Его величество „Актрос“ Четвёртый: впечатления после испытания

10837

Ровно 15 лет назад в Литву прибыл первый новый тягач, который должен был стать мечтой всей водителей дальних рейсов, — „Mercedes-Benz“ класса SK. Перевозчиков это не напугало: SK был фантастически надёжным и легко ремонтируемым тягачом, поэтому на презентацию новой модели транспортников привело любопытство и большие надежды. И всё же они не ожидали революции в искусстве создания тягачей.

 

Начало династии

 

Новая модель вместе со своим странно звучащим для литовского уха названием  „Actros“ и полным диктатом электроники над старой доброй механикой у кого-то вызвала восторг, а у кого-то — беспокойство. Некоторые решения, известные из литературы и считавшиеся ожиданиями будущего, были воплощены в серийном тягаче, что было чем-то из области фантастики.

 

Электронные тормоза, новые 6- (12, 0 л) и 8-цилиндровые (15,9 л) двигатели V-образной формы OM 501 и 502 с электронным управлением. Автоматизированная коробка передач, в которой передачи переключаются с помощью электронной системы „Telligent“. И вместо огромного рычага управления в правый подлокотник был вмонтирован небольшой, почти игрушечный „джойстик“. Ощущение было такое, что перспектива будущего, не постучавшись, появилась в дверях и, как в старом фильме, сказала: „Здравствуйте, я ваша тётя, только не из Бразилии, а из Германии“.

 

По прошествии 15 лет история снова повторилась, так как „Mercedes-Benz“ вновь подготовил революцию. Как утверждают производители, здесь всё по-новому. Однако мы уже не такие почитатели механики, как раньше. Мы уже знаем, что такое электроника и чего нам от неё ждать. Мы также знаем, сколько стоят её злые шутки. Мы можем предполагать, что нас ожидает, поэтому мы не спешим радоваться, как бы нас не убеждали маркетинговые специалисты в том, что новый „мерс“ провёл тысячи часов на аэродинамическом стенде, проехал миллионы километров через африканские пустыни и полярные снега.

 

Мы понимаем: там ездили мастера высшего класса, а в реальной жизни за руль автомобиля сядет не всегда самый профессиональный водитель. Также неизвестно, какие механики будут ремонтировать тягач. Неясно, какое топливо и какие эксплуатационные жидкости попадут в его баки. И будут ли владельцы придерживаться регламента технического осмотра автомобиля? Только тогда мы сможем узнать, что это и с чем его едят, а теперь…

 

Взгляд вблизи

 

А теперь уже в нашем дворе — новёхонький „Actros“. Я смотрю в окно и пытаюсь представить, кому может понравиться его дизайн — массивный квадратный подбородок и грозно оскалённая пасть, как у плохого героя из детского мультфильма. Да, конечно, современная эстетика агрессии… Она уже изуродовала экстерьеры „Audi“, „Peugeot“ и прочих легковых автомобилей, теперь очередь тягачей.

 

Ну да ладно, дизайн — это дело вкуса, может кому-то и понравится эта оскалившаяся морда. В конце концов, к ней можно будет привыкнуть. Более того, изнутри её не будет видно, а интерьер, насколько я помню, выглядел очень даже неплохо. Сложнее будет смириться с мыслью, что в крышке двигателя снова нет откидной ступеньки (вместо неё — небольшая откидная лесенка): в хорошую погоду такая ступенька становилась прекрасным обеденным столиком. На неё также было удобно становиться. А теперь придётся висеть на этой лесенке и крепко держаться за прикреплённые вверху возле стекла ручки. Что это — упущение конструкторов или дань аэродинамике? Тем не менее, в других тягачах иных производителей такая ступенька есть, и не маленькая!

 

Идём дальше, нас ждёт дорога. Так как электронным ключом уже сегодня никого не удивишь, остаётся сказать, что ключ этого „Actros“ имеет множество различных функций управления и контроля помимо привычного открывания двери и запуска рабочих систем тягача. Это достаточно удобно, так как не нужно взбираться в салон за каждой мелочью. Более это, частое карабканье в кабину не станет радостью: большинство модификаций этой модели имеют салоны с ровным полом, для чего требуется ещё одна ступенька. Кабина тягача достаточно широка (2500 мм в ширину) и, её высота над уровнем земли, вероятно, является рекордной среди семёрки других тягачей этого класса. Это было бы не беда: водители дальних рейсов день-деньской сидят за рулём, поэтому размять ноги всегда неплохо.

