Грабители топлива преподнесли урок: неосмотрительность может стоить больших денег

shutterstock_172753400

Для того, чтобы представить, в какое недоумение может прийти владелец небольшой транспортной компании, узнав о том, что во время нескольких визитов на автозаправочные станции «BP Luxemburg» и «OMW Austria» его автомобили израсходовали месячную норму топлива, особая фантазия не нужна. Фантазия начинает работать тогда, когда из подробного отчёта топливного оператора становится ясно, что в самом центре Западной Европы в течение 5 дней кто-то сумел побывать на 16-ти автозаправочных станциях и потратить на заправку дизельным топливом более 8 000 евро. Грустная часть истории заключается в том, что грузовые автомобили транспортной компании, за счёт которой кто-то заправлялся топливом в Люксембурге и Австрии, работали в противоположной стороне света, и на приобретение топлива не израсходовали ни одного цента из указанной суммы.

В редакцию CargoNews.lt обратился  А. У., один из старожил литовского транспортного рынка (по его просьбе, редакция не будет оглашать название компании) и рассказал такую печальную историю, какая только может случиться при первом столкновении с мошенниками.

«Наша компания пользуется несколькими топливными карточками: для поездок в Европу – карточкой DKV, для поездок в Литве – карточной „Statoil“, а для поездок в Россию – карточкой „ScanOil“. Одна из наших машин отправилась в рейс по Европе 8-го марта, вернулась из рейса 17-го марта. В последний раз водитель заправлялся топливом в Кальварии, на АЗС „Statoil“. В топливный бак автомобиля он залил 245 литров дизельного топлива. Через некоторое время большинство наших машин отправилось в Россию, поэтому у меня не было даже мысли о том, что нужно проверить остаток денежных средств на тех топливных карточках, которые при поездке в Россию нам не нужны. Даже 23-го марта, когда компания „Statoil“ прислала нам электронное сообщение о том, что мы практически израсходовали месячную норму топлива, мы не сразу поняли, что попали в беду. Такие сообщения операторы АЗС высылают в качестве напоминания о балансе компании, это обычная деловая практика. О том, что у нас большая проблема, мы поняли на следующий день, когда выяснилось, что в период с 19-го по 24-ое марта в сети АЗС „BP Luxemburg“ кто-то трижды заправился дизельным топливом (в общем количестве – более 2700 литров) и оплатил заправку с помощью „клонированной“ топливной карточки нашей компании», – рассказывает А. У.

Руководитель потерпевшей транспортной компании признался, что с таким преступлением столкнулся впервые за несколько десятилетий работы в транспорте, поэтому трудно описать, насколько глубоким было его разочарование.  А. У. заверил, что водитель, который пользовался топливной карточкой, «породившей» ущерб в 8 000 евро – один из лучших сотрудников его компании.

«Этот водитель очень опытный, он прекрасно знает, как нужно хранить информацию, связанную с топливными карточками. У меня нет никаких оснований подозревать его в нелояльности к компании. На сегодняшний день могу сказать лишь одно – я надеялся на более эффективную помощь со стороны „Statoil“. Представители „Statoil“ даже не объяснили, как нам быть в этой ситуации, куда обратиться за помощью, какие шаги предпринять, какие заявления и на чьё имя писать. Менеджер, который был приветливым и дружелюбным до тех пор, пока мы не стали пользователями топливной карточки „Statoil“, в сложной для нас ситуации заявил, что „криминал“ – не по его части. Некоторое время спустя мы получили электронное сообщение, с формальным текстом о том, что наш вопрос будет разбираться в рабочем порядке. Честно говоря, такой ответ нас очень разочаровал – для нашей компании 8 000 евро отнюдь не мелочь», – говорит А. У.

По словам предпринимателя, он убеждён, что топливная карточка-двойник могла быть изготовлена только на одной из АЗС „Statoil“ в Литве – как правило, именно на АЗС чаще всего происходят кражи топливных карточек. По мнению А. У., установить, кто мог воспользоваться поддельной карточкой, тоже не сложно – достаточно просмотреть записи камер видеонаблюдения, установленных на АЗС, и можно приступать к поиску мошенников. Ведь видеокамеры с точностью до секунды фиксируют, сколько топлива заправили в тот или иной автомобиль, по записям можно отследить государственный номер автомобиля. Сотрудники «Statoil» могут получить эту информацию от своих коллег гораздо быстрее, чем полицейские следователи – просто нужно желание помочь своему клиенту.

Артур Михеенко, руководитель «DKV Euro Service Baltikum», в свою очередь сказал, что прекрасно понимает и разделяет эмоции потерпевшего предпринимателя, однако, к некоторым нюансам относится более критично.

«Несмотря на всевозможные меры предосторожности и постоянные напоминания о том, как нужно хранить сведения, относящиеся к топливным карточкам, избежать краж не удаётся ни одному оператору. Такие истории происходят практически ежедневно, но научить водителей заботиться об имуществе компании или знать, с чего начать поиск мошенников, очень сложно. Я полностью уверен, что сотрудники упомянутых АЗС в Люксембурге и Австрии откажутся предоставить записи с камер видеонаблюдения даже сотрудникам правоохранительных органов, потому что законодательство в области защиты данных в этих странах очень строгое. Так как расследование этого случая проводится в Литве, а не в странах, где кто-то воспользовался чужой топливной карточкой, бюрократические процедуры могут занять много времени. Кроме того, всегда есть вероятность того, что мошенники могут не попасть в поле зрения видеокамер, что в момент преступления объективы видеокамер будут недостаточно чистыми, и на записи не будет отчётливо видно, кто и каким образом совершил преступление, и т.д. Если мошенники работают профессионально, и могут узнать даже PIN код топливной карточки, я полностью уверен, что к походу на АЗС они готовятся заранее, поэтому обнаружить следы преступления следователям вряд ли удастся», – говорит А. Михеенко.

