Стасис Мякшенас: «Не умею играть в демократию»

12925
Стасис Мякшенас – предприниматель из Рокишкиса, который вместе с семьёй является собственником нескольких компаний – сервиса по монтажу покрышек, цеха по изготовлению нестандартных паллет для грузов. И всё-таки большинство перевозчиков о нём узнали только во время Вильнюсского регионального собрания, когда он выдвинул себя в качестве кандидата на пост президента “Linava”. После этого представления одни его не любят, другие – считают героем. Однако С. Мякшенаса не интересует мнение окружающих, главная его цель – честная деятельность и благополучие окружающих.
 
Большинство перевозчиков узнали о вас во время Вильнюсского регионального собрания. Почему вы решили представиться именно так?
 
Я этого не планировал…Приехал на региональное собрание и получил доверенность от одной Вильнюсской компании.
Представьте себе, приезжает малоизвестный человек из Рокишкиса в столицу, достаёт «веер» (зам. авт. – доверенность) и выдвигает свою кандидатуру в президенты.
 
Без всякой злости я хотел показать, что означает доверенность. Это – предмет управления. Я ведь должен решать проблемы в паневежском районе, но вместо этого приезжаю на Вильнюсское региональное собрание и показываю, что могу по доверенности выдвинуть себя на пост президента.
 
Президент “Linava” подозрительно на меня смотрел, а люди в зале смеялись. Руководство ассоциации спрашивало, серьёзны ли мои намерения. После голосования я собрал 11 голосов.
 
Вы не побоялись показаться выскочкой…
 
Я этого и хотел – показаться выскочкой. Ведь устав “Linava” это позволяет.
 
С какими реакциями руководства и коллег вы столкнулись?
 
После голосования ко мне подошли три человека. Один сказал: «Стасис, тебя надо повесить», остальные похвалили за то, что я «встряхнул» ассоциацию.
 
Вы – открытый и не избегающий публичности человек, однако информации о вашем бизнесе немного. Расскажите, чем вы занимаетесь?
 
В семейном бизнесе вместе с женой Расой и тремя сыновьями работаем уже 20 лет. Наша деятельность очень разная и не ограничивается только транспортом. У нас есть сервис по монтажу покрышек, так же уже 15 лет изготавливаем нестандартные паллеты, нам принадлежит магазин здоровых товаров, а так же один тягач.
 
Действительно, очень разносторонняя деятельность. Сколько нестандартных паллет в месяц вы изготавливаете? Развозите их на своём тягаче?
 
В нашем цехе в месяц изготавливается около 5000 нестандартных паллет. Мы их поставляем 5 литовским компаниям, отвозим сами. Паллеты транспортируем и в Бельгию, Францию, Латвию, не всегда всё успеваем сами, поэтому это делают и другие фирмы.
 
У вас всего один тягач?
 
Раньше у нас их было шесть, и мы занимались более активными международными перевозками. Полтора года назад вместе с сыновьями инвестировали средства в покупку трёх тягачей Scania с полуприцепами. 10% суммы составили наши деньги, остальную взяли в кредит.
 
Если работаешь честно, большого богатства никак не наживёшь. Когда начался кризис, мы не смогли работать прибыльно, поэтому вместе с семьёй решили отдать тягачи лизинговой компании.
 
Хорошо, что наша деятельность многофункциональная. Когда не везёт в одном бизнесе, спасает другой.
 
Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
 
Тяжёлые времена миновали, сейчас работать легче. Вижу, что растёт спрос на наши паллеты. На сегодняшний день их изготавливают три человека, хотя рабочих мест – шесть. Если и дальше будем фиксировать рост продаж, примем на работу еще трёх человек.
 
Ваши сыновья с детства готовились к работе в семейном бизнесе, учились руководить?
 
Нет, мы воспитывали их демократично, они могли выбирать, чем заниматься. Я только просил их учиться и читать книги.
Транспортом они интересуются сами, для них это – «живая» школа. Сыновья видят долгосрочную перспективу бизнеса. У них более широкий взгляд, так как учились за границей, работали в Германии, Скандинавии.
 
Что касается руководства, то я всегда им говорил, что быть начальниками и руководить другими людьми – не наша цель.
Дети не боятся физической работы. Вся семья придерживается мнения, что всё нужно делать самому. Если есть необходимость, и сервис подмести, и покрышку смонтировать, не боясь испачкать руки.
 
Для того чтобы заслужить уважение, нужно быть ближе к людям, показывать им пример, а не стоять на ступеньку выше.
Я каждый день учусь у своих детей. Если они говорят: «Папа, так не стоит делать, потому что…», всегда принимаю во внимание их слова и позволяю экспериментировать.
 
Как родилось так много идей для бизнеса? 
 
Наверное, такова моя сущность. Семья тоже на это повлияла. Мой отец умер, когда мне было пять лет. Было тяжело, я видел много несправедливости и решил показать, как не надо себя вести с людьми. Бизнес – лучшая ниша для этого.
 
Чем вы занимались до начала своего бизнеса?
 
Довелось быть и председателем колхоза, однако, чем бы я ни занимался, всегда старался быть ближе к людям и слышать их. Помню такой случай: когда религия была табу, я, будучи председателем колхоза, разрешил на рабочей машине в воскресенье ехать людям в костёл. Из-за этого меня вызывал на разговор сам секретарь партии, но я смело ему ответил: ничего не боюсь, этого хотят люди.
 
В любой своей деятельности я стремлюсь к естественности.
 
Что для вас означает бизнес?
 
Для меня это удовольствие. Если в бизнесе не везёт, у меня не болит сердце, так как я знаю, что это временно. Бизнес «не съедает» всего моего времени. Везде должна быть гармония. Я нахожу время и для работы, и для семьи, и для увлечений. Не надо спешить.
 
