Литва экономит на дорогах

rimvydas-gradauskas-61818383

Во время зрелого социализма с литовским именем было связано несколько стереотипов. Один из самых популярных – «В Литве хорошие дороги». Конечно, сравнивая с просёлками по ту сторону Урала, на которых застревает даже гусеничный транспорт, наши транспортные артерии казались просто идеальными. К сожалению, настоящее положение вещей было и есть намного скромнее – и что самое печальное – состояние наших дорог будет лишь ухудшаться.

Немного бухгалтерии

Чем «хорошие» литовские дороги отличаются от по-настоящему современных транспортных артерий, водители узнали несколько десятков лет назад, испробовав немецкие магистрали. Жаль, но открывшееся окно в Старый Свет, показало, что не только комплименты для наших дорог были преждевременными, но также выявилась одна из главных проблем – в советское время основные дороги были спроектированы так, чтобы выдерживать оси, нагруженные до 10 тонн поэтому когда по ним начали курсировать караваны грузовиков с европейской нагрузкой (т.е. общей массой в 40 тонн или 11,5 тонны для одной оси), дороги начали лопаться на глазах.
К сожалению, с тех пор как, были введены новые стандарты массы грузовиков, к «европейскому» весу были приспособлены только лишь 30 проц. магистралей и краевых дорог. А работы по приспособлению к тяжёлому транспорту районных и местных дорог и вовсе не дошли. Надежда, что данная проблема будет решена за короткий срок, была жива до 2008-го, когда сумма, выделяемая государством на улучшение государственно важных дорог, каждый год росла на 100 млн. литов. Однако, с началом международного кризиса в 2009-ом, финансирование уменьшилось почти вдвое, с 1257 млн. литов до 664 млн. литов.
От полного фиаско, дорожников спасали только деньги, присылаемые из ЕС. Но даже они не помогли хотя бы на минимальном уровне присматривать за состоянием дорог. По подсчётам специалистов автодорожной инспекции Литвы, данный показатель за последние 5 лет упал более чем на 8 процентов. Если в 2008-ом бездефектный присмотр за дорогами был оценён в 74,85 процента, то в прошлом году – только 66,79 процента. Состояние государственно важных дорог в баллах уменьшилось с 7,5 до 6,3.

Statistika

Специфика присмотра за асфальтом

При рассмотрении проблем экономии средств на присмотр за дорогами, глава ассоциации « Lietuvos keliai » Римвидас Градаускас обратил внимание на последствия неизбежной политики «не сунуть деньги в асфальт».
«Построив новую дорогу, примерно через 7-9 лет нужно будет дополнительно присматривать за её покрытием. В верхних слоях покрытия под влиянием атмосферы и автотранспорта появляются трещины, которые нужно обязательно убирать. Если этого не сделать, то покрытие будет портиться очень быстро. Примерно на 12-15 году эксплуатации, дорогу нужно основательно ремонтировать. Если этого не сделать, то дорога «умрёт». Когда такое происходит, то следует говорить не о ремонте, а о строительстве новой дороги, которое несравненно дороже.

Kaunas-Zarasai-Daugpilis1
Трещины и маленькие ямки в асфальте можно сравнивать с зубным кариесом. Если человек долгое время не обращает на это внимания, обычно все заканчивается операцией, во время которой зуб, (а точнее то, что от него осталось) удаляется и позже нужно вставлять имплантаты или протез. Это намного дороже и болезненнее, чем придерживаться личной гигиены, » — сравнивает Р.Градаускас.
К тому же, плохо присмотренные дороги тесно связаны с безопасным движением. Ведь нет ни одного водителя, который не пытается объехать открывшиеся весной выбоины. Если такая помеха замечена слишком поздно или ударное колесо в попытке её объехать выворачивается слишком резко, то избежать аварии не суждено. Учёные также подсчитали, что если не ремонтировать дороги, то расходы на бензин и ремонт автотранспорта сильно возрастает. Например, во время движения по гравийной дороге, расход бензина увеличивается на 30 процентов, по сравнению с расходом бензина при езде по хорошо асфальтированной дороге.

Новое распределение денег
Глава ассоциации « Lietuvos keliai » рассказывая о подготовленном проекте по бюджету на 2015-ый год, утверждает, что ещё несколько месяцев назад согласованные черновики данного документа дали надежду на улучшение ситуации.
«В изначальной версии документа было зафиксировано, что на содержание и развитие инфраструктуры в следующем году будет выделено около 1,47 млрд. литов. К сожалению, проект, который дошёл до Сейма, заставляет нас оставаться в вегетативном состоянии. Из упомянутой суммы около 250 млн. литов отправятся на «общие нужды государства». Что спрятано за данной формулировкой, можно только догадываться, но велика вероятность, что данные деньги будут просто-напросто «съедены», — прогнозирует Р. Градаускас.

IMG_8110

Из теоретически рассмотренных 60-ти процентных вычетов из акциза на бензин, только около 52 процентов будут отправлены на улучшение дорог. Ещё один важный аспект – в следующем году из общих денег, выделяемых на дороги, около 35 процентов, вместо прошлых 30, будут отдаваться на местные проекты, поэтому появится меньше возможностей улучшать магистрали и краевые дороги.
«Конечно, там тоже накопилось достаточно много проблем, которые нужно решать. Но постоянно перетягивая покрывало, ничего толкового не добьёшься», — сожалел глава « Lietuvos keliai ».

Железнодорожный фактор

Собеседник обратил внимание на ещё один парадокс. В европейской «белой книге» в приоритете стоит железная дорога, это значит, что хотя бы 30 процентов груза должны перевозиться таким путём.
«Однако, то, чего хочет достичь ЕС, в Литве уже давно достигнуто. Около 38 процентов груза транспортируется по железной дороге. Так как это цель достигнута, логично предположить, что в нашей стране приоритеты должны быть расставлены по-другому. Несмотря на это, в Литве планируется расширять сеть железных дорог (русский стандарт). Хотя, что мы будем по ним перевозить, пока не ясно», — акцентировал Р.Градаускас.
Дорожники в данном недоразумении видят один плюс – прокладывать железнодорожные пути зовут все тех же строителей дорог. Это помогает хоть как то сводить концы с концами, не получая заказов по строительству автодорог.

Pirmasis šaudyklinis konteinerinis traukinys Klaipėda-Vilnius-Klaipėda su kroviniais skirtais MAXIMA LT, UAB atvyksta į Panerių stotį
«Пока в докризисные времена, число заказов по строительству дорог росло, многие предприятия инвестировали в оборудование по производству асфальта. Теперь агрегаты, стоявшие более 100 тысяч, просто стоят без дела, хотя никто не освободил строительные компании от оплаты кредита. Если бы правящие люди ясно выразились по поводу того, сколько лет не будет выделяться средств на починку дорог, возможно, многие из предприятий продали свое оборудование или отправили его работать за границу», — рассуждает глава ассоциации « Lietuvos keliai ».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0