Ярослав Долгополов: «Трудно быть «маленьким»

11943

Мы часто пишем про крупные, процветающие компании. А ведь рядом с ними работают и пробиваются к «звездам» совсем небольшие, чаще всего в статусе индивидуального, предприятия (ИП).

 

Это то, что с большим почтением в мире называют «мелким и средним бизнесом». Его уважают не только за то, что он дает  возможность кормиться огромной массе трудолюбивых и предприимчивых людей, но и потому что у него есть свои преимущества перед крупным : он гибче, конкретней, порой – изобретательней. В ИП “Advilsta”только пять тягачей и столько же водителей, включая его владельца Ярослава Долгополова, офисом служит его квартира, а стоянка для машин арендуется, как и бухгалтер – для подготовки отчетности. Как живется такой фирме в не самые лучшие времена , и как видится с ее диспозиции круг типичных вопросов, связанных с грузовыми перевозками, мы попытаемся выяснить в ходе очередного интервью.

 

Вопрос, откуда вырос бизнес, всегда интересен. Для небольшой фирмы – вдвойне? Ответьте прямо: где взяли деньги на приобретение первого тягача?

 

— Мне их одолжил брат, который уже пошел по этому пути. Впрочем, в начале 2000-х это не была астрономическая цифра – примерно около 20 тыс. лт.

 

А что Вас привело в этот бизнес? Вы что —  по предыдущему опыту транспортник?

 

— Да, только в другой сфере. Окончил университет по специальности авиационная электроника. Пришел в аэропорт наниматься, и получил от ворот поворот. Пробовал заняться компьютерным бизнесом, но фирма развалилась. А тут брат предложил купить тягач и вместе с ним работать. Это был “Mercedes”общей массой в 8 тонн.  

 

- Но ведь крупной фирме, наверное, работать легче. Почему же мелкие фирмы не объединяются.

 

— Знаете, есть такая поговорка: если хочешь потерять друга, займись с ними общим бизнесом. Причины разводов, как правило, в несовпадении желаний: одному хочется быстрей разбогатеть, а другой стремится развивать бизнес. Чем больше акционеров, тем трудней им управлять. Исключения обычно составляют лишь семейные фирмы, когда близкие родственники под предводительством старшего распределяют между собой обязанности.

 

- Свою команду вы формируете как – с улицы?

 

— Нет, в основном по знакомству. Но состав время от времени меняется. Некоторые уходят из-за недовольства зарплатой.

 

- Сколько времени Вам потребовалось на раскрутку, чтобы иметь нынешний парк?

 

— Достаточно много, поскольку я никогда не приобретал машины в лизинг, а банковским кредитом пользовался один раз. Все машины покупались на накопленную прибыль. Это мое правило. Может, мы потому и выжили, что не имели долгов. Самой типичной причиной банкротств среди начинающих перевозчиков является  мифическое представление, будто купив машину, можно быстро разбогатеть. И они берут кредиты, а потом выясняется, что даже в тучные времена приходит день Икс, когда требуется починка. И все доходы съедает ремонт.

 

- Где и с какими грузами вы работаете?

 

— В основном (на 90% ) в Литве. Плюс в Латвии и Эстонии. А в прошлом году начали пробовать работать и в России. При этом мы работаем только с литовскими отправителями и главным образом – через терминалы. То есть при посредстве экспедиторов. Грузы разные, но простые, в основном это промтовары. С ними меньше хлопот и риска. Как-то нам предложили одежду, но мы отказались.

 

- Почему?

 

— Из-за сложности учета и контроля. Не дай Бог, если что-то пропадет по дороге, даже  при досмотре — спрос-то ведь всегда с перевозчика.

 

- Если не секрет, сколько зарабатывают сегодня ваши водители?

 

— В основном от 1300 до 1800?

 

- А до кризиса?

 

— На 50% больше. Иногда выходило и до 4000. Зарплата, конечно, нынче мизерная, но иначе пришлось бы закрываться. А что делать: ведь с приходом кризиса цены на перевозки остались на прежнем уровне, хотя топливо и ремонт подорожали. Да и заказов стало меньше. Я подсчитал расходы за прошлый год, и получается, что вся прибыль ушла на зарплату и ремонт. Никаких накоплений.

 

- А как в этом году себя чувствуете? Есть ли признаки оживления на вашем рынке?

 

— Цены немного выросли. Во всяком случае, я уже отказываюсь от части заказов, если отправитель не соглашается поднять плату. Но все равно пока нет возможности повысить зарплату – мы лишь балансируем на грани убыточности.

 

- А почему не пробуете работать на западных направлениях?

 

— В основном по двум причинам: там суровей требования к качеству автопарка, и дорого обошлись бы экспедиторы. Они предлагают от 80 до 90 евроцентов за км. Мы подсчитали расходы на солярку, зарплату водителям, дорожные сборы и налоги, и выходит, что остается всего 50 литовских центов с километра.  Это как раз то, что полностью съест ремонт. С таким доходом можно было бы еще смириться, если бы был большой парк машин.

 

- Как оцениваете условия работы в Латвии и Эстонии? Проще говоря, там взятки берут?

 

— Нет, в Эстонии взятки не берут ни транспортники, ни полицейские. Да и в Латвии тоже. Причем, по поводу мелких нарушений часто удается отделаться извинениями. Штрафуют разве что за злостные нарушения.

 

- Тогда почему решили работать в России? Все жалуются, что и взяточничество там процветает, и на границах  очереди, и дороги плохие, и ездить по ним небезопасно…

 

— Все это так, но там выше тарифы. Платят евро за километр — туда и обратно. Правда, чем дальше, тем цена фрахта снижается. Но мы дальше Нижнего Новгорода не ездим. Вобщем, платят почти вдвое больше, чем в Балтии. Так что окупается и с учетом «накладных расходов».

