Пьянству бой: кто круче?

no-drunk-driving

Пьянство за рулем во всем мире считается отягчающим фактором преступления. И санкции за нарушения дорожных правил, в особенности сопряженные с ДТП, караются по самым строгим меркам. При этом их жесткость имеет тенденцию возрастания. Например, чрезвычайно резко ужесточила кару за езду подшофе Франция. А незадолго до Нового года настоящее состязание в зубастости законодательство на эту тему устроили политики в России. В этом очерке посмотрим, что вообще творится на этом фронте в мире.

И вот какая складывается картинка…

Легальные сто грамм

Во-первых, есть различия в самом юридическом принципе похода в трактовке нарушений. Например, есть страны (их большинство), где преступлениями, по которым привлекают к уголовной ответственности, считаются только те случаи, когда совершаются ДПТ. Они рассматриваются в судах и караются, порой весьма жестоко, вплоть до смертной казни или пожизненного заключения (Китай, Таиланд, США), и, как правило, зависят от тяжести его последствий. Иногда уголовные меры заранее оговорены в кодексах дорожного законодательства, иногда (скандинавская практика) каждое решение носит индивидуальный характер. И есть страны, где преступлением считается уже сама посадка за руль подшофе. Например, в Испании и Франции за это грозит соответственно до 2-х и 4-х лет.

Во-вторых, различается практика нормирования «пьянства за рулем»- допустимые промилле. Например, в ЕС наиболее распространенной нормой 0,5 промилле. А вот в Испании, Италии, Швейцарии, Великобритании, США, Канаде, Китае, Японии можно употреблять аж до 0,8 промилле. Практически это означает, что водитель массой в 80 кг. может принять перед поездкой до 100 гр. водки. В Литве для водителей грузовиков и автобусов допустимая доза — 0,2 промилле. Но есть страны, в которых норма нулевая: к таковым относятся Чехия, Венгрия, Румыния, Словакия, Россия, недавно к ней перешла с 0,5 промилле и Хорватия.

Есть страны, где норма учитывается лишь в случаях, пока не совершил ДПТ. Например, в Германии следует забыть разрешенных 0,5 промилле, даже если просто нарушил правила движения. Кроме того, норма не распространяется на начинающих автомобилистов, чей стаж меньше двух лет, а также тех, кому не исполнился 21 год и водителей такси. При этом штрафы зависят от повторяемости нарушений: в первый раз — 500 евро, второй раз — 1000 евро, ну а третье нарушение обойдется в 3000 евро.

Зависимость нормы от стажа и возраста водителя характерна и для США.

Кто круче?

В-третьих, практика санкций различается акцентами: экономическим или физическим ( лишение свободы, принудительные работы и т.п. – вплоть до бюрократических накачек). Экономический акцент наиболее ярко выражен в Скандинавии, где штрафы взимаются по индивидуальным тарифам — в процентах от дохода и с учетом финансового состояния человека. Так, с одного богатого норвежца, проехавшего пьяным состоянии ровно 400 метров, в Осло содрали 109 тысяч долларов. Очень жестоко карают нарушителей во Франции. Эта страна, еще недавно отличавшаяся мягкостью санкций, резко поменяла свое отношение к алкашам, и сегодня по величине штрафов стала одним из европейских лидеров. При норме в 0,5 промилле размер штрафа за превышение может достичь 30 тысяч евро с изъятием прав и 8—12 месяцами тюрьмы. А в случае гибели человека и ли нанесении ему тяжких повреждений – до 150 тыс. евро и 10 лет тюрьмы.

Кстати, очень сурово расправляются с пьяными и в соседней Беларуси, где вилка штрафов от 230 до 9615 евро.

Из неевропейских стран особой суровостью отличаются японцы. Именно здесь был выписан самый крупный в истории штраф любителю пьяной езды – 2,5 миллиона долларов за ДТП в нетрезвом виде, в котором пострадали другие люди. При этом минимальное наказание за нетрезвое вождение в Японии составляет до трех лет лишения свободы с исправительными работами или штраф в 500 тысяч йен (около шести тысяч долларов). В ситуации, когда нетрезвый автомобилист попал в аварию и скрылся с места ДТП, наказание составляет 10 лет лишения свободы или 1 миллион йен штрафа (около 12 тыс. долларов). Кстати, Япония, быть может, единственная страна, где сурово может быть наказан и пассажир транспортного средства, который знал, что водитель управляет автомобилем в пьяном виде. Ему грозит до трех лет тюрьмы или большой штраф – в зависимости от степени опьянения водителя.

В некоторых странах, например, в Чехии, норма нулевая, но при этом градация наказаний зависит от количества обнаруженных промилле. Если оно превышает единицу, то назначается максимальная кара — штраф от 1000 до 2000 евро, лишение прав на 10 лет или тюремному заключению сроком до трех лет. Такой же порядок в Литве: если водитель без стажа будет иметь в крови от 0,2 до 0,4 промилле алкоголя, предусмотрен штраф от 500 до 1000 литов. От 0,41 до 1,5 промилле — штраф до 1500 литов с лишением прав от 12 до 18 месяцев. И так — по нарастающей.

