В России перевозчиков ожидают новые вызовы?

dreamstime_4308164

Статистические данные говорят о том, что Россия уже не первый год является одним из основных внешнеэкономических партнеров Европы. Этот Восточный рынок особенно важен для перевозчиков. В 2012-2013 году объем экспортируемых автомобильным транспортом товаров из Европейского Союза (ЕС) в Россию составил 83,4 миллиарда евро. По словам представителей транспортной отрасли, в этой стране постоянно возникают инициативы каким-нибудь образом «прижать» иностранных перевозчиков.

Перевозчики находятся в группе особого риска, потому что Россия может в любой момент создать различные препятствия для их работы на территории своей страны. Это вызывает озабоченность, так как уже не первую неделю ходят слухи о возможной экономической блокаде Литвы, которая повлияет и на представителей транспорта.

Российский рынок непредсказуем

По словам представителей транспорта, российский рынок — непредсказуем. Президент ассоциации «Linava» Альгимантас Кондрусявичюс говорит, что даже аналитики, которые в этом году прогнозируют незначительный рост сферы транспортных услуг на территории ЕС, на Востоке этого роста не видят. Это, по его мнению, связано с экономической ситуацией России и событиями на Украине.

Руководитель «Linava» считает что, активность литовских перевозчиков и правительства Литвы, проявленная в развитии тем о Восточном партнерстве и о ситуации на Украине, вернулась к перевозчикам бумерангом. «В отношении своих перевозчиков Россия может начать применять определенные защитные меры, а перевозчиков других стран ущемлять. Все помним, как в сентябре и октябре на таможне к литовским перевозчикам применялись тотальные таможенные досмотры, которые повлияли на годовые показатели. Те три недели были испытанием для перевозчиков и ассоциации».

В данное время начинаются разговоры о том, что работать с Россией становится все сложнее. С этим согласны и беседовавшие с нами перевозчики. Эрландас Микенас, руководитель ЗАО «Vedautos autotransportas», говорит, что действия России, предпринимаемые в настоящее время, осложняют положение литовских перевозчиков. Россия не выполняет договоренностей и не признает требований системы TIR. По его словам, хотя не все перевозчики работают на российском рынке, но все ощущают последствия действий России: «Россия ужесточает проверки на границе, а мы в Европе сразу чувствуем изменение цен на перевозки», — говорит он.

Ренатас Вайнюс, руководитель ЗАО «Polita», добавляет, что работая с Россией начинаешь привыкать к изменчивым требованиям и бюрократическим преградам. «В данное время существует неопределенность и с системой TIR. Мы перевозим грузы через Беларусь, поэтому очень сильно от этого не пострадали. У тех перевозчиков, которые везут грузы через Латвию и Эстонию, были дополнительные проблемы», — говорит он.

А. Кондрусявичюс говорит, что судьба системы TIR в России очень беспокоит: «Если IRU закроет систему TIR в России, то она будет «похоронена» в очень важном для нас государстве. Возникнут проблемы с поездками в другие страны-участницы системы TIR — например, в Казахстан и Узбекистан. Мы потеряем и коридор через Беларусь».

Цены на перевозки упали

По словам представителей транспорта, тотальные таможенные досмотры, которые проводились осенью прошлого года, являются пустяком по сравнению с проблемами, возникающими вследствие экономического положения этой страны. Грузопоток в Россию резко уменьшается, а из-за падения курса рубля грузоперевозки в некоторых случаях становятся невыгодными. На ситуацию влияют и политические волнения.

По словам А. Кондрусявичюса, тревожит и факт, что в прошлом году, по сравнению с 2011 и 2012 годами, прибыльность перевозчиков снизилась. Транспортники отмечают, что цены на перевозки в Россию резко упали — примерно на 10-15%.

Э. Микенас говорит, что цены на перевозки упали везде, не только в России: «Думаю, проблема в том, что в России сокращается потребление — следовательно, закупок товаров и их перевозок производится меньше. Это влияет и на падение цен».

Р. Вайнюс также отмечает, что работать в России стало сложнее: «Это связано с замедлением роста российской экономики, а также с событиями в Крыму. Скорее всего, эта неопределенность еще больше тормозит грузопотоки. Но основные причины — падение курса рубля и сокращение потребления. Грузов стало меньше, цены на перевозки упали — упали не только в России, но и во всей Европе. Некоторые перевозчики направили свои машины в Европу, там образовался переизбыток транспорта. В результате цены упали и там».

