Осторожно, транзиты закрываются!

granica-stop

Кремль надумал наказать Болгарию отказом от перекачки через ее территорию российского газа, а Белоруссию – запретом на ввоз из нее европейской еды. В Кремле сочли рождение ЕАЭС подходящим моментом, чтобы устроить генеральный скандал ближайшему из немногих оставшихся друзей. За этим кроется отказ понять, что ЕАЭС не так уж заманчив для младших своих членов. Если их шпынять, только озлобятся. Это действительно не Советский Союз, каким бы грезам на этот счет ни предавался наш руководящий класс. За непонимание начальством того, как устроен сегодняшний мир, заплатят рядовые россияне.

Начало декабря ознаменовано двумя синхронными пропагандистскими атаками – на Болгарию и на Белоруссию. По курьезному совпадению, оба объекта праведного московского гнева – страны маленькие (меньше 10 млн населения в каждой), славянские и православные (по вероисповеданию большинства жителей). Да и вообще, очень близкие к России и исторически, и отчасти даже административно – ведь, если верить бумагам, то Белоруссия образует с нами, можно сказать, одно государство. Но все это вместе взятое злобной кампании против них отнюдь не помешало. Кажется, даже подтолкнуло к ней.

И оба скандала, опять же по совпадению, — транзитные. Болгарию Владимир Путин наказал то ли отказом, то ли угрозой отказа от сооружения газопровода «Южный поток», по которому через болгарскую территорию предполагалось качать российский газ в Европу. А Белоруссию наши контрольные органы покарали (или пока, скорее, пригрозили покарать) восстановлением таможенных досмотров на российско-белорусской границе — чтобы под видом транзита в какой-нибудь Казахстан или Китай к нам не проникала запретная европейская еда под белорусскими марками.

В Софии много шутили насчет того, что Путин безошибочно выбрал место, чтобы объявить болгарам о своем вердикте – а именно, Турцию, с которой Россия сражалась веками, в том числе и за освобождение Болгарии.

Батька Лукашенко не был так тонок: «Россия повела себя неприлично…, пошла на нарушение всех договоренностей, которые мы достигли в нашем Таможенном союзе… Мы категорически запретили махинации с западными товарами с целью поставок на российский рынок — типа переклеили ярлык и поставили. Но мы перерабатывали и будем перерабатывать ту продукцию, которую считаем нужным, на территории Белоруссии. Мы не можем запретить через белорусскую территорию транзит товаров в другие страны. Это нарушение всех норм международного права. Получается, что Россия хочет закрыть Белоруссию как транзитное государство…».

Да, именно так и получается. В Кремле, вопреки всему, живут советскими воспоминаниями, когда Москва могла просто приказать Минску, и он взял бы под козырек. Именно поэтому на Таможенный Союз с Белоруссией и Казахстаном, который 1 января торжественно переименуют в Евразийский экономический (ЕАЭС), смотрят как на камуфляж, вовсе не обязывающий считаться с союзниками.

Вовлекшись в экономическую войну с Западом и добровольно наложив на собственную страну абсурдное продуктовое эмбарго, Кремль не консультировался ни с Минском, ни с Астаной. Странно было после этого ждать от них, что они станут бездумно в ней участвовать, терпя многообразные убытки. Естественно, они пытаются обернуть любое странное решение российского руководства себе на пользу.

И понятно, что Белоруссия не сможет и не захочет отказаться ни от транзита через свою территорию европейских продуктов, ни от поставок их (в слегка переработанном виде) в Россию. На радость российскому потребителю, между прочим.

В Кремле сочли рождение ЕАЭС подходящим моментом, чтобы устроить генеральный скандал ближайшему из немногих оставшихся друзей. За этим кроется отказ понять, что ЕАЭС не так уж заманчив для младших своих членов. Если их шпынять, только озлобятся. Это действительно не Советский Союз, каким бы грезам на этот счет ни предавался наш руководящий класс.

Такое же непонимание сегодняшней действительности и в скандале с Болгарией. Хотя, вроде бы, и другое по своему формальному сюжету.

«Южный поток» пришел к вполне закономерному финишу, потому что, по большому счету, не был уже нужен никому. ЕС давно стремится уменьшить свою зависимость от российских поставок газа. Это не русофобия. Это логика. Когда поставщиков много, и они конкурируют между собой, цены на газ снижаются, а если и растут, то медленно.

Комплект директив и регламентов, называемый Третьим энергопакетом Евросоюза, нацелен на упразднение любых монополий, а не одной только газпромовской, как у нас воображают. Вера в то, что все в мире только и думают о том, как бы напакостить России, приводит к устойчивому непониманию решений и действий близких и дальних стран. А когда на это накладывается еще и неосведомленность о том, что господство продавцов на рынке энергоносителей идет к концу, то получается история с «Южным потоком».

Его затеяли еще в те времена, когда покупатели нефти и газа вели себя как клиенты в советском магазине – лебезили перед продавцами и беззлобно сносили любые их причуды. В этой обстановке все, похожее на Третий энергопакет, можно было с презрением кинуть в лицо европейцам.

«Газпром» вместе с Кремлем умудрились не заметить, что времена изменились. Рынок наполнился конкурентами. После этого негодовать на Третий энергопакет стало бесполезно. Надо было либо приспосабливать к его стандартам «Южный поток», либо сворачивать этот проект. Но не сделали ни того, ни другого, а вместо этого затеяли с европейцами вялотекущий скандал. Который, естественно, поднялся на совсем другую ступень, когда заполыхал конфликт с Украиной.

Болгария, которая в качестве первой транзитной страны волей-неволей оказалась крайней в этом споре гигантов, начала сомневаться в полезности для себя такого трубопровода. Там изначально далеко не все были за него, а теперь доводов «против» сильно прибавилось. Ссориться с Брюсселем там никто не хочет. В отличие от ЕАЭС, Евросоюз сохраняет долгосрочную заманчивость даже для самых младших своих членов. София не то чтобы совсем уж отказалась от «Южного потока», но проект начал зависать.

Именно этот момент и был выбран для демонстративного разрыва с болгарами и не менее демонстративного соглашения с турками о том, что газовую трубу потянут к ним. И опять же, в Кремле искренне не понимают, что мировые условия торговли газом изменились, и турки поэтому выкатят условия пожестче болгар или украинцев.

Попытки сорвать раздражение на Болгарии и Белоруссии показывают, до чего же сильно наши главенствующие лица не желают учиться жить в сегодняшнем мире. Он действительно устроен совсем не так, как им хочется. Но вернуть его в прошлый век им не под силу.

Комментарии

Rubahovs Andrejs 2014-12-09 10:29

Бред сивой кобылы. Именно поэтому участники Южного Потока сегодня встречаются в Брюсселе... Именно для того, чтобы отговорить Россию строить ЮП через Болгарию и тд. И так уж получилось, что Болгария, которую Россия отвоёвывала у турков и немцев в очередной раз предала Россию. Зато сейчас Болгария и Ко как угорь на сковородке извиваются, чтобы всё-таки ЮП стоили как запланировали. Только нужно ли это Вове? Свой газ он и так продаст. А литовцы уже в этом году почувствуют независимость от российского газа, когда цены на тепло ( и не только) поднимутся в 1,5-2 раза.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 978
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 43
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 169
0