Очень разнообразны размеры штрафов в В США, где в каждом штате свои законы. Максимальное наказание существует в Иллинойс, где могут пожизненно лишить прав, освободить на 25 тыс. долларов и на 3 года посадить за решетку.

Зачастую санкции сопровождаются изысками бюрократических процедур, которые досаждают порой не менее, чем штрафы. Например, в Великобритании проверка водителя проходит с помощью алкотестера без точного указания количества алкоголя в крови, прибор оснащен тремя индикаторами – «алкоголь не обнаружен», «содержание алкоголя попадает под лимит» и «содержание алкоголя превышено». В случае превышения нормы водителя отвезут в участок для экспертизы на более точном оборудовании. В свою очередь, если прибор в участке опять показал превышение, то водителю предложат сдать кровь и мочу на анализ. Полиция также может задержать автомобилиста в отделении, чтобы тот снова не сел за руль, причем иногда это занимает целую ночь.

В Германии нарушителя подшофе могут лишить прав на месяце с возможностью их вернуть только после прохождения освидетельствование у психолога. А на этом могут уйти годы, не говоря уже о затратах, достигающих до 15 тыс. евро.

В некоторых странах (в Финляндии, Швеции, США, в Германии) в качестве «меры морального воздействия» применяется требование оборудовать кабину автомобиля алкозамком, разумеется, за свой счет. В Финляндии т Швеции, где пьяного водителя нагреют на 15 и 40 окладов, еще в придачу заставят пройти курс психотерапии т сдать анализы на состояние печени – тоже за свои.

Путин нахмурился

В России наведение порядка происходит в лучших традициях политического угодничества этой страны. Как всегда, тон задал Владимир Путин, который в ответ на страшное ДПТ в Москве, унесшее семь жизней, в конце сентября призвал «начать просто карать». В ответ «единорос» Вячеслав Лысаков подготовил законопроект, в котором предлагались новые, более жесткие санкции за различные дорожные нарушения. Однако в конце ноября уже премьер-министр Дмитрий Медведев в своем видеоблоге счел, видимо, предложенные меры слишком мягкими и потребовал штрафовать пьяниц за рулем до 500 тыс. рублей. Причем по ведомой лишь ему одному логике эту сумму он адресовал только к Москве и Питеру, в то время как другие регионы ограничил лишь 250 тысячами. Буквально на следующий день вице-премьер Игорь Шувалов прокомментировал настрой своего шефа, заявив, что «по мнению экспертов» штрафы должны быть столь значимыми, чтобы составлять среднюю стоимость автомобиля на рынке.

Этого стало достаточно, чтобы немедленно в Думе родился другой законопроект. Правда, его автор – лидер патриотического объединения Ирина Яровая все же умерила аппетит – уж слишком шумную волну негодования вызвало ЦУ Медведева. Она предложила ограничиться суммой штрафа до 50 тыс. с увеличением до 200 тыс. рублей при повторном нарушении. Зато потребовала в случае ДТП со смертельными последствиями тюремный срок от 10 до 15 лет в зависимости от числа жертв (вместо 7 и 9 лет по действующему закону), а также фиксировать на видео момент освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и установить видеорегистраторы во все машины сотрудников ДПС. Такая мера, считает она, позволит избавить от взяток. Ее коллега Сергей Железняк рекомендовал еще и ввести снабдить процесса составления протокола с онлайн-трансляцией, чтобы у полицейского не было соблазна отключить камеру и рассчитаться с нарушителем за кадром.

До Нового года законопроект этот Дума додумать не успела, но, похоже, что вскоре он будет принят, так как получил уже одобрение правительства. А сам премьер дал понять, что «погорячился».

И такого рода инициатив, наверное, будет еще немало. Например, кипрские полицейские, разгневанные вызывающе дерзким, агрессивным поведением горячих тамошних водителей, требую ввести и вовсе оригинальную меру — вешать на ноги нарушителям цепи.

СтраныНорма промиллеШтраф, евроАрестЛишение водительских. правПрочие меры
Великобритания0,8До 7200До 3 лет
Канада0,8До 790До 4 мес.До 2 лет
США0,8Очень разные, в среднем около 577До пожизненного заключенияВ основном до 0,5 года, иногда – на всю жизньВ некоторых штатах лишают автомобиля
Китай0,8Предусмотрены крупные штрафыПредусмотрено тюремное заключениеДо 5 летДо смертной казни
Германия
0,5500-3000При повторном нарушенииПлатная экспертиза психики, пересдача на права
Франция0,5До 150 тыс. Общественные работы до 15 лет
Россия0До 1301,5-2 года
Ирландия 0,5До 50001-3 года
Италия 0,8500-6000До 3 лет
Украина0,2200-32640-50 часов обществ. работ, 7-10 суток арестаДо 3 летВ случае смерти – до 15 лет
Беларусь0,3230-9615До 2 летМожет быть назначено принудительное лечение

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 981
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 43
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 170
0