Не спешите и в цех по изготовлению паллет? Не боитесь, что работники сделают брак?
 
Шутите? Я приезжаю туда раз в день, и то, только тогда, когда меня зовут. Я доверяю своим работникам.
Строгий ли вы руководитель?
 
Нет, я не строгий и не злой. Я всё делаю естественно, не умею играть в демократию. Когда выхожу говорить речь, моя внешность некоторых обманывает – кажусь строгим, хоть это совсем не так.
 
Может у вас есть стратегия успешного бизнеса?
 
Не знаю… Нужно быть честным. Так же очень важна поддержка семьи.
 
Как начинается ваш рабочий день? Вы с самого утра думаете о том, сколько покрышек будет смонтировано, паллет изготовлено, а здоровых продуктов – продано?
 
С утра я делаю зарядку. Я умею «очистить» голову. Хотя, конечно, бывает, что брею бороду и обдумываю совещание. Когда садимся ужинать, говорим о рабочих делах, но чаще всего жена прерывает: «Мужчины, давайте не будем говорить на эти темы». Мы умеет отстраниться от работы.
 
Что на сегодняшний день больше всего усложняет вашу работу?
 
Если сам стараешься, по сути ничто не может усложнить. Когда я думаю о том, какие преграды мне пришлось преодолеть в своей жизни, то понимаю, что сложностей нет… А пришлось столкнуться со многим – даже миллионными долгами.
И это мы преодолели вместе с семьёй. Всё зависит от отношения к проблемам. Я считаю, что ни разу в жизни не проиграл.
Суд присудил у меня 1 млн. 680 тыс. лт долга. Это так повлияло на семейный бизнес…
 
Как это произошло?
 
Мы взяли кредит в банке. Нам наложили арест на имущество. Я сказал жене: «Расяле, мы всё теряем. Даже дом». Она тогда плакала. А я ей сказал: «Мы со всем справимся».
 
Вскоре после этого суд присудил у нас еще 22 тыс. лт.
 
За что?
 
Мы должны были открыть одну организацию, наняли 22 человек, но не успели оформить трудовые договоры. Злые люди пожаловались на нас… В то утро, когда договоры должны были быть оформлены, приехали ревизоры, проверили и не нашли действующих договоров. Я сел и подумал – после миллиона еще 22 тыс.
 
Как на фоне больших финансовых сложностей остаться честным предпринимателем?
 
Присесть на 10 мин, успокоится… И идти дальше. Нет таких сложностей, которые человек не мог бы преодолеть.
 
Насколько мне известно, в Рокишкисе вы являетесь одним их самых любимых предпринимателей. Чем вы заслужили такое уважения людей?
 
Я общественник. Забочусь не только о своём сервисе и цехе, но и том, чтобы у людей было бы чем заняться.
 
На общественных началах мы создали общество «Великалнис». У нас есть публичная рекреационная зона – территория, занимающая 10 гектаров. Волейбольная площадка притягивает много людей. Там нет мусора, нет пьяниц. Висят флаги Литвы и ЕС. 
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Точка зрения

_MG_9857

Профессиональные водители показывают невероятные результаты экономичного вождения

Пять лет тому назад в Литве состоялся первый чемпионат по экономичному вождению грузовых автомобилей. Эта популярная в других странах идея у нас не только успешно прижилась, но и стала одним из наиболее ожидаемых событий в жизни транспортных профессионалов. Эти состязания давно вышли за рамки игры «преодолей трассу с наименьшими затратами топлива». Некоторые транспортные компании «привязали» экономичное вождение к системе заработной платы – им удалось достичь таких результатов, какие до недавнего времени считались «нереальными» или «недостижимыми». В конечном итоге пользу от таких соревнований почувствовали абсолютно все: предприниматели стали экономить солидные суммы за счёт сокращения затрат на топливо, водители почувствовали повышение зарплат, агрегаты грузовых автомобилей стали изнашиваться меньше и, что очень важно, резко сократилось количество различных инцидентов.

2017-07-27 1 779
0
kompo klaviatūra

Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

2017-03-02 2 645
0
thermometer-833085_640

Какова вероятность наказаний за недопустимое действие лекарственных препаратов?

Когда Европу охватывает эпидемия гриппа, вполне естественно, что каждый из нас ищет способы, как предостеречься от этой опасной болезни. Мы начинаем принимать различные лекарства, но не многие из нас задумываются над тем, что некоторые составляющие вещества могут не только иметь побочное действие, но и представлять реальную угрозу безопасности. Об этом обязаны помнить водители, в особенности, если побочное действие принимаемых ими лекарств вызывает сонливость или влияет на реакцию. Следует отметить, что водитель, подверженный этим эффектам, может понести такую же ответственность, как водитель, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Насколько велика вероятность быть наказанным?

2017-01-24 387
0
pinigas-spaudzia

Выбираем лизинговую компанию: советы специалиста, на что обратить внимание

Финансовый лизинг – одна из наиболее распространённых форм финансирования покупок транспортных средств. Услуги лизинга предлагают не только банки, но и производители грузовой техники (в форме открытия кредитных линий для своих клиентов). Как выбрать лизинговую компанию, чтобы её предложение в наибольшей мере отвечало вашим потребностям? На что, при заключении лизингового договора, необходимо обратить внимание, чтобы не попасть в финансовую или юридическую ловушку?  За консультацией по этим и другим вопросам редакция CargoNews.lt обратилась к Меркису Саукявичюсу, бывшему руководителю одной из лизинговых компаний, а ныне консультанту в области управления закупками.

2017-01-17 877
0
shutterstock_159341516

Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?

Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.

2017-01-11 834
2