Стоит ли бранить таможенного посредника?

13621
После того, как на портале Cargonews.lt появилась статья «Перевозчики страдают от таможенных посредников», среди перевозчиков закипели дискуссии о работе таможенных посредников – одни их ругали, другие пытались «реабилитировать».
Мы решили проанализировать эту тему подробнее, но, увы, почти все таможенные посредники, к которым мы обратились, отказались делиться особенностями этой работы. И всё-таки собеседник нашёлся, однако он не захотел называть своего имени, мотивируя это тем, что не хочет портить отношений с таможней, работодателем и заказчиком.
Понятия вводят в заблуждение
Прежде всего, надо начать с того, что нередко путаются понятия «таможенный посредник» и «представитель таможенного посредника». Для того чтобы путаницы было меньше, предоставим точные определения.
Таможенный посредник –  это фирма, которая выполняет таможенные формальности для других фирм. Для того чтобы фирма могла заниматься этой деятельностью, она должна получить лицензию Таможенного департамента (ТД).
Представитель таможенного посредника – лицо, которое может работать на одну или несколько фирм, т.е. выполнять таможенные формальности. Он обязан сдать специальный экзамен, получить удостоверение и справку, в которой указано, от какого представителя таможни он работает.
Декларант – любой представитель отправителей или получателей груза. Этому представителю приказом руководителя фирмы выдаётся доверенность.
По данным ТД, 31 декабря 2009 г. в Литве действовало 307 фирм таможенных посредников. В них работало 1052 представителя таможенных посредников.
Представитель таможенного посредника по предоставленным фирмами документам заполняет необходимые для таможенных формальностей документы. Основным документом является так называемая таможенная декларация. Так же необходимо заполнить накладную CMR, TIR книжку, сертификаты происхождения и пр.
Тот, кто предоставил таможенную декларацию, берёт на себя ответственность за правильность указанных в документах данных. У каждого представителя посредника таможни есть личная электронная подпись (код EORI). Этот код распознаётся во всём Евросоюзе, как только декларация попадает в таможенную систему.
Почему перевозчики так часто ругают таможенных посредников?
Не секрет, что больше всего проблем возникает при работе с российской таможней. По словам опытного таможенного посредника, большинство перевозчиков ругают таможенных посредников не из-за мелких ошибок, например, неправильно вписанного номера машины, но из-за гораздо более серьёзных вещей. Таможенные посредники слепо выполняют требования своих заказчиков и декларируют грузы так, как этого хотят российские получатели. «Всем известно, что на таможенных складах проводятся одна или даже несколько процедур купли-продажи, из-за которых несколько раз меняются собственники грузов, стоимость товаров. Так же нередко случается, что товары получают новые названия. Если смотреть на эту ситуацию глазами литовца – большого криминала в этом нет, так как количество товара не меняется, экономика Литвы из-за этого не страдает, часто в бюджет попадает даже больше денег, так как платятся налоги за выполненные услуги. Есть и другая сторона медали – после таких «вариаций» на таможенном складе сильно страдает российская налоговая система. Поэтому российские таможенники и «строят» наших представителей перевозчиков – водителей – требуют от них разъяснений, которые часто заканчиваются взятками. А эти взятки приходится оплачивать именно перевозчику. Он тратит своё время на то, чтобы убедить российских таможенников взять взятку и разрешить ехать дальше. Конечный результат – посреднику таможни платят за «помарки», а перевозчик страдает финансово», — рассказывает бывший посредник таможни.
Это ситуацию прекрасно характеризует популярный анекдот про работу таможенных посредников.
В документах о грузе написано: искусственные пальмы – 2000 шт.
Запись в таможенной декларации: пальмовая роща – 1 шт.
Кому больше всего нужен таможенный посредник – перевозчику, отправителю или получателю?
После того, как Российская Федерация ужесточила требования контроля грузов, перевозимых литовскими перевозчиками, они стали предъявлять претензии таможенным посредникам, мотивируя это тем, что те некачественно выполняют свою работу. Переоформляя грузы, они предоставляют перевозчикам не все необходимые документы, например, не хватает сертификатов происхождения, качества, листов упаковки грузов, часто указывается неправильный вес грузов. Перевозчиков возмущает еще и то, что книжки TIR Carnet заполняются не на русском языке (зам. ред. TIR книжка может заполняться на литовском языке или любом другом языке ООН, среди них и русском, поэтому перевозчик может выбрать, на каком языке эта книжка будет заполнена).
Бывший таможенный посредник говорит, что, по сути, услуги таможенных посредников для перевозчиков не являются жизненно необходимыми: «TIR книжку может заполнить и представитель перевозчика – водитель. Ведь он расписывается в TIR книжке, подтверждая, что предоставленная информация является верной. Возникает вопрос, сколько водителей сможет заполнить TIR книжки. И всё-таки очевидно, что посредник таможни больше нужен отправителю и получателю груза. Чаще всего у этих сторон нет нужной квалификации и лиц, способных декларировать товары на таможне».
Тенденция на рынке такова, что почти все перевозчики пользуются услугами таможенных посредников, если сами не являются фирмой – таможенным посредником.
Мы поинтересовались у опытного таможенного посредника, случается ли, что TIR книжки заполняются так, как этого хочет Россия: «Если бы неверная информация предоставлялась намеренно – это считалось бы организацией контрабанды. Но ведь всегда можно найти способы, как назвать вещь другим именем (подобрать синоним), чтобы появилась возможность применить двойные стандарты, растамаживая товары в другой стране. Получатели россияне прекрасно знают этот порядок, поэтому и выдвигают посредникам большие требования, чтобы документы были заполнены очень чётко, по буквам. Кроме того, они требуют присылать копии всех подготовленных для таможни документов, и только после того, как российские получатели груза соглашаются с тем, что там написано, эти документы могут быть предоставлены таможне».
Какой на самом деле является рабочая кухня таможенного посредника, знают только они сами. Ясно только одно – таможенный посредник обязан постоянно лавировать между заказчиком – защищать его интересы на таможне – и не нарушить требований таможни. Очевидно, что те фирмы перевозчиков, которые и сами предоставляют услуги таможенных посредников, гораздо более гибко и снисходительно смотрят на работу таможенных посредников.
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 982
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 45
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 153
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 171
0