По мнению руководителя «DKV Euro Service Baltikum», основной проблемой в вопросе сохранности и безопасности топливных карточек является отношение пользователей к защите заложенной в карточки информации.

«Я могу вам дать несколько десятков топливных карточек нашей компании – уверяю, если вы не знаете PIN кода, вы не воспользуетесь ни одной из них. Без комбинации из четырёх цифр, топливная карточка – лишь небольшой кусок пластика, не более. Если кто-то пытается угадать эту комбинацию, после нескольких неудачных попыток топливная карточка автоматически блокируется. Выходит, что грабители должны были просканировать не только информацию, записанную на магнитной полоске, но и знать PIN код. Вывод напрашивается сам собой: либо PIN код был записан на карточке или отдельном листке бумаги, либо эту информацию раскрыл водитель. Я работаю в этом бизнесе более 15 лет – поверьте, я слышал не одну подобную историю, и могу твёрдо сказать, что в 95 проц. случаев виноваты водители. Они никогда не оставляют в кабинах автомобилей свои банковские карточки с записанным на них PIN кодом, но почему-то очень часто оставляют топливные карточки компаний», – говорит А. Михеенко.

Собеседник CargoNews.lt также отметил, что очень часто водители о взломе в кабину никому не сообщают лишь потому, что не замечают никакой пропажи. Кстати, взломать кабину грузового автомобиля намного проще, чем мы себе представляем.

«Как правило, в таких ситуациях руководство компаний готово дать руку на отсечение, что водитель, потерявший топливную карточку, очень опытный и надёжный, настоящий патриот компании и вообще едва ли не родня, однако, нам свойственно иногда совершать человеческие ошибки. Я не отрицаю, что кража топливной карточки произошла на АЗС. На канале „Youtube“ полно сюжетов о том, как это делается.  Просто в жизни кража карточки на АЗС –довольно сложный „проект“ для мошенников и довольно легко раскрываемое дело для следователей. Я склонен думать, что в 95 проц. случаев кражи топливных карточек происходят по неосторожности и неосмотрительности водителей», – отметил А. Михеенко.

В комментарии к этой истории руководитель отдела продаж в компании «Circle K Lietuva» (компания является владельцем сети АЗС «Statoil») Томас Милюнас подчеркнул, что безопасности операций по кредитным карточкам во всей Европе уделяется особое внимание. Во всех подобных случаях проводится анализ обстоятельств с целью установить виновных и принять дополнительные меры безопасности.

«Несмотря на то, что в каждой подобной истории есть свои специфические особенности, могу порадоваться тому, что в 99 проц. случаев нам всё же удается установить виновников. В 2015 – 2016 г.г. мы зафиксировали 9 похожих инцидентов. Некоторым перевозчикам мы даже выплатили компенсации, но хочу подчеркнуть, что выплата компенсации зависит от результатов расследования», – говорит Т. Милюнас.

На вопрос, как можно предотвратить подобные случаи мошенничества, Т. Милюнас ответил, что все пользователи топливной карточки «Statoil» должны внимательно ознакомиться с рекомендациями, которые компания предоставляет своим клиентам.

«Во-первых, нужно как можно чаще пользоваться порталом самообслуживания „Statoil“ – эта система помогает контролировать закупки топлива в компании. Обычные для всех ограничения топливных норм можно свести до допустимых конкретной компанией норм. При этом нужно как можно чаще проверять отчёты о закупках топлива. Во-вторых, мы советуем руководителям транспортных компаний заключать с водителями договоры о материальной ответственности. В-третьих – и это самое главное – ни в коем случае не храните PIN коды рядом с карточками и не раскрывайте эту информацию третьим лицам. В целях безопасности PIN коды можно хранить в виде записи в мобильном телефоне (PIN коды бизнес-карточек компаниям высылаются отдельно). В-четвёртых, при выполнении оплаты водитель обязан убедиться, что никто, кроме него, не видит вводимую в терминал для оплаты комбинацию цифр PIN кода», – говорит Т. Милюнас.

Если у вас всё же возникнут подозрения, что топливную карточку или заложенную в ней информацию кто-то мог присвоить незаконным образом, немедленно свяжитесь с отделом по обслуживанию клиентов «Statoil» и заблокируйте карточку. Кроме того, напишите заявление в полицию с просьбой возбудить дело по поводу предполагаемой преступной деятельности.

Комментарии

Andrej Ispodnikov 2016-04-14 08:36

Добра всем, Возьмите телефон любого водилы и пролистайте записную книжку.Вы удивитесь, сколько "абонентов" имеют телефонный номер из 4 цифр! :)

Rivča Inga 2016-04-08 12:14

V 2015godu na forume bila tema pro Statoil Хищение топлива с карточки Statoil ROUTEX


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0