В деле экспертов самое сложное – «подловить» мошенников

shutterstock_154056152

Во времена смарт-технологий, когда общество заговорило о самоуправляемых автомобилях, которые до пункта назначения доедут без помощи водителя, аварии всё ещё происходят. Человеческий фактор – одна из наиболее частых причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Последствия ДТП бывают печальными. Иногда – очень дорогостоящими, поэтому в некоторых случаях требуется мнение экспертов о том, как на самом деле развивались события в конкретной ситуации. Камеры видеонаблюдения установлены в большинстве городов, видеорегистраторы также помогают принять верное решение, однако до технологий, которые мы видим в кинофильмах, в реальной жизни ещё очень далеко.

В Литве – только 14 экспертов по ДТП

Лина Лазаренко, заведующая отделом технической экспертизы в Литовском центре судебной экспертизы, редакции CargoNews.lt сказала, что тяжеловесный транспорт попадает примерно в 1/10 часть всех дорожно-транспортных происшествий. Экспертизы ДТП эту статистику подтверждают – грузовые автомобили и их водители «действующими лицами» становятся не очень часто. В нашей стране работает всего 14 государственных экспертов, которые имеют право проводить экспертизу дорожно-транспортных происшествий. На вопрос, в какой регион эксперты отправляются чаще всего, г. Лина ответила просто: все экспертизы проводятся в Вильнюсе, в Литовском центре судебной экспертизы. Данные для проведения экспертизы предоставляют сотрудники полиции, работавшие на месте происшествия. Составленные ими схемы, рассчитанные расстояния, зафиксированные следы происшествия становятся основными составляющими «уравнения», которое пытается решить эксперт.

«Иногда у нас бывают замечания по поводу работы инспекторов. Бывает, что инспекторы не фиксируют, на их взгляд, несущественные детали. А мы по этим деталям можем составить полную картину происшествия. Банально, но факт – в нашем деле несущественных деталей не бывает. Если жизнь потерпевшего спасти невозможно, ситуация меняется – иначе рассматривается сам факт происшествия, соответственно, должны меняться действия следователей и экспертов», – говорит заведующая отделом технической экспертизы.

На место происшествия эксперты не отправляются. На практике сложилось так, что один и тот же человек не может собирать доказательства на месте происшествия, а потом на их основании проводить экспертизу. В этом отношении функции должностных лиц строго разграничены – полицейские фиксируют ситуацию на месте происшествия (фотографируют, делают видеозаписи), а эксперты используют этот материал для своих заключений.

Слово «эксперт» в последнее время стало очень модным. Экспертом называют человека, который публично высказывает своё мнение по тому или иному вопросу. Судебные эксперты – это специалисты с соответствующим образованием и компетентностью. Список судебных экспертов Литвы находится на сайте Министерства юстиции. Литовские суды также принимают во внимание заключения частных экспертов.

Водитель – фиксируй и сохрани доказательства

Вполне понятно, что дорожно-транспортное происшествие приводит водителя в шок. Но если он способен ориентироваться в ситуации и может зафиксировать обстоятельства происшествия, завотделом Технических экспертиз советует воспользоваться возможностями мобильного телефона, планшетного компьютера или видеорегистратора (правда, данные видеорегистратора могут быть не приняты во внимание швейцарскими должностными лицами). Ведь может случиться так, что когда на место происшествия приедут полицейские, ситуация уже будет другой – темнота, дождь, снег, другие участники дорожного движения могут её изменить. «Я до сих по помню слова своего инструктора по вождению – если попал в ДТП, сохрани доказательства. В первую очередь, следы торможения, так как именно они „привязывают“ автомобиль к конкретной ситуации. Если на месте ДТП есть осколки, их тоже не нужно отметать в сторону – это объективный след происшествия и дополнительное доказательство», – говорит эксперт.

Водитель или другой человек, который находится на месте происшествия, может фиксировать ситуацию при помощи фотоаппарата или видеокамеры. Визуальный материал нужно передать в руки следователю (не эксперту) – именно следователи передают экспертам весь материал, относящийся к месту происшествия. Иногда дополнительные доказательства могут быть представлены в процессе судебного расследования: новые или дополнительные обстоятельства могут повлиять на результат экспертизы. Поэтому эксперт напоминает, что на месте происшествия, ожидая прибытия должностных лиц, водитель может и должен запечатлеть всю картину случившегося.

shutterstock_44997544Водитель обязан не забывать о своём праве внести в протокол происшествия отметки о том, что должностные лица не зафиксировали, не приняли во внимание, не заметили или должным образом не оценили важные, на его взгляд, обстоятельства. Дополнительная информация в протоколе происшествия помогает экспертам вынести более точное заключение.

Вес грузового автомобиля – основная инерционная сила

По словам эксперта, легче всего разобраться в ситуации, в которой видны явные следы происшествия. Если на асфальте или другом дорожном покрытии остались следы торможения, можно составить довольно объективную картину всех обстоятельств. Кроме того, работе экспертов помогают данные тахографов.

