Аккумуляторы для большегрузных автомобилей. Что о них нужно знать?

shutterstock_akumas

Список сезонных автомобильных товаров довольно непродолжительный. В нём, рядом с шинами, жидкостью для стёкол и несколькими несущественными мелочами, находятся аккумуляторы. Зимой эти «энергетические хранилища» испытывают серьёзную нагрузку, поэтому вполне понятно, что именно в зимнее время всплывают основные проблемы, связанные с их работой. Тем не менее, эксперты отмечают, что «возраст» и количество циклов зажигания – это всего лишь 10 проц. объективных причин, заставляющих думать о замене аккумулятора. Остальные 90 проц. неисправностей происходят по вине водителей. Редакция Cargonews.lt решила выяснить, в чём кроется корень проблем, и как их можно избежать.

Конструктивные особенности

По сути, аккумуляторы легковых и грузовых автомобилей отличаются только по одному параметру – по величине. Это логично – ведь для того, чтобы завести грузовой автомобиль, нужно больше энергии, поэтому аккумуляторы большегрузных автомобилей в несколько раз больше, чем аккумуляторы легковых машин. Кроме того, грузовая техника подвергается более сильной вибрации, поэтому внутренняя конструкция и корпус её аккумуляторов разработаны так, чтобы при большой нагрузке не поломались.

Айварас Красуцкас, руководитель центра продажи аккумуляторов «Nabobas», обратил внимание на то, что производители аккумуляторов к своей продукции выдвигают всё более строгие требования. Между бывшими когда-то в употреблении аккумуляторами типа «Classic» и современными «Heavy Duty» или «Super Heavy Duty» – огромная разница. В процессе производства аккумуляторов нового поколения используется серебро, обеспечивающее защиту от к коррозии и температурного воздействия. Пластины, установленные на корпусе аккумуляторов, изготавливаются из свинца. Между пластинами прокладывается специальный материал, помогающий стабилизировать и предохранить аккумулятор от вибрации.

akumuliatoriai-8

«Такие приборы более устойчивы к глубоким разрядам и более долговечны. В последнее время производители грузового транспорта стали требовать, чтобы аккумуляторы были полностью герметичны, чтобы электролит в аккумуляторах был стабилизирован гелем или стеклотканью. Иначе говоря, все аккумуляторы должны соответствовать, по крайней мере, классу „Super Heavy Duty“, или быть еще лучше. Если говорить еще точнее – они должны быть более устойчивы к ошибкам, попадающимся в уходе за ними, или просто к пренебрежительному отношению».

Ошибки, возвращающиеся бумерангом

Другой эксперт, Ауримас Прасцявичюс (бывший руководитель проектов в компании «Tanagra») обратил внимание на один из основных «грехов» водителей – пренебрежительное отношение к сроку, когда следует поменять местами соединенные друг за другом аккумуляторы.

«Как известно, каждый установленный в грузовом автомобиле аккумулятор производит электрическое напряжение, равное 12 V. Если два таких аккумулятора соединить один за другим – получим нужные для техники такого „калибра“ 24 V. Но если аккумуляторы подключены по такой схеме, то, как правило на один из аккумуляторов нагрузки приходится больше. Не случайно, раньше для того, чтобы износ аккумуляторов был равномерным, советовали каждые три месяца менять их местами. Сейчас таких требований не осталось», – говорит А. Прасцявичюс.

akumuliatoriai-7

А. Красуцкас предполагает, что в будущем в большегрузных автомобилях будет 4 или даже 6 аккумуляторов. Два из них будут заводить двигатель, остальные – во время рейса питать электроэнергией другие электрические приборы, начиная от лампочки освещения в кабине водителя и заканчивая любым оборудованием для комфорта.

Дилеммы выбора

Редакция попросила всех своих собеседников поделиться советами о том, как принять оптимальное решение в выборе нового аккумулятора. Ответы экспертов оказались несколько неожиданными – между торговыми знаками существенной разницы нет.

«Теоритически, в новом аккумуляторе, который вам приглянулся, следует проверить напряжение (оно должно быть не менее 12,5 V), стартовый ток и если конструкция аккумулятора позволяет – уровень и плотность электролита над пластинами.   Стандарт проверки аккумулятора предусматривает в том числе и контроль его вместимости (количество накопленной электроэнергии). Практически вам для этого потребуется специальное оборудование. Такое удовольствие могут себе позволить только специалисты. Всем другим придётся положиться на профессиональность и честность продавцов», — говорит консультант Cargonews.lt, доцент кафедры автомобильного транспорта Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса (ВГТУ) Альфредас Римкус.

Учёный подтвердил, что некоторое время тому назад к нему с просьбой обратилась одна пассажирская компания. Компания хотела узнать, почему её автобусы не заводятся при температуре минус 20 °C, несмотря на то, что в них установлены новые аккумуляторы.

