Кто несёт ответственность за компетенцию экспедиторов?

Office workers at desks using computers in modern office

На транспортном рынке работают две основные силы – грузовладельцы и перевозчики. Для того, чтобы взаимодействие этих игроков происходило более гладко, между ними появляются посредники – экспедиторы. Казалось бы, участие экспедиторов должно облегчить работу как одной стороны (транспортных компаний), так и другой (грузовладельцев). В таком случае  другие стороны транспортного бизнеса могут сосредоточиться на своей непосредственной деятельности. Однако, перевозчики нередко жалуются на качество работы экспедиторов, некоторые даже считают их «паразитирующими элементами». Подобное предвзятое отношение возникает по нескольким очевидным причинам: сам по себе экспедитор не создаёт «добавочную стоимость» и не предоставляет услуг (за исключением посреднических).  И часто, когда возникают непредвиденные обстоятельства, пытается уйти от ответственности. Наконец, перевозчики обвиняют некоторых экспедиторов в недостаточной компетенции.

Начнём с открытия предприятия. Как известно, для того, чтобы заняться деятельностью перевозчика, необходимо получить лицензию, сдать экзамены на получение различных сертификатов и вложить средства в автопарк. Между тем как инвестиции экспедитора могут ограничиться, образно говоря, покупкой мобильного телефона. Государственные учреждения считают, что этот рыночный сегмент в дополнительном регулировании не нуждается. Как редакции CargoNews.lt  сообщил представитель Министерства транспорта и коммуникаций, после анализа сегмента экспедиторских компаний министерство пришло к выводу, что правовое регулирование этой деятельности является достаточным, поэтому дополнительное государственное вмешательство будет излишним. Регулирование экспедиторской деятельности ограничивается Гражданским кодексом (ГК) и законами рынка.  В ГК говорится, что «за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора экспедитор отвечает в соответствии с условиями договора». Кроме того, сказано, что «если экспедитор сумеет доказать, что он нарушил свои договорные обязательства потому, что договор не выполнил или выполнил ненадлежащим образом перевозчик, то его ответственность перед заказчиком будет определяться в соответствии с теми же правилами, по которым определяется ответственность перевозчика перед экспедитором». Следовательно, перевозчики должны внимательно относиться к заключению договоров с экспедиторами.

Поскольку начать экспедиторскую деятельность относительно легко, для выхода на рынок остаётся один барьер – острая конкуренция. В отличие от перевозчиков, чьи профессиональные навыки и необходимые знания перед началом деятельности проверяют государственные учреждения, навыки экспедиторов проверяет рынок. Точнее, партнёры, которым посчастливится или не посчастливится сотрудничать с компетентным экспедитором.

Если говорить о компетентности экспедиторов, то в Литве получить теоретические знания можно в нескольких учебных заведениях. Курсы по подготовке будущих логистов-экспедиторов включены в учебные программы 15-и училищ. Это Вильнюсский центр профессионального обучения технологиям и бизнесу, Каунасский центр подготовки строителей, школа по обучению технологиям и бизнесу в Укмерге, школа по обучению технологиям и бизнесу в Кретинге и другие. Как сказано на интернет-странице одного из этих учебных заведений, «будущие логисты-экспедиторы обучаются навыкам создания и организации деятельности компаний, технологиям выполнения перевозок, методике расчёта себестоимости и других расходов не перевозку, способам организации международных перевозок, навыкам организации работы водителей-международников. Они также получают представление о требованиях национальных и международных законодательных актов, правилах пересечения государственной границы и выполнении таможенных процедур, приобретают навыки оформления международных транспортных документов, бухгалтерского и финансового учёта».

В свою очередь, «Lineka», литовская национальная ассоциация экспедиторов и логистов, организует обучения для получения международного диплома экспедитора. Этот диплом вручается сотруднику (не компании), он признаётся в более, чем 150-ти странах мира. Желающие получить этот диплом должны выслушать 9-месячный курс и сдать экзамены.

Учебный центр «Linava» предлагает экспедиторам курс по обучению основам управления и юридических знаний.

Таким образом, у человека, который хочет стать профессиональным экспедитором, есть широкий выбор мест, где он может приобрести теоретические знания.

Однако, как считают представители экспедиторских компаний, теория без практики не приносит пользу. Поэтому крупные экспедиторские компании «растят» будущих специалистов сами. Овидия Янкаускайте, директор UAB «Nunner logistics», говорит, что во время собеседования с кандидатом компания проводит оценку его личных качеств и решает, насколько легко он поддастся обучению в соответствии с внутренними процедурами компании. Комментируя уровень подготовки выпускников училищ, О. Янкаускайте говорит, что они, как правило, не владеют никакими практическими навыками. Поэтому в «Nunner logistics» таким новичкам назначают наставника, который проводит обучение нового сотрудника в соответствии с утверждённой в компании программой. Как правило, самостоятельная работа начинается после 1 – 2 лет обучения. Далее компания один раз в году проводит со всеми сотрудниками собеседование, во время которого даётся оценка их работе и принимается решение о необходимости дополнительного обучения. Профессиональные обучения проводят сотрудники компании, а такие курсы, как обучение активным продажам, иностранным языкам, способности управлять стрессом и др., компания покупает у партнёров. Собеседница согласилась, что ситуация на рынке труда довольно непростая, найти компетентного сотрудника очень сложно. В поиске способов решения этой проблемы, «Nunner logistics» сотрудничает с коллегиями и с удовольствием принимает студентов на практику.

Йоланта Заморскене, руководитель отдела персонала в группе компаний «Finėjas», также отметила, что найти хорошего специалиста очень сложно, поэтому компания старается воспитывать сотрудников своими силами. По словам собеседницы, желающие стать экспедиторами нередко говорят, что полученные в училищах знания бывают «сухими», зачастую устаревшими и далёкими от практической работы. Новички «Finėjas» также получают наставников, которые обучают их всем тонкостям работы в компании.  Позднее, с помощью тестов, приспособленных к специфике и маршрутам работы компании, проводятся периодические оценки знаний сотрудников.

Беседуя с представителями крупных экспедиторских компаний, мы пришли к выводу, что к вопросу о компетенции персонала эти компании подходят профессионально и ответственно. Примеры этих компаний указывают на основную проблему посредничества на транспортном рынке – из-за отсутствия сертификации и «низких порогов» выхода на рынок, возникает множество мелких  экспедиторских компаний. Такие экспедиторы не только не в состоянии обеспечить финансовую ответственность перед партнёрами, но и не в силах воспитать или нанять компетентных сотрудников. Если не решить, то, по крайней мере, смягчить эту проблему можно было бы с помощью сертификации экспедиторской деятельности как на уровне компаний, так и на уровне специалистов. Таким образом можно было бы повысить профессиональный уровень и надёжность транспортного сектора в целом. К сожалению, на сегодняшний день ни государственные учреждения, ни ассоциации решением этого вопроса не занимаются, хотя транспортному сообществу эта проблема известна давно.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 57
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0