Пришло время цепей

grandines

Осенью этого года в Правилах дорожного движения появилось изменение, запрещающее «с 10 ноября до 31 марта использовать летние шины в моторных транспортных средствах и прицепах». В транспортных кругах это изменение вызвало немало разговоров. После того, как перевозчики детально ознакомились со всеми документами, касающимися работы профессиональных водителей, они вздохнули легче – «переобувать» тягачи и полуприцепы, устанавливая на них специальные зимние шины, не придётся. Шины, которые водители называют «универсальными», не рассматриваются как летние. Тем не менее, перевозчики, направляющиеся в страны Северной Европы или некоторые страны Альпийского региона, обязаны подготовиться к зиме более серьёзно, вернее – иметь при себе цепи.

«Тяжеловесная» специфика

Шины той конструкции, которая используется в наши дни, были созданы в самом конце XIX века. В течение минувшего столетия они изменились довольно незначительно. Изменения коснулись конструкции каркаса, используемой резиновой смеси и рисунка протектора. В то время как машины, для которых они предназначались, совершенствовались, становились более быстроходными, наращивали свои «мышцы» и завоёвывали всё новые географические пространства. Появление и распространение автомобилей в Скандинавии заставило конструкторов, работавших в начале минувшего века, искать способы, как помочь автомобилям преодолевать снежные или ледовые препятствия, появляющиеся на просёлочных дорогах в зимнее время. Одно из решений было разработано в конце двадцатых годов прошлого века. Им стали колёсные цепи.

«Чуть позже появились шипованные шины, очень значительно повлиявшие на возможность движения по скользкой дороге, были разработаны специальные „зимние“ резиновые смеси, помогающие сохранять эластичность шин в трескучий мороз. Тем не менее, колёсные цепи не стали инженерным рудиментом. В горных регионах и северных странах такие цепи используются до сих пор, особенно тогда, когда нужно преодолевать экстремальные препятствия. И не только зимой. В очень суровых условиях работают машины, занятые в сельском хозяйстве или на нефтепромыслах. На некоторые объекты они просто не отправляются без колёсных цепей», — рассказывает Дайнюс Твариёнас, генеральный директор компании «Nosted mechanika», расположенной в Утене.

Зимой в Норвегию и некоторые другие скандинавские страны без комплекта колёсных цепей тяжеловесный транспорт просто никто не пропустит. Иногда на подходах к горным районам полиция останавливает перевозчиков и требует предъявить комплект цепей. В случае отрицательного ответа полиция машины разворачивает, требуя обзавестись цепями, и только при их наличии разрешает следовать дальше.

Перевозчики, которые работают на этих рынках с более тяжёлыми, чем 3,5 тонны, транспортными средствами, обязаны иметь колёсные цепи. Цепи должны соответствовать величине колёс транспортного средства. В грузовом транспортном средстве без прицепа или полуприцепа должно быть, по крайней мере, три комплекта цепей. Один устанавливается на рулевую ось, два других – на ведущую. В транспортном средстве со спаренными колесами на ведущей оси должно быть семь комплектов цепей. Один их них устанавливается на рулевую ось, четыре – на ведущую ось, по одному из оставшихся двух – на оси прицепа или полуприцепа. Если на ведущей оси установлено два колеса, или если на спаренных колесах используются двойные цепи, то в этом случае достаточно пяти комплектов цепей. Два из них должны обязательно подходить к колёсам ведущей оси.

Зимой минимальная глубина протектора шин автомобилей, направляющихся в Скандинавию, должна быть не менее 5 мм. В Норвегии за каждую шину, не приспособленную к работе в зимних условиях, назначается штраф в размере 750 норвежских крон (~ 89 евро).

Цепи – незаменимая вещь

 Технические эксперты обращают внимание на различия в технологиях производства зимних легковых и грузовых шин. Легковые шины, обеспечивающие безопасное движение легковых автомобилей по обледенелым дорогам, совершенно не подходят грузовому транспорту. Тягачи с полуприцепами, весящие более 40 тонн, шины, изготовленные из мягкой резиновой смеси, «убили» бы, вероятно, за один рейс. Поэтому вопрос максимального сцепления грузового транспортного средства с дорожным покрытием решается путём корректировки рисунка протектора грузовых шин. Протектор грузовых шин более глубокий, контур его ребра приспособлен к работе шин на снежном или ледяном покрытии. Всё это улучшает сцепление грузового автомобиля с дорожным покрытием, его управление, и сокращает тормозной путь автомобиля.