«Когда мы измерили параметры полностью загруженных аккумуляторов, выяснилось, что плотность электролитов в них составляет всего лишь 1,20 г / см2, хотя согласно требованиям, должна быть 1,28 г / см2. По этой причине стартовый ток быль на четверть слабее, чем предполагалось.  Причиной этого мог быть „возраст“  аккумуляторов, качество их пластин. Но вполне вероятно, что в данном случае ошибку допустили именно продавцы – они закупили „сухие“ аккумуляторы, а затем их заполнили или неправильно, или некачественным электролитом», — отметил доцент ВГТУ.

akumuliatoriai-51

Кстати, сейчас почти все находящиеся в продаже аккумуляторы обслуживанию не подлежат – батарейные системы электролитом заполняют производители, они полностью герметичны, поэтому покупателю не приходится ни о чём беспокоиться.

В лаборатории кафедры автомобильного транспорта ВГТУ проводились испытания пяти аккумуляторов, все они были от разных производителей («Varta», «Bosch», «AD Baltic», «Exide» и «Banner»). Аккумуляторы предназначались для легковых автомобилей, но по своей конструкции соответствовали аккумуляторам грузовых автомобилей. После измерения основных параметров выяснилось, что все они почти идеально соответствуют нормативам производителей – отличается только цена и срок гарантийного обслуживания.

Азбука эксплуатации

Технические консультанты Cargonews.lt обратили внимание на то, что заводские дефекты в аккумуляторах почти всегда выявляются в течение 2 – 3 месяцев с начала их эксплуатации. Если аккумулятор «умирает» в течение 6 месяцев, то в большинстве случаев это следствие неправильной эксплуатации или неисправностей в электрооборудовании автомобиля (утечки тока или недостаточно эффективной работы генератора).  При правильной эксплуатации аккумуляторов легковых автомобилей, напряжение зарядки должно быть 13,9–14,5 V .При полностью отключённых электроприборах утечка тока не может превышать 0,08 А.  Дополнительную утечку тока может вызвать загрязнённый или влажный корпус. Нельзя оставлять разряжённый аккумулятор без подзарядки на длительное время – начнётся разложение пластин и другие неотвратимые процессы, которые приведут к потери ёмкости и мощности аккумулятора.

Эксперты «AD Baltic» обратили внимание на то, что нередко даже водители с солидным стажем путают причины и следствия проблем, связанных с неисправностями в аккумуляторах.  В отличие от шин, внешних признаков износа аккумуляторов не видно, поэтому автомобиль, который не заводится «ни с того, ни с сего», всегда становится неприятной неожиданностью. Виновником проблемы объявляется аккумулятор, и в срочном порядке производится его замена. Неисправность аккумулятора – одна из тех немногих проблем, которую можно решить без вмешательства специалистов, поэтому единственно правильным решением может показаться замена «плохого» аккумулятора на «хороший». Всё, что требуется – зайти в ближайший магазин запчастей.

akumuliatoriai-11

К сожалению, в таких случаях новый аккумулятор станет панацеей ненадолго – через некоторое время придётся решать аналогичную головоломку. Если вы заметили, что двигатель заводится труднее, советуем обратиться к специалистам и устранить причины неисправности. Иногда аккумулятор быстро разряжается потому, что в автомобиле одновременно используется слишком много электроприборов – мощная музыкальная аппаратура, дополнительные фары, подогрев сидений, несколько систем безопасности и т.д. Всё это приводит к утечке тока, а владелец транспортного средства об этом не подозревает.

Как утверждают специалисты «AD Baltic», иногда даже такие мелочи, как загрязнённые наружные токоотводы, могут препятствовать попаданию тока в клеммы, а это, в свою очередь, станет проблемой запуска двигателя. Эти элементы должны дополнительно предохраняться от окисления. На коротких расстояниях советуем отключить все ненужные приборы, чтобы как можно больше тока оставалось на подзарядку аккумулятора. Если в розетку 12 V подключите небольшой вольтметр, сможете следить за уровнем зарядки аккумулятора и вовремя его подзарядить. Одновременно работающие электроприборы используют в три раза больше электричества, чем может произвести генератор, поэтому недостающее количество электроэнергии «отнимается» у аккумулятора.

Кстати – для того, чтобы завести двигатель требуется такое же количество электроэнергии, какое генератор производит в течение 20 минут движения автомобиля. Поэтому эксперты советую каждые несколько месяцев (особенно в холодное время года) проверять и заряжать аккумулятор дополнительно.

Периодически выполняемое дополнительное заряжение аккумулятора не только улучшит его параметры и облегчит запуск двигателя, но и продлит его «жизнь» и срок эксплуатации.

Комментарии

Rivča Inga 2014-11-10 21:02

Остальные 90 проц. неисправностей происходят по вине водителей. - вот этого умника посадит бы на фуру и потом сравнит его срок жизни акумуляторов с 90% осталных, хотелось бы видеть на сколько он бы дольше на них поездилбы....


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0