Первые признаки экономической блокады?

В середине марта литовский бизнес почувствовал, что от России можно всего ожидать. Предприниматели начали говорить о том, что худшие прогнозы по поводу действий этой страны против Литвы могут сбыться.

13 марта премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс журналистам в Сейме объявил, что экспорт и реэкспорт продуктов питания через все терминалы порта Клайпеда является невозможным. Ввоз продуктов питания на территорию Таможенного союза был временно приостановлен. Отгрузка продуктов питания в порту Клайпеда прекратилась.

Также говорилось, что компании, экспортирующие продукцию в Россию через портовые терминалы в Клайпеде, получили извещения, в которых высказывалась просьба направлять экспорт и реэкспорт продуктов питания через другие порты.

Необходимо искать  новые рынки

В данное время экспорт из Литвы распределен между основными рынками Востока и Запада. Но в географическом отношении эти рынки друг от друга недалеко. Поэтому остается угроза того, что кризисная ситуация может возникнуть одновременно на большинстве из них, а это может отрицательно повлиять на экономику Литвы. По мнению правительства Литвы, желая уменьшить эту угрозу, необходимо ускорить диверсификацию экспорта и начать поиск новых рынков.

Правительство подчеркивает, что необходимо искать возможности продать больше продукции на других рынках.

Возникает вопрос, насколько сложно было бы литовским перевозчикам направить грузопоток не в Россию, а на другие рынки. Э.Микенас говорит, что российский рынок всегда был проблематичным: «Это непредсказуемая страна, цены то растут, то падают. Для нас, как и для всей Европы, российский рынок очень важен — во-первых, потому, что прервав отношения с Россией, литовским перевозчикам в Европе не хватило бы места. Мы в Европе просто не поместимся. В Европе нас признают, мы там работаем. Но если закрыть российский рынок, мы можем стать неконкурентоспособными, потому что цены снизятся еще больше».

С ним согласен и Р.Вайнюс: «На европейском рынке нас никто не ждет. У нас общий рынок с поляками, которые в Европе занимают твердые позиции. Им работать с Европой удобнее и в географическом отношении. Уже сейчас чувствуется избыток, поэтому думаю, что ориентироваться на европейский рынок в экономическом плане уже не выгодно».

О чем говорят цифры

По данным ЗАО «Creditrefrom Lietuva», которая оценивает риск предприятий, Литва занимает 7-е место в ЕС по объемам экспорта, перевозимого дорожным транспортом в Россию. Литву опережает только Германия, Италия, Польша, Франция, Голландия и Финляндия. Доля Литвы в общеевропейском экспорте в Россию в 2012-2013 году возросла от 3,5 до 4,3 %.

«Мы являемся серьезной жизненной артерией, обеспечивающей экономическое сотрудничество ЕС и наших Восточных соседей», — так о литовских перевозчиках говорит А. Кондрусявичюс.

Объем экспортных товаров из Литвы, перевозимых дорожным транспортом в Россию, в 2012-2013 году возрос на 15,3% — от 3,9 до 4,4 миллиарда евро. В течение 2012-2013 года доля экспорта, перевозимого в Россию дорожным транспортом, возросла от 88,6% до 91,3%.

Эксперты прогнозируют, что протекционизм России в ближайшее время сократит объем экспорта из ЕС. Закрытие путей в Россию перевозчикам может доставить немало бед, кроме того — уже сейчас тревожит факт, что снизилась прибыльность перевозчиков. К тому же, грузопоток в Россию начинает уменьшаться. А из-за падения курса рубля грузоперевозки в некоторых случаях становятся невыгодными.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Что делать водителю, если нет GPS сигнала

Компания «Euro-Tach» сообщает, что в последнее время в Центральной и Северной Европе по каким-то причинам (возможно, из-за действий военных НАТО и/или России) возникают проблемы с GPS-сигналом, который важен для работы тахографов нового поколения.

2025-06-09 35
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками первого квартала 2025 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-05-13 1 506
0
tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии и другими)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-26 584
0