 

И всё же проблема есть, хоть и небольшая: крыло кабины практически сливается со ступеньками, поэтому при выходе опереться на ступеньку возле арки колеса удаётся только кончиками пальцев. Взбираясь в кабину, можно держаться двумя руками за ручки, даже если нога соскользнёт, упасть невозможно. Однако если приходится что-то занести в кабину? Не стоит забывать и о такой возможности.

 

Радикальное решение было найдено лишь в тягачах  „Renault Magnum“ — ступеньки в кабину размещаются перед осью. Кстати, в концептуальных моделях DAF XFC 2002 и MAN „Concept S“ также предлагается похожее решение.

 

И наконец-то мы в кабине. Можно что угодно думать о её наружности, внутри она — превосходная. Даже бюджетный вариант радует глаз пропорциями между различными частями. Особо удобны сиденья: по-немецки твёрдые, но приятные. А боковая поддержка — просто сказка! Зная, что предыдущие „актросы“ любили раскачиваться по сторонам и кивать каждому встречному автомобилю, я был рад сидеть стабильно, не раскачиваясь во все стороны.

 

Можно было бы и тронуться, но куда конструкторы запрятали фиксатор положения руля? Обыскав везде, где только можно, я смотрю на кнопки панели приборов — может фиксатор теперь электронный? И всё же нет, он оказался запрятанным глубоко под передней панелью с правой стороны, достать его можно лишь носком ступни. Непривычно, но почему бы и нет? Ища фиксатор, я успеваю осмотреть салон. Ровный пол, из-за которого теперь каждый раз придётся залазить выше. Некоторые считают это признаком престижа и удобства. Ровный пол есть не во всех моделях, в основном его владельцы — автомобили с многолитражными двигателями. Однако большинство опытных водителей с удовольствием выбрали бы тягач с невысоким 10-15-сантиметровым туннелем, разделяющим зоны работы и отдыха. Поверхность тоннеля становится практически святым местом, на которое можно наступать только в носках или специальных шлёпанцах. Такая иерархия пространства позволяет легче почистить затоптанную рабочую зону, поэтому гораздо проще поддерживать чистоту и порядок. Конечно, ожидая документы или груз можно выдраить и весь салон, однако не так много мужчин любит эту работу. Всё это: размер бардачков, удобство койки, управление электричеством и светом в салоне — объект внимания в продолжительной поездке. Поэтому о них можно будет судить, только совершив несколько (лучше дальних) рейсов, поэтому пока что отложим их обсуждение.

 

В пути

 

А теперь — поехали. Ключ — в гнездо, рядом — кнопка старта размером в монету в 1 лит. Современно, но что это — последний писк моды или какое-то рациональное техническое решение — я не знаю. Время покажет.

 

В новом  „Actros“, естественно, новый двигатель. Раньше, на сколько я помню все рекламные буклеты „Mercedes-Benz“ хором прославляли моторы V формы и свысока смотрели на предлагаемые конкурентами однорядники. Теперь возле меня шестицилиндровый 12,8-литровый однорядный мотор мощностью 420 л.с. Однако, новым он является только для тягачей этой компании: уже несколько лет его „собратья“ только с другими именами — „Detroit Dysel“ и „Mitsubishi“ — устанавливаются в тягачах других марок. Европейцы смогут вздохнуть с облегчением — может, детские болезни двигателей будет вылечены?

 

А вот ещё одна новинка — с правого подлокотника исчез „джойстик“ для управления автоматической коробкой передач. Теперь его работу выполняет небольшой рычажок под рулём с правой стороны. Это уже встречалось в „Scania“, „Renault“ и небольших грузовиках „Volvo“. И всё же рычажок более удобен и логичен по сравнению с встроенным в подлокотник управлением, которое заставляло водителя пользоваться им даже тогда, когда не надо. Мне оно не нужно ни с джойстиком, ни без него, более того, рычажок позволяет пользоваться всему необходимыми функциями, которые предоставляет „PowerShift 3“.

 

Дорога — момент правды о новом грузовике. Здесь словно туман рассеиваются рекламные обещания и уверения. В первую очередь становится заметно, что обещанный „новый уровень динамики езды“ действительно новый, но по сравнению со старым  „Actros“ вряд ли он займёт первое или второе место в гонке тягачей. Также маловероятно, что  „Actros“ станет первым в плане экономии топлива: 25,5 л/100 км с пустым полуприцепом — это такой же результат, что и у  „Scania“ R серии с 440 л.с. и IVECO с 450 л.с. и таким же литражом двигателя. Зато сразу же подкупает новое шасси „Actros“: тягач стоит на дороге так стабильно, что может посоперничать с признанными лидерами в этом  —  „Scania“ и DAF.