Ещё один важный момент, на который зимой нужно обращать особое внимание – правильная нагрузка на оси. В наиболее распространённых седельных тягачах с формулой колёс «4х2» тягу обеспечивает только ведущая ось, поэтому правильное распределение груза становится особенно важным. Если нагрузка на оси будет распределена неправильно, то даже самые лучшие шины не смогут обеспечить требуемую в сложных условиях тягу.

Руководитель «Nosted mechanika», комментируя эти моменты, признался, что у него нет статистических данных о том, как часто литовские перевозчики отправляются в Скандинавию. Тем не менее, он полностью уверен в том, что зимой ни один опытный водитель грузового автомобиля даже не тронется с места без стальной защиты его колёс. При перевозке грузов в горных местностях или тогда, когда нужно добраться до удалённого от магистральных дорог адресата, цепи становятся единственным средством, помогающим двигаться дальше.  На ведущие колёса они устанавливаются, как правило, до начала движения по сложному участку дороги, а снимаются после его прохождения. Водителю автомобиля, на колёсах которого установлены цепи, не советуется ехать быстрее, чем 50 км/ час. С другой стороны – в тех местностях, где цепи действительно нужны, ехать на большей скорости просто невозможно.

По его мнению, несмотря на то, что комплекты цепей всех видов в процессе производства закаливаются по специальной технологии, ехать по чистой асфальтированной дороге с такими «подковами» не советуется – цепи создают довольно большой шум и вибрацию, кроме того, быстрее изнашиваются. Если соблюдать правила использования цепей и прислушиваться к советам по эксплуатации, они могут служить несколько лет. Вреда шинам эти металлические «аксессуары» не причиняют.

По мнению Д. Твариёнаса, в последние годы конструкция, рисунок и типы соединений этих цепей существенно не менялись. Одно из немногих новшеств – шипы, приваренные к цепям, вместо округлых стали четырёхугольными.

«Одна из важных новинок – мы сами составляем цепь из стальной проволоки, а не просто соединяем её отдельные компоненты, которые раньше привозили из Норвегии. В настоящее время производство цепей охватывает все процессы. У нас работы прибавилось», – говорит генеральный директор «Nosted mechanika».

Гарантий нет

Чем, кроме внушительного различия цен, колёсные цепи отличаются одна от другой? Старожилы этого бизнеса, с которыми беседовала редакция, в один голос утверждали, что срок эксплуатации цепей зависит от того, сколько денег на них будет потрачено в момент приобретения. Комплект качественных цепей стоит в среднем 600 – 800 литов (~174 – 232 евро). Если хорошо поискать в интернете, можно найти предложения, дешевле примерно в два раза.

По мнению специалистов, если цепи используются только как мера предосторожности, помогающая избежать штрафов, можно рисковать и приобретать самые дешёвые вещи. Однако в регионах, где цепи являются необходимостью, попытка сэкономить, как правило, оборачивается против экономящего. Бывают случаи, когда цепи не выдерживают даже одного сезона, несмотря на то, что использовались лишь несколько раз.

Правда, даже на самые дорогие и самые качественные цепи никакие гарантии не предоставляются. На долговечность цепей существенно влияет не только грунт, но и много других факторов: осевые нагрузки, скорость движения, даже ошибки, совершённые при установке цепей. После анализа тех случаев, когда цепи выходили из строя раньше, чем предполагалось, выяснилось, что цепи, как правило, были либо установлены наоборот, либо натянуты слишком туго. Хорошее известие – испорченные цепи мастера восстанавливают без особых проблем.

В заключение ещё один важный совет опытных людей – какими бы надёжными шинами или цепями вы не пользовались, при столкновении на дороге с природной стихией (обильным снегопадом, метелью, наледью) поворачивайте на ближайшую площадку и подождите, пока дорожная служба не уберёт занесённую снегом или покрытую льдом дорогу.

Инструкцию, как правильно устанавливать цепи, смотрите здесь:

http://www.youtube.com/watch?v=fQRIAcCMrkY

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 978
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 43
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 169
0