Беспилотные автомобили: тенденции развития технологии и правовые аспекты использования (II)

platooning

Тенденция вполне очевидная – работа над производством автономных или полуавтономных грузовых автомобилей приобретает всё более широкий размах. Одновременно на европейском и национальном уровне разрабатывается соответствующая законодательная база. Однако, перевозчиков, как и любых других субъектов хозяйственной деятельности, интересуют, в первую очередь, практические вопросы: насколько велика вероятность того, что в один прекрасный день беспилотные грузовые автомобили появятся на дорогах общего пользования; если появятся – то когда, и какие это будут автомобили (автономные или полуавтономные); сколько будет стоить это «удовольствие», и как придётся изменить политику трудоустройства водителей?

 

Когда понадобится меньше водителей

Комиссар ЕС по вопросам науки и инноваций Карлос Моэдас, заявил, что в скором времени управляемый человеком автомобиль превратится в такой же пережиток прошлого, как лошадь в эпоху зарождения автомобильного транспорта. В случае с автономными грузовыми автомобилями «скорое время» означает, по всей вероятности, 2023 год. В мае 2017 года Ассоциация европейских производителей автомобилей (англ. ACEA) представила «Дорожную карту ЕС в области организации движения грузовых автомобилей в автоматизированных колонах», и там чёрным по белому написано следующее: «К 2023 году на магистралях ЕС (с возможностью беспрепятственного пересечения государственных границ) без особых исключений должны быть созданы условия для движения автоматизированных колон грузовых автомобилей, в составе которых могли бы быть грузовые автомобили различных производителей. В дальнейшем можно было бы обсуждать возможность отдыха водителей, находящимися в автомобилях, следующих за флагманом. Полностью автономные грузовые автомобили появятся позже».

Только подумайте – шесть лет спустя колоны из беспилотных грузовых автомобилей могут стать обычным явлением! Конечно, практика, как правило, отстаёт от теоретических планов, но даже если вышеупомянутые цели воплотятся в жизнь через десять лет, это не такой длительный срок, как может показаться. Международный транспортный форум (англ. ITF) и три партнёрские организации (в том числе и Международный союз автомобильного транспорта, англ. IRU) представили четыре сценария развития сегмента беспилотного грузового транспорта.

Согласно первому, на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей не будет – например, потому, что не удастся решить все технологические проблемы, или с появлением такого вида транспорта будут не согласны другие участники движения. Согласно второму, автономным грузовым автомобилям будет сложно занять свое место на рынке – прежде всего потому, что отдельные государства ещё долгое время будут придерживаться собственного мнения по этому вопросу, а использовать такой вид транспорта в какой-то отдельной стране вряд ли будет целесообразно. Третий сценарий предполагает, что беспилотные грузовые автомобили войдут в обиход транспортных компаний сравнительно быстро для работы на длинных расстояниях, а вот города они «завоюют» не раньше, чем через 20 лет. Согласно четвёртому сценарию, большинство государств встретят эту технологию с большим энтузиазмом, а настроенных скептически будет немного.

Если судьба беспилотного грузового транспорта будет развиваться по наиболее оптимистичным (третьему и четвёртому) сценариям, то в таком случае, по мнению экспертов, в работе перевозчиков ненужными станут миллионы водителей. Конечно, можно надеяться, что всё останется более или менее по-старому, или если будут перемены, то они будут незначительными, но в таком случае авторы отчёта, скорее всего, не предлагали бы: а)  создать на время переходного периода консультационный совет, который бы занимался вопросами занятости водителей; б) подумать о возможности в законодательном порядке контролировать темпы внедрения беспилотной технологии; в) разработать международные правила и стандарты использования автономных грузовых автомобилей; г) продолжать испытания технологий в области производства беспилотного грузового транспорта.

Как подчеркнул генеральный секретарь Международного транспортного форума Хосе Вьeгас (José Viegas): «В следующие десять лет беспилотные грузовики могут стать обыденностью на многих дорогах. Беспилотные грузовики уже работают на таких объектах с контролируемыми условиями, как порты и шахты. Во многих регионах, в том числе в США и Европейском Союзе, проводятся испытания таких грузовиков на общественных дорогах. Производители вкладывают значительные средства в автоматизацию, а многие правительства уже приступили к пересмотру нормативных актов. Своевременная подготовка к возможным отрицательным социальным последствиям сокращения рабочих мест снизит риски в случае быстрого перехода к автоматизированным перевозкам».