 

Из-за четырёх воздушных подушек и новой ведущей системы задней оси шасси больше не шатается и не качается на неровностях дороги, легко перепрыгивает ухабины и быстро разгоняется. Кстати, автоматическая коробка передач третьего поколения „PowerShift 3“, можно сказать, нагнала конкурентов и переключает передачи плавно и точно. У водителей больше не останется желания перенять управление в свои руки кроме как в горах, где автоматы всё ещё не научились прогнозировать ситуацию. Единственное, чего мне не хватило на панели приборов, так это более яркой зелёной зоны на тахометре.

 

При езде в автоматическом режиме зелёная зона, может, и не очень нужна, однако „PоwerShift 3“ позволяет выбрать ручное управление, при котором надо строго контролировать количество оборотов. К тому же в кабине практически не слышно работы мотора в любом режиме, поэтому можно запросто обмануться. И, наверное, наименее понравившаяся вещь — слишком „жёсткая“ педаль электронного акселератора: даже при непродолжительной езде нога устаёт нажимать на него, а в длительной поездке придётся либо натренироваться, либо покупать лекарства от боли в мышцах.

 

Эволюция революции?

 

Итак, когда свыкаешься с тягачом так, что его вождение перестаёт вызывать проблемы, начинаешь думать, так что же у нас есть? Новая, как говорится в рекламе, революционная модель „Mercedes-Benz“? Но где же здесь революция? Здесь, в кабине тягача я её не вижу. И в дороге тоже! Если так называется то, чего достигли уже другие производители без громких лозунгов, то эта революция — всего лишь рекламный трюк. Либо существуют какие-то решения, которые невозможно сразу заметить и оценить. Ведь в такой же ситуации были и „актросы“ первых поколений, хоть революционные изменения в них были более заметные и очевидные. Да, конечно, у нас есть победитель международного конкурса „Truck of 2,012 Year“. Однако ведь и „Actros“ первого поколения — с недоработанной и ненадёжной конструкцией — много лет вводил водителей в отчаяние, но также являлась лауреатом этого конкурса в 1997 году. Несколько лучшим, но всё ещё проблемным, был победитель конкурса в 2004 году. Затем не могу сказать, что безукоризненными были и модели 2009 года, — зачем тогда устраивать революцию 2012 году, про которую трубят не СМИ, а сами производители?

 

И только когда у тебя появляется больше информации об этой модели, ты понимаешь, что „Actros“ четвёртого поколения — это продукт политики „Mercedes-Benz“, который можно назвать эволюцией революции. Концерн постоянно конструирует, усовершенствует и развивает не отдельные узлы, агрегаты или принципы их управления, а создаёт их новые системы, в которых уже хорошо известное оборудование приобретает новые свойства.

 

Ярчайший из таких примеров — электронные водные насосы, новый гидравлический замедлитель тормозов, новая ведущая система задней оси с двумя продольными рычагами подвески и четырьмя пневматическими воздушными баллонами. Инженеры могли бы назвать множество таких узлов, однако они невидны. Водитель получает красиво упакованную конфетку, и ему всё равно, каким образом производители её сделали, главное, что она вкусная. А для перевозчика актуально, чтобы тягач был здоровым, т.е. редко ломался, легко ремонтировался и не продавался за бесценок. Для достижения таких целей революция является слишком опасным занятием, зато сейчас самое время до конца воплотить то, на что был замах ещё в первом поколении „актросов“. Электроника достаточно надёжная и, можно надеяться, что таких злых шуток, как раньше, не будет.

 

Итак, эволюция революции? Кстати, как утверждают производители, она окончательно решит судьбу следующей модели „Mercedes-Benz“: младший брат флагмана принц „Aksor“ уйдёт в историю. Вскоре на конвейере его заменит новая модификация „Actros“ с более узкой квадратной кабиной (2300×2300 мм). В отличие от флагмана она будет выпускаться со сплошным ровным полом (по желанию) или с трансмиссионным туннелем и двумя средними высотами кабины — 1460 и 1785 мм.

 

По правде говоря, этого стоило ожидать: конструирование тягача по принципу конструктора „Lego“ — это наиболее рациональное и экономически точное решение для производителя, для перевозчика — подходящее решение, так как все модели и модификации представляют одну и ту же престижное семейство флагманов.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Новости техники

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 975
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 43
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0