Лизинг грузовых автомобилей: времена авантюристов закончились

^52F73482CEE4BBACDBB12288E91B8D62174CD43DCB3120F381^pimgpsh_thumbnail_win_distr

Всем известно, что в Литве нет единой политики формирования транспортного парка. В нашей стране право быть владельцем собственного легкового автомобиля считается едва ли не священным – именно потому на наших улицах можно встретить огромное количество четырёхколёсной рухляди, стоящей несколько сотен евро. Однако положение на рынке грузового транспорта совершенно иное.

Частные лица не используют все возможности лизинга

Сотрудники SEB банка поделились своими соображениями о том, какие автомобили могут себе позволить жители Литвы, исходя из получаемых доходов, и какие автомобили они приобретают на практике. Экономисты банка вычислили так называемый «индекс доступности автомобиля», и выяснилось, что человек, получающий среднюю зарплату (примерно 700 евро с учётом налогов) может купить в лизинг легковой автомобиль, стоящий примерно 8700 евро. Семья из двух работающих взрослых людей может себе позволить автомобиль стоимостью до 17 400 евро. Причём это будет новый автомобиль компакт- или экономкласса, или довольно новый автомобиль более высокого разряда. В любом случае он будет экономичным в плане расхода топлива, не будет раздражать своего владельца непрогнозируемыми неисправностями и будет гораздо безопаснее своих старших по возрасту собратьев. Между тем статистические данные свидетельствуют о том, что жители Литвы предпочитают дешёвые и «немолодые» автомобили – двое из трёх приобретаемых в настоящее время автомобилей старше десяти лет. «Новым» считается автомобиль, который стоит примерно 3500 евро. Даже постепенно улучшающееся экономическое положение и рост доходов никак на повлияли на стереотипное понимание того, что такое «хороший автомобиль».

Профессионалы поступают иначе

Совсем другая картина сложилась на рынке грузового транспорта. По данным ассоциации «Linava», в прошлом году 59,2 проц. всех зарегистрированных в Литве грузовых автомобилей соответствовали стандарту «Евро 5», 7,1 проц. – «Евро 4», 25 проц. – «Евро 3». Учитывая тот факт, что автомобили, не соответствующие стандарту «Евро 5», в Литве не регистрируются с 1-го января 2014 г., можно предположить, что наш коммерческий транспортный парк не только находится в хорошем техническом состоянии, но и очень молодой.

Можно спорить, насколько на такое положение вещей повлияли международные требования, и насколько рациональный расчёт, что новый и технически исправный грузовой автомобиль прослужит дольше, но факт остаётся фактом. Так как «крупнокалиберные» автомобили стоят от 65 000 до 80 000 евро, примерно 7 из 10 компаний перевозчиков покупают новые грузовые автомобили в лизинг.

Саулюс Мицкус, руководитель лизингового департамента SEB банка, комментируя эти факты, отметил, что литовские перевозчики его неоднократно приятно удивляли своим профессионализмом и способностью быстро решать сложные проблемы.

«Было время, когда грузоперевозки многим казались очень привлекательным и прибыльным делом. В это время транспортные компании в больших темпах (но не всегда предварительно взвесив все «за» и «против») расширяли свои транспортные парки, но когда этот „пузырь“ лопнул, последствия такого неосмотрительного поведения болезненно отразились не только на деятельности перевозчиков, но и на деятельности банков. Поэтому в последнее время оценка деятельности и перспектив компаний, которые планируют покупать новые грузовые автомобили в лизинг, проводится очень тщательно. Если финансовое положение компании не вызывает сомнений, если поток заказов постоянный, если её клиенты платёжеспособные, если компания работает на стабильных рынках, если на деятельность компании не повлияли европейские и российские санкции, если риски компании чётко определены – мы садимся за стол переговоров и обсуждаем сумму первоначального взноса, проценты, сроки и прочие моменты. Поверьте, у нас в Литве на самом деле много „здоровых“ компаний», – говорит С. Мицкус.