Что думают перевозчики

Руководитель крупной эстонской транспортной компании Юрий Шеховцов считает, что идея использования автономных или полуавтономных грузовых автомобилей может быть ещё одной попыткой немецких и французских властей вытеснить с западноевропейского рынка восточноевропейских перевозчиков. Если эти и другие страны-старожилы ЕС заставят всех перевозчиков в обязательном порядке работать на беспилотных грузовых автомобилях (пусть даже во имя таких благородных целей, как технологический прогресс или защита окружающей среды), то понятно, что для транспортных компаний из «стран-новичков» это станет серьёзным вызовом – в первую очередь, в плане затрат, которых и так хватает (и хотя говорить о том, сколько будет стоить один беспилотный грузовой автомобиль или их колона, пока рано – этого не могут сказать даже производители, можно предположить, что недёшево). В то же время, по мнению Ю. Шеховцова, в реальных условиях работы перевозчиков автоматизированные колоны бесполезны – за исключением разве что европейских скоростных магистралей с качественным покрытием (что уж говорить о России и других странах постсоветского пространства) и таких относительно закрытых зон, как порты и крупные шахты или заводы.

Одна из крупнейших литовских транспортных компаний «Girteka Logistics» в 2016 году заключила контракт с компанией «Mercedes-Benz» на покупку 1000 современных грузовых автомобилей «Actros». Как редакции CargoNews.lt сообщил представитель компании по связям с общественностью, на сегодняшний день каких-то конкретных планов насчёт беспилотных автомобилей у неё нет, однако, по его словам, «если / как только эта технология станет общедоступной, компания обязательно её внедрит». Представители другой литовской транспортной компании – «Hegelmann Transporte» – считают, что беспилотные грузовые автомобили это вопрос обозримого будущего, и компании очень интересно, насколько эффективнее, экономичнее и безопаснее они окажутся в работе. Так как эта компания всегда проявляла большой интерес к новым технологиям и инновациям, она намерена приобрести беспилотный автомобиль одной из первых. Глава транспортной компании «Transekspedicija» Видмантас Пяледа в интервью CargoNews.lt отметил, что говорить о появлении беспилотной технологии в жизни транспортного сообщества ещё рано – нужно подождать, пока она обретёт более конкретные практические формы. Однако, по его словам, если жизнь заставит, то к этой технологии придётся приспособиться как к любой другой.

Таким образом, одни перевозчики относятся к беспилотным грузовым автомобилям скептически (если не сказать отрицательно), другие – в том числе и литовские – не боятся революционных перемен и готовы оперативно внедрить их в свой бизнес. Последний момент даёт основание предполагать, что Литва может стать одной из первых стран, где мы увидим не испытательные, а рабочие колоны беспилотных автомобилей, тем более, что подготовка соответствующей законодательной базы уже началась.

***

В заключении хочется поделиться довольно странным впечатлением, которое возникло в процессе углубления в тему. С одной стороны, в публичном пространстве множество сообщений о прогрессе в области создания беспилотных транспортных средств. С другой стороны, по ним трудно понять, насколько всё это серьёзно, и может сложиться впечатление, что все эти беспилотные колоны – всего лишь плод чьей-то фантазии. Но если вникнуть в детали, становится понятно, что в этой области ведётся активная работа по всем фронтам – проводятся испытания и конференции, принимаются законодательные акты и т.д. (кто хочет узнать больше, может ознакомиться с информацией здесь). И тогда напрашивается странный вывод – возможно, кому-то выгодно умышленно держать людей в неизвестности, чтобы в определённый момент поставить всех перед фактом, чтобы ни у кого не было возможности постоять за свои права и рабочие места.

В связи с этим вспомнились слова одного из рядовых (а может быть, совсем не рядовых) читателей Delfi.lt: «Отчаянный поиск ответов. Отрицание. Убеждение себя и других. Гнев. И, наконец, смирение. Это те пять шагов, которые вам придётся пройти, если не начнёте подыскивать для себя новые возможности уже сейчас, пока делаете то, что через 5 лет будет никому не нужно». Звучит очень жестоко, но довольно правдоподобно…

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 133
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0