильнюсе, на пр. Саванорю, должен быть построен склад ЗАО “Transimeksa”.

 

Директор ЗАО “Transimeksa” Вайдотас Вишняускас подтверждает, что в начале июня начнётся использование нового склада размером в12 500 кв. м.

 

«Наша дочерняя компания “Vilniaus Transimeksa” уже сейчас предоставляет услуги оператора таможенного склада, в основном обслуживает транзитные грузы, поэтому мы решили расширить деятельность складирования и будем предоставлять еще больше услуг», — рассказывает В. Вишняускас.

 

Отвечая на вопрос, каким образом этот проект изменит рынок складирования Литвы,  В. Вишняускас говорит, что это будет зависеть от кого, как будут работать другие компании: «Мы смотрим на это универсально. Прежде всего, разделяем свои цели, кроме того, мы будем предоставлять услуги на местном рынке».

 

Еще два новых терминала появятся между Вильнюсом и Майшягалой. Эти два проекта пополнят складской рынок площадью примерно в 12 тыс. кв. м, однако влияния на уровень вакансий не окажут – они будут использоваться для собственных нужд.

 

Количество свободной площади в Вильнюсе на нескольких объектах немного уменьшилось. Стоимость 1 кв. м. в Вильнюсе – 8-14 лт. «Договоры пока что составляются на 2-3 года, как и в Каунасе. Пока что нельзя утверждать, что кризис покинул рынок складирования, но нынешняя ситуация позволяет компаниям, особенно международным, немного корректировать свою деятельность», — говорит Р. Жвибас.

 

Представитель ЗАО “Girteka” Томас Стразницкас уверен, что на сегодняшний день предложение на складском рынке соответствует спросу: «Цены стабилизируются, на рынке – спокойствие. С большими колебаниями цен или уровня вакансий наша компания не столкнулась. Мы используем склады для собственных нужд и сдаём их в аренду».

 

В других городах Литвы ситуация не радует: в Шяуляе можно найти склад размером в 2 тыс. кв. м, но по словам экспертов, они не очень востребованы. Интересно, что в Клайпеде цена почти не меняется независимо от того, старый склад ли новый – 7-10 лт за кв. м. В Клайпеде уровень вакансий остаётся самым большим во всей Литве, а помещений для складирования, построенных во время пика, очень много.

 

«Если в Клайпеде заключается какая-то сделка, то она не меняет ни цену, ни уровень вакансий», — резюмирует Р. Жвибас.

 

Соседи не обгоняют

 

Представитель партнёров “CREalty Advisors” в Латвии “KIVI Real Estate” Иварс Горбуновс подчёркивает, что рынок складирования Латвии оживает очень медленно.

 

«Оживление началось летом прошлого года. Говоря о площадях, самые востребованные –размером до 1500 кв. м. В Риге вакансий нет. Средняя стоимость аренды в складах класса А – 2,5-3 евро. Недавно в Риге была заключена сделка на 3,75 евро за кв. м. Желающим платить меньше 2,5 евро в Риге, по сути, нечего предложить. Есть желающие строить новые склады в Риге в конце этого или начале следующего года», — рассказывает Иварс Горбуновс.

 

Свободных мест на современных эстонских складах становится всё меньше, и может случится так, что в конце этого года их вообще не останется. «Это повлияет на увеличение стоимости аренды. На сегодняшний день создаются новые проекты помещений складирования. В Таллине и его окрестностях стоимость аренды достигает 3,5-4 евро за кв. м», — говорит партнёр компании “Seven Real Estate” Олев Майт Макк.


В Эстонии свободные места есть на складах площадью 500-3000 кв.м. На более маленьких и больших складах свободных мест нет. Склады площадью 5000-10000 кв. м заняты, есть потребность в новых складах. В среднем на рынке около 10% свободной площади. Больше предложений в старых советских, плохо отремонтированных складах.

 

Из Белоруссии так же немного новостей – белорусы, строя новые склады, думают не об их аренде, а о продаже. Склад можно приобрести по цене 700-1200 дол. США за 1 кв. м.

 

Похоже, что серьёзные перемены на рынке помещений для складирования еще только назревают. Если в недалёком будущем Каунас начнёт строительство современных складов, из-за хорошо географического положения он может изменить уровень вакансий.

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Что делать водителю, если нет GPS сигнала

Компания «Euro-Tach» сообщает, что в последнее время в Центральной и Северной Европе по каким-то причинам (возможно, из-за действий военных НАТО и/или России) возникают проблемы с GPS-сигналом, который важен для работы тахографов нового поколения.

2025-06-09 35
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками первого квартала 2025 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-05-13 1 506
0
tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии и другими)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-26 585
0