 

- Чьи тягачи вам больше всего по душе?

 

— “MAN”, причем старых моделей.  Последняя самая лучшая из них – “Komandor”. “Volvo” тоже хороши, очень комфортны для водителя: сидишь как в легковушке – отдыхаешь. Мы, кстати, имеем и “Renault”: хоть меня и отговаривали его приобретать, но пока никаких проблем с ним не имеем. Только не доволен “Iveco”. И по ходовой части, и по механическим узлам машина нормальная, но много проблем по электронике. Да и ваши же публикации с таблицами поломок и простоев свидетельствуют, что по ним она сильно уступает другим.

 

-  В СМИ появились сообщения, что в России, например, уже появились индийские тягачи производства “ТАТА Motors”, которые внешне похожи на российские ГАЗы, причем они входят в «моду» благодаря своей дешевизне. Если бы их завезли к нам, Вы бы рискнули их приобрести?

 

— Если цена будет низкая, то почему бы нет. Но при одном условии – если производители создадут соответствующую инфраструктуру сервиса, обеспечивающую запчасти и ремонт. И если не будет проблем с их регистрацией в Литве на соответствие сертификатам ЕС, как это бывает с машинами, зарегистрированными в России:  перерегистрировать их очень сложно, даже если они произведены на Западе.

 

- Если спрошу в  заключении, в чем Ваш крик души как водителя, о чем бы вскрикнули?

 

-Ответить несложно: охраняемые парковки! Их в Литве – раз-два – и обчелся. В cargonews.lt недавно писали, что в Медининкай собираются оборудовать стоянку на 20 мест. А требуется – на 200! Нужны такие, как в Солочай, где имеется и гостиница, и туалеты, и кафе. Почему их не строят, когда мы и дорожный налог платим, и деньги евросоюзные есть? Ведь если ввести даже символическую плату, окупятся они за год.

 

- Обобщая нашу беседу, готовы ли Вы признать, что значительная часть бед в бизнесе обусловлена тем, что трудно быть «маленьким», что существует некий оптимум размеров транспортной фирмы? 

 

— Нет, я не думаю, что успех зависит от численности персонала. Главный фактор эффективности – загрузка машин, потому что, если она слабая, то при наличии большого автопарка размеры убытков только растут, поскольку у большой компании больше и управленческий персонал. Поэтому, главное – это найти свою нишу и обеспечить хороший маркетинг. То есть обрасти постоянными заказчиками, не теряя при этом инициативы и в обретении новых. Пока нам это удается, потому мы и живы. 

 

- Что бы Вы посоветовали людям, которые следуют по вашим стопам?

 

— Если честно, то предложил бы избавиться от иллюзий, будто это легкий и прибыльный бизнес. Это очень тяжкий, во многом — неблагодарный, хотя и интересный труд. Предложил бы крепко подумать. Впрочем, каждому – свое!  

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Точка зрения

_MG_9857

Профессиональные водители показывают невероятные результаты экономичного вождения

Пять лет тому назад в Литве состоялся первый чемпионат по экономичному вождению грузовых автомобилей. Эта популярная в других странах идея у нас не только успешно прижилась, но и стала одним из наиболее ожидаемых событий в жизни транспортных профессионалов. Эти состязания давно вышли за рамки игры «преодолей трассу с наименьшими затратами топлива». Некоторые транспортные компании «привязали» экономичное вождение к системе заработной платы – им удалось достичь таких результатов, какие до недавнего времени считались «нереальными» или «недостижимыми». В конечном итоге пользу от таких соревнований почувствовали абсолютно все: предприниматели стали экономить солидные суммы за счёт сокращения затрат на топливо, водители почувствовали повышение зарплат, агрегаты грузовых автомобилей стали изнашиваться меньше и, что очень важно, резко сократилось количество различных инцидентов.

2017-07-27 1 779
0
kompo klaviatūra

Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

2017-03-02 2 645
0
thermometer-833085_640

Какова вероятность наказаний за недопустимое действие лекарственных препаратов?

Когда Европу охватывает эпидемия гриппа, вполне естественно, что каждый из нас ищет способы, как предостеречься от этой опасной болезни. Мы начинаем принимать различные лекарства, но не многие из нас задумываются над тем, что некоторые составляющие вещества могут не только иметь побочное действие, но и представлять реальную угрозу безопасности. Об этом обязаны помнить водители, в особенности, если побочное действие принимаемых ими лекарств вызывает сонливость или влияет на реакцию. Следует отметить, что водитель, подверженный этим эффектам, может понести такую же ответственность, как водитель, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Насколько велика вероятность быть наказанным?

2017-01-24 387
0
pinigas-spaudzia

Выбираем лизинговую компанию: советы специалиста, на что обратить внимание

Финансовый лизинг – одна из наиболее распространённых форм финансирования покупок транспортных средств. Услуги лизинга предлагают не только банки, но и производители грузовой техники (в форме открытия кредитных линий для своих клиентов). Как выбрать лизинговую компанию, чтобы её предложение в наибольшей мере отвечало вашим потребностям? На что, при заключении лизингового договора, необходимо обратить внимание, чтобы не попасть в финансовую или юридическую ловушку?  За консультацией по этим и другим вопросам редакция CargoNews.lt обратилась к Меркису Саукявичюсу, бывшему руководителю одной из лизинговых компаний, а ныне консультанту в области управления закупками.

2017-01-17 877
0
shutterstock_159341516

Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?

Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.

2017-01-11 834
2