Специалист по лизингу говорит, что несмотря на то, что критерии оценки компаний более или менее универсальны, с каждым потенциальным клиентом проводятся отдельные переговоры, и ни один клиент не получает отрицательного ответа до тех пор, пока не проясняются все обстоятельства. Собеседник обратил внимание на то, что слишком доброжелательное отношение к клиенту со стороны банка может превратиться в «медвежью услугу», в особенности, если при моделировании перспектив своего бизнеса, руководители компаний допустили ошибки или не учли всех нюансов.

«От некоторых компаний, которым мы отказали в лизинге, мы даже услышали слова благодарности. Мы им отказали потому, что риск компаний, на наш взгляд, был чрезмерно большим. Время показало, что мы были правы», – говорит директор лизингового департамента.

Цена риска отличается

Интересен тот факт, что в некоторых случаях перевозчики, которым отказали крупные «продавцы денег», обращаются в небольшие банки, и там получают то, что им нужно. Правда, в таких случаях условия кредита бывают значительно строже – кредит предоставляется под большой процент, сумма первоначального взноса также значительно больше.

Ауримас Томас Сташкявичюс, руководитель лизингового департамента банка «Citadele», подтвердил, что основную часть клиентов департамента составляют молодые компании, которые не могут похвастаться продолжительной историей деятельности и широким кругом собственных клиентов.

«Начало любого предпринимательства всегда бывает трудным, но это не значит, что все новички заведомо обречены на неудачу.  С теми, кто решается открыть собственное транспортное дело, мы обсуждаем очень много вопросов – в какой сфере компания планирует свою специализацию, на какие рынки ориентируется, какие грузы и для каких клиентов будет перевозить. Если руководитель компании может чётко ответить на эти и другие вопросы – мы, как правило, заключаем договор о сотрудничестве. Безусловно, в данном случае мы рискуем больше, чем при работе с компанией, которая работает на рынке не одно десятилетие и у которой в парке не менее 40 – 50 грузовых автомобилей с полуприцепами. Поэтому наши условия довольно строгие – годовая процентная норма составляет примерно 4 проц., а сумма первоначального взноса – 30-40 проц. стоимости автомобиля», – говорит А. Т. Сташкявичюс.

Информация для сравнения: крупные скандинавские банки деятельность перевозчиков-старожил финансируют за 2,5 проц. годовых. Обычно компании, которые приобретают новую технику в лизинг, в качестве первоначальнпго взноса платят 10-30 проц. стоимости автомобиля. Срок лизинга – 3-4 года.

Руководитель лизингового департамента банка «Citadele» также отметил, что в последнее время было несколько неудачных новых транспортных проектов, но несмотря на это, случайные люди или авантюристы больше не встречаются. Бывают просрочки с платежами, но не было случая, чтобы банку пришлось возвращать своё имущество.

«Большинство перевозчиков с логистическими или экспедиторскими компаниями стараются заключать долгосрочные договоры, такие договоры обеспечивают постоянные заказы. Такие договоры, как правило, менее выгодны, чем „случайные“ перевозки, но они гарантируют постоянный заработок и возможность планировать свою деятельность», – говорит А. Т. Сташкявичюс.

Кстати, новички покупают, как правило, не новую, а подержанную технику, бывшую в эксплуатации 3-4 года. В последующие годы такая техника падает в цене меньше, чем новая. В отличие от рынка легковых автомобилей, где при покупке новой машины старая может рассматриваться как первоначальный взнос, на рынке грузовых автомобилей такой практики нет. Среди покупок клиентов небольших банков и лизинговых компаний подержанные автомобили составляют 70-80 проц.

Все специалисты по финансам, с которыми беседовала редакция, единогласно отметили, что в последние годы ставка годового процента, под который финансовые учреждения предоставляют кредит, удерживается на рекордно низком уровне, поэтому для инвестиций в производственные средства сейчас очень благоприятный момент.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0