Согласно законам физики, тяжеловесная техника в момент столкновения с легковыми автомобилями меняет направление их движения: «Если сталкивается легковой автомобиль, весящий полторы тонны, и грузовик, тяжелее почти в десять раз, то можно не сомневаться в том, что после удара легковой автомобиль начнёт двигаться в направлении движения грузового автомобиля. Удары бывают очень сильными – я никому не желаю испытать на себе проявление этих законов физики. Но ситуации бывают разные – недавно мы рассматривали столкновение двух грузовиков…Компьютерная программа, которую мы используем при проведении экспертизы, моделирует развитие ситуации. Компьютеру не важно, сколько весит автомобиль (две тонны или двадцать тонн) – он учитывает все факторы происшествия», – говорит эксперт.

Анализ проводит компьютер, подпись ставит эксперт

Всё же даже самая «умная» счётная машина не может поставить подпись под заключением экспертизы. Это делает эксперт – человек, который представляет свои выводы в любой ситуации, вызвавшей дискуссии, судебные или страховые споры. «У нас нет права ссылаться на ошибку компьютера. Ошибиться может инспектор, который находился на месте происшествия, или эксперт, который ошибочно ввёл в программу исходные данные. Но в конечном итоге решение принимает эксперт, он же берёт на себя ответственность за содержание заключения», – говорит Л. Лазаренко.

Современные программы, с которыми работают эксперты, используются во многих европейских странах. «Это, можно сказать, элементарная механика. Компьютер моделирует ситуацию по тем исходным данным, которые закладывает в него эксперт. Мы используем очень похожее программное обеспечение на то, с каким работают латыши, эстонцы, немцы или швейцарцы. Возможности нашей техники на самом деле очень большие. Но никакая техника не может заменить квалификацию эксперта, поэтому мы проводим обмен опытом, сдаём профессиональные тесты», – говорит о тонкостях работы эксперт.

Самое сложное – разбирать ситуации, в которых преследуется выгода

Как утверждает Л. Лазаренко, экспертам очень сложно проводить те экспертизы, за которыми обратились страховые компании или правоохранительные органы. Как правило, эти экспертизы связаны с определением незаконной деятельности обеих участвовавших в происшествии сторон. Обычно на места таких «аварий» полицейских не вызывают, участники происшествия просто заполняют декларацию, претензий друг другу не предъявляют, никакие следы происшествия и другие объективные доказательства никто не фиксирует. В лучшем случае может быть сделан снимок, например, повреждённого грузовика. Нередко экспертам приходится «гадать на кофейной гуще» – пока заявка на проведение экспертизы окажется у экспертов на столе, автомобиль может быть уже отремонтирован, перекрашен, продан, отправлен в рейс и т.д. Подозрения о том, что ДТП было инсценировано, вроде бы есть, но без заключения эксперта ни сотрудники правоохранительных органов, ни страховщики не берутся делать окончательные выводы. В таких ситуациях эксперты должны подключить все свои навыки и знания для того, чтобы заключение экспертизы было точным и объективным.

«По крайней мере, одна сторона происшествия всегда бывает недовольна результатами экспертизы. Человеку может показаться, что ситуация была совсем иной, однако на основании собранных следователями доказательств, эксперты пришли к другому, нежели ожидалось, выводу. Бывают случаи, когда обе стороны приходят в зал судебного заседания со своими экспертами и экспертизами. Такая практика в моде за рубежом.  В Литве на результаты экспертизы могут повлиять дополнительные доказательства, поэтому советую водителям не забывать фиксировать следы конкретного происшествия – они могут очень пригодиться», –говорит эксперт.

Технологии наподобие «CSI» только в кинофильмах

«У нас нет такого оборудования и таких технологий, какие мы видим в популярных сериалах. Если бы нам показали снимок человеческого затылка и попросили повернуть его на 180 градусов, чтобы можно было увидеть лицо – мы бы не смогли это сделать. Жизнь от кино отличается. Конечно, мы стараемся восстанавливать сценарий происшествия так, как это показывается в фильмах, только технологии у нас не такие, как в Голливуде», – рассказывает эксперт.

В моделировании ситуации важно учитывать не только скорость движения автомобиля. Важны все детали – шины, амортизаторы, состояние дорожного полотна…По словам эксперта, следы торможения позволяют делать предположение, что грузовой автомобиль ехал, например, со скоростью 93 км/ч. Но дополнительные факторы могут «подвинуть» эту цифру в большую или меньшую сторону.

Экспертиз ДТП, в которых участвовали иностранцы, мало

Иностранцы или транспортные средства, зарегистрированные в других государствах, также попадают в дорожно-транспортные происшествия. Но экспертизы таких происшествий проводятся довольно редко. Иногда специалистам Литовского центра судебной экспертизы приходится давать заключения по поводу участия литовских водителей в ДТП, произошедших за рубежом. В данном случае соблюдается сложившаяся практика: на месте происшествия должны быть собраны и зафиксированы все доказательства, и на их основании эксперт делает